Ссылки для упрощенного доступа

"Мандельштам" и "Мандельштама нет"


Осип Мандельштам
Осип Мандельштам
25 января в московском Центре имени Мейерхольда начнется небольшой театральный фестиваль, посвященный 120-летию со дня рождения Осипа Мандельштама.

В программе - два спектакля. Один построен на воспоминаниях вдовы поэта, Надежды Яковлевны, и называется "Мандельштама нет". Его привезет "Авторский театр" из Петербурга. Второй спектакль - под названием "Мандельштам" - представит Воронежский Камерный театр. На вопрос РС, какие тексты вошли в постановку, отвечает автор спектакля, руководитель театра Михаил Бычков:

-Спектакль мы создавали по случаю - в связи с тем, что в Воронеже, где были созданы гениальные "Воронежские тетради", наконец-то открылся памятник Осипу Мандельштаму. Мы захотели внести свой вклад, подняли документы, интересные материалы, связанные именно с воронежским периодом жизни Мандельштама. Там есть все. Есть его письма жене - домашние, подробные, интимные. Есть выступления местных писателей, которые гнобили Мандельштама и пытались мелко ему пакостить. Есть партийная переписка, даже телефонограммы, которыми тогда обменивались органы по поводу Мандельштама. И , конечно, же в спектакле есть его стихи; как же без этого.

Михаил Бычков предпочитает называть постановку литературной композицией:

- Я не могу это назвать спектаклем. Хотя все меня убеждают, что "Мандельштама" нужно оставить в репертуаре; что постановка производит цельное впечатление; что в ней есть элементы театра; что возникает впечатление целого куска жизни, вот этих воронежских лет - сумма переживаний, мыслей, творческих и человеческих проявлений поэта. Поэтому мы сохранили это название в репертуаре Камерного театра, но я не могу назвать это спектаклем: это все-таки что-то особенное.

Михаил Бычков уверен, что людей, которые понимают Мандельштама, становится все больше и больше:

- Отчасти это сязано с тем, что наш театр уже восемнадцатый сезон занимается сложной литературой. Зрители, которые смотрят Шимельпфеннинга, Макдонаха, Стриндберга, Ибсена, Чехова, понимают и любят Мандельштама. И потом, моя задача - доказать, что стихи Мандельштама - ясные, пронзительные - не поэзия для избранных, что ее может понять эмоциональный, душевно-открытый человек...

Я прочитал, как у Мандельштама подметка на ботинке износилась и понадобился сапожник. Прочитал, как он приносил апельсины своей теще... Я этих вещей не знал раньше. А благодаря этим документам, все это стало реальным, все: как он писал брату, как он вымаливал деньги, как он их клянчил практически у всех, у кого можно было - у Пастернака, у Чуковского, как он фактически унижался перед всеми, кто мог как-то помочь материально. Все это открывается в тех материалах, которые вошли в спектакль.

На вопрос обозревателя Радио Свобода, политический это спектакль или лирический, Михаил Бычков ответил:

- Для меня, скорее, лирический
XS
SM
MD
LG