Ссылки для упрощенного доступа

Белоруссия: расколотая оппозиция


Бывший кандидат в президенты Белоруссии Виталий Рымашевский у здания КГБ Белоруссии, 4 января 2011 г
Бывший кандидат в президенты Белоруссии Виталий Рымашевский у здания КГБ Белоруссии, 4 января 2011 г
Обвиняемыми по уголовному делу о массовых беспорядках в Минске в день президентских выборов 19 декабря остаются 25 человек. В их числе пять экс-кандидатов в президенты: Алексей Михалевич, Владимир Некляев, Виталий Рымашевский, Андрей Санников и Николай Статкевич. Четверо находятся в следственном изоляторе Комитета госбезопасности, Рымашевский 1 января освобожден под подписку о невыезде. В отношении остальных претендентов на высший пост суды изменить меру содержания отказались.

В любой момент пополнить список обвиняемых могут и другие. В статусе подозреваемых проходят 10 человек, включая бывших кандидатов в президенты Григория Костусева и Дмитрия Усса. С последних взята подписка о невыезде, остальные удерживаются в следственных изоляторах. Среди них и граждане России – Артем Бреус и Иван Гапонов. В случае установления вины в отношении фигурантов дела может быть использована статья Уголовного кодекса "организация массовых беспорядков", наказание по которой предусматривает лишение свободы на срок от 5 до 15 лет.

Все они преследуются за события, последовавшие сразу после закрытия избирательных участков, когда оппозиция вышла протестовать против итогов президентских выборов. Согласно данным Центризбиркома, за Александра Лукашенко проголосовали 80% избирателей, тогда как девять других кандидатов набрали лишь 13% голосов на всех. В течение 19 декабря и в последующие дни милиция задержала около 700 человек, более 600 были приговорены к административным арестам и выплате крупных штрафов.

Кроме того, власти использовали момент, чтобы внести сумятицу в ряды демократов. Уже утром 20 декабря один из кандидатов в президенты Ярослав Романчук провел пресс-конференцию для официальных СМИ, на которой обвинил соратников по оппозиции в том, что те своими действиями поставили под угрозу тысячи жизней. Романчук, правда, потом признался, что лишь зачитал текст, подготовленный в Администрации президента.

Следом эфир на Белорусском телевидении получил и Григорий Костусев, что в оппозиционной среде также было расценено весьма негативно. Сам же политик считает, что попытки обвинить его в сговоре с властями не имеют никаких оснований:

– Мне сложно додуматься, какие цели преследуют власти, отпустив сначала меня, потом Рымашевского; сделав то, что они сделали с Романчуком... Почему я принял решение дать интервью лукашенковскому телевидению? Да, я понимал: будут инсинуации, это может быть подано по-своему. Но дело в том, что граждане, которые смотрят ТВ – тоже наши избиратели. Кроме телевидения, у нас нет иной возможности, чтобы донести до них свою позицию. Из того, что я там сказал, прозвучало: плохо, что имело место ломание дверей и разбивание окон. Что события 19 декабря отрицательно повлияют на отношения Белоруссии с Европой и США, а страна с втянется в сферу влияния России. Вот для каких целей я воспользовался телевидением, – объяснил Григорий Костусев.

А вот неожиданное освобождение из СИЗО КГБ Виталия Рымашевского стало возможным благодаря "объяснительной записке" на имя Александра Лукашенко, текст которой сам Рымашевский не разглашает:

– На все вопросы, связанные с обстоятельствами этой истории, к сожалению, я не могу пока отвечать. Могу лишь сказать, что все хотел объяснить на пресс-конференции 4 января. Но журналисты газеты "Наша Нива" уговорили сказать несколько слов для анонса нового номера. Я сделал очень сдержанный комментарий, но буквально через несколько минут после появления моих высказываний на сайте издания меня вызвали в КГБ, где предупредили: никакой пресс-конференция провести не дадут, в ином случае я снова окажусь за решеткой. Сейчас я сожалею, что начал давать интервью до пресс-конференции. Но сейчас все, что касается того письма, я вынужден оставить без комментариев, – сказал Виталий Рымашевский.

Статус остальных арестованных претендентов на высший пост остается неизменным. К примеру, Владимир Некляев хотя и был задержан задолго до начала оппозиционной акции, также обвинен в организации массовых беспорядков. 6 января суд Центрального района Минска провел закрытое заседание по жалобе адвоката Владимира Букштынова об изменении его подзащитному меры пресечения. Все ходатайства защиты были отклонены, не было учтено и то, что 29 декабря Некляев перенес гипертонический криз и опасное для жизни высокое давление сохраняется до сих пор:

-- Владимир Некляев остается под стражей, поданная мною жалоба судом, к сожалению, отклонена. Главный мотив – Некляев обвиняется в совершении особо тяжкого преступления. Я полагаю, что принятое судом решение является необоснованным, и мне даются одни сутки для его обжалования в Минском городском суде, что я и сделаю. Однако изложенные в жалобе заявления корреспондируются с предметом тайны следствия и, учитывая, что я дал подписку в орган уголовного преследования о неразглашении этих сведений, больше ничего сообщить не могу, – сказал Владимир Букштынов.

Еще один экс-кандидат в президенты Николай Статкевич три недели назад объявил в СИЗО КГБ голодовку протеста, требуя честных и справедливых президентских выборов. Его сторонники небезосновательно опасаются за здоровье политика, поскольку в предвыборную кампанию он проявил себя наиболее ярым оппонентом нынешнего режима. Говорит соратник Статкевича по социал-демократическому движению Сергей Скребец:

– Сколько еще он будет голодать, сказать сложно. Николай – человек, с одной стороны, упрямый, с другой – стойкий. Пока состояние здоровья позволит, голодовку он продолжать будет. В этом смысле он человек уже опытный: когда его несколько лет назад задерживали, прибегал даже к сухой голодовке. А на нее мало людей соглашается, потому что это страшные муки. Статкевич ее выдерживал. Но вы же знаете, какие там методы используются, – и шантаж, и угрозы, и до физической расправы может дойти. Но я уверен, что он будет держаться. Этого человека сломать невозможно, можно только убить, – заявил Сергей Скребец.

За решеткой остаются бывшие претенденты на президентский пост Андрей Санников и Алесей Михалевич. К слову, в новом году лишь защитникам Михалевича удалось встретиться со своим подзащитным. Адвокат Олег Агеев рассказал, что 6 января у него состоялась короткая беседа, держится Михалевич достойно. Впоследствии стало известно, что политика перевели из СИЗО КГБ в следственный изолятор МВД, при этом статус обвиняемого в организации массовых беспорядков за ним сохранился.

Фрагмент программы "Итоги недели".
XS
SM
MD
LG