Ссылки для упрощенного доступа

Предвыборные маневры вокруг Триумфальной площади


Так проходила акция в Москве 31 декабря
Так проходила акция в Москве 31 декабря
Илья Яшин, участник акции 31 декабря в Москве, вышел на свободу. Борис Немцов, Эдуард Лимонов и Константин Косякин по-прежнему под арестом.

Устроители митинга в защиту свободы собраний в Москве
опубликовали шестого января заявление. Оно связано с задержаниями оппозиционных политиков, которые вечером 31 декабря пришли на Триумфальную площадь, чтобы выступить в защиту 31-й статьи Конституции. Активные и постоянные участники акций, среди которых известные правозащитники Людмила Алексеева, Лев Пономарев и Валерий Борщев заявляют, что
Начат сбор фактов, свидетельствующих о нарушениях прав граждан в связи с митингом на Триумфальной.
начинают сбор фактов, свидетельствующих о нарушениях прав граждан в связи с митингом на Триумфальной. Между тем, один из арестованных 31 декабря, оппозиционный политик Илья Яшин, вечером 5 января вышел на свободу.

Из всех задержанных на Триумфальной площади 31 декабря он получил самый маленький срок – пять суток. Бориса Немцова, Эдуарда Лимонова и Константина Косякина суд приговорил к 15 и 10 суткам ареста. Адвокаты Бориса Немцова говорят об избирательном правосудии и отмечают: для того, чтобы вынести решение об аресте одного из лидеров оппозиции, суд собрался 2 января, несмотря на выходной день. А вот рассмотреть апелляцию Немцова отказался, сославшись на все те же праздничные дни. Но и защита Немцова, и правозащитники не собираются отступать. Они будут добиваться правды даже по истечении срока ареста, требуя компенсации. Об этом заявил один из адвокатов Бориса Немцова Тимур Оников:

– Безусловно, если это постановление будет отменено (а отменено оно может быть фактически после истечения срока административного задержания), требовать какой-то компенсации можно. Такая норма в нашем законодательстве имеется.

Илья Яшин, проведя в изоляторе пять суток, сказал, что находился в лучших условиях, нежели его товарищи, да и государству за пребывание под арестом должен меньше других: из расчета 20 рублей в сутки – всего 100 рублей. Тем не менее, уже находясь на свободе, Яшин собирается продолжить борьбу за освобождение арестованных 31 декабря по политическим мотивам. В данном случае член движения "Солидарность" не делает различий между своими соратниками и людьми других взглядов. В частности, Яшин выступил в защиту члена ДПНИ Владимира Тора:

– Закон один для всех. Тор осужден ровно так же, как и мы, за то, что он является оппонентом действующей власти. И здесь имеет второстепенное значение, с каких позиций он эту власть критикует. Тор арестован по сфабрикованному обвинению, и в контексте этой истории для меня не имеют никакого значения его политические взгляды.

С Яшиным согласна председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева:

– Наша миссия – добиваться, чтобы власть, которая есть здесь и сейчас, соблюдала права граждан, уважала их человеческое достоинство. Не моя задача демонтировать режим, свергать Путина или еще кого-нибудь. Вот Путин у власти – и я буду договариваться с Путиным о том, чтобы он не смел нарушать права граждан.

Людмила Алексеева, как и другие правозащитники, которые были заявителями митинга на Триумфальной площади, намерена добиваться привлечения к ответственности милиционеров, которые лжесвидетельствовали против оппозиционеров, и судьи, отказавшейся рассматривать доказательства стороны защиты.

Сопредседатель Партии народной свободы Владимир Рыжков называет судебные
Сигнал дан не Яшину и не Немцову, не Алексеевой и не Рыжкову, сигнал дан Сидорову и Иванову: мол, даже если вы придете на согласованную акцию, даже если будете действовать в одиночном пикете (что разрешено законом), против вас сфабрикуют дело и посадят.
решения в отношении Немцова, Яшина, Лимонова и Косякина неправосудными и считает, что действия власти направлены не на устрашение лидеров оппозиции, а на устрашение общества:

– Эти акции с арестами направлены не на оппозицию, эти акции направлены на устрашение общества, граждан России. Сигнал дан не Яшину и не Немцову, не Алексеевой и не Рыжкову, сигнал дан Сидорову и Иванову: мол, даже если вы придете на согласованную акцию, даже если будете действовать в одиночном пикете (что разрешено законом), против вас сфабрикуют дело и посадят. Идет кампания превентивного устрашения перед главными политическими событиями 2011-2012 годов, – говорит Владимир Рыжков.

Лидеры оппозиции и правозащитники собираются и 31 января выйти на Триумфальную площадь. Что же касается акции, завершившейся арестами в канун Нового года, то здесь и пострадавшие, и их защита намерены добиваться правды в судах различных инстанций, вплоть до Страсбургского.

Шестого января одиночные пикеты в защиту Бориса Немцова и других оппозиционеров, задержанных в Москве 31 декабря, снова прошли в Москве и в других городах России. В частности, такой пикет состоялся в центре Кирова возле здания областного правительства. Вот что сказал участник акции, один из лидеров кировской оппозиции Артур Абашев:

– В Москве на Триумфальной площади задержали лидеров оппозиции – как коммунистической, так и либеральной – Бориса Немцова, Константина Косякина, Эдуарда Лимонова и Илью Яшина под надуманными предлогами, сфабриковав дело. Мы вышли сегодня показать, что не согласны с этим беспределом...

Плакат с надписью "Свободу Немцову, Лимонову, Косякину! Власть, соблюдай Конституцию!" участники акции держали по очереди.

А губернатор Кировской области, бывший лидер СПС Никита Белых выступил в защиту Бориса Немцова в своем блоге, заявив, что "не верит в обоснованность судебного решения и считает, что такие действия власти показывают не ее силу, а слабость".

Жесткие действия властей по отношению к оппозиции заставляют говорить об аналогиях с Белоруссией, считает политолог Марк Урнов. По его мнению, параллели очевидны: российские власти не волнует реакция зарубежной общественности:

– У меня такое впечатление, что власть решила продемонстрировать свою полную независимость от каких бы то ни было воздействий – и внутренних, и внешних. Связано это с повышенной нервозностью, вполне понятной, потому что Путин действительно полностью проиграл борьбу с Ходорковским, это абсолютное моральное поражение. Постепенно начинает нарастать недовольство ситуацией, повышается протестная активность по всем городам и весям, а тут еще очевидная внутренняя конкуренция между командами тандема и грядущие выборы. Все это заставляет власть играть очень жестко и, судя по всему, копировать Лукашенко.
Хотя совершенно очевидно, что чем больше власть упорствует в таких своих демонстративных действиях, тем больше она проигрывает, становится непопулярна. Но такое впечатление, что Путин и люди, его окружающие, выхода для себя уже не видят – им нужно демонстрировать собственную крутость.

Ситуация на самом деле существенно отличается от той, что была еще два-три назад, когда Путину все-таки хотелось быть не просто всесильным человеком, но еще членом клуба, достойно принимаемым лидерами Запада. После того, что произошло с Ходорковским, с совершенно неприличным процессом над ним, стало понятно, что власти, в сущности, уже на все наплевать. Важно просто демонстрировать мускулы и тем самым утверждать, что никаких уступок не будет, что хотим, то и делаем. В этом контексте эти все посадки, страннейшие и непристойные, и суды над Яшиным, Немцовым и над всеми остальными – сугубая демонстрация, отнюдь не рассчитанная на то, что надо будет учитывать чье-то мнение. Наоборот, всем показывают: вы можете говорить все, что угодно, а мы будем делать по-своему.
XS
SM
MD
LG