Марина Тимашева: К 2011 году, объявленному "Годом России в Италии и Италии в России", Саратовский ТЮЗ имени Юрия Киселева подготовил премьеру спектакля по пьесе Карло Гоцци "Любовь к трем апельсинам". Спектакль поставлен итальянским режиссером Паоло Эмилио Ланди. Рассказывает Ольга Бакуткина. Ольга Бакуткина: На сцене - бал. Веселая кутерьма, шутки, танцы, в зале - аплодисменты и смех. Невесел лишь страдающий ипохондрией принц Таратлья. Он излечится в конце спектакля, когда после долгих странствий, в поисках трех апельсинов, обретет любовь, разум и силы, чтобы преодолеть злые чары и интриги собственных придворных. А наблюдать за этим будет добрый маг Челио и злая фея Моргана, затеявшие партию в шахматы, где вместо шахматных фигур - люди с их человеческим страстями. ''Любовь к трем апельсинам'' - первая в ряду пьес Карло Гоцци, созданных в жанре фьябы, трагикомической сказки, построенной на импровизации. Гоцци использовал в своих произведениях фольклорные элементы и принципы комедии даль арте в выборе персонажей и масок. Восстановить фьябу 18-го века на современном материале в Саратовском ТЮЗе решили благодаря сотрудничеству с итальянским режиссером Паоло Эмилио Ланди.
Паоло Эмилио Ланди: Благодаря Мейерхольду и Прокофьеву сюжет или название пьесы ''Любовь к трем апельсинам'' у вас более известны, чем даже у нас. Вообще пьесы не существует, потому что Гоцци не писал эту пьесу, он писал то, что мы называем сценарием. И мы тогда решили попробовать работать по системе комедии дель арте, то есть импровизации. Импровизация не всегда на сцене, но во время репетиций. И мы вообще, по ходу, вместе артистами сочинили эту пьесу. Мне кажется, эта авантюра - что-то неожиданное, интересное и для нас, и, надеюсь, для зрителей.
Ольга Бакуткина: Как проходила работа над спектаклем рассказывает заслуженная артистка России, исполнительница роли феи Морганы Елена Вовненко.
Елена Вовненко: Мы себя почувствовали артистами дель арте, которые сочиняют этот текст все вместе. Пока еще мы сами себе текст не писали. В конце концов, было 350 раз переписано, переделано. Ощущаешь себя сопричастным с этим, потому что от тебя зависит, что ты будешь говорить, ты здесь главный.
Ольга Бакуткина: Герои сказки Гоцци говорят языком современной улицы. Бал называют ''корпоративом'', а больной принц читает длинный перечень побочных эффектов от принимаемых лекарств. Понятны залу и планы на будущее придворного интригана Леандра.
(Сцена из спектакля)
Леандро: Ну, хорошо, побуду еще немножко премьер министром.
Ольга Бакуткина: Спектакль оформлен художником из Италии Санти Миньеко лаконично и остроумно. На фоне условных декораций особенно хороши яркие костюмы персонажей. Хореография - балетмейстера Лидии Бионди. Творческое трио во главе с режиссером Эмилио Ланди поставило в Саратовском ТЮЗе уже пять спектаклей. Сотрудничество началось 10 лет назад, благодаря знакомству режиссера и директора театра Валерия Райкова. Рассказывает Эмилио Ланди.
Паоло Эмилио Ланди: Возникла идея поставить ''Филумену Мартурано'', ''Брак по-итальянски'', это был первый и самый успешный спектакль, потому что из-за этого спектакля Елена Вовненко получила Госпремию. Так началась наша дружба. Потом они приехали и выступили на фестивале в Риме, потом вместе мы организовали путешествие и гастроли в Америку, в город Ричмонд, где я преподаю театральное искусство.
Ольга Бакуткина: Художественный руководитель ТЮЗа, народный артист России Юрий Ошеров (в спектакле он - Панталоне) считает, что возможность приобщиться к итальянской театральной школе - прекрасный опыт для творческого коллектива.
Юрий Ошеров: Мощная школа, очень нужная актерам всегда была, и сейчас, в современном театре. Она раскрепощает актера, дает возможность ему импровизировать, быть не только исполнителем, но и соавтором и роли, и пьесы, и спектакля в целом, дает выход его юмору. А в наши непростые времена, когда примеров негативных достаточно много и в жизни, и за порогом театра, это умение посмеяться многое дает. Но это, конечно, трудная работа. Вообще театр - веселое, но нелегкое дело.
Ольга Бакуткина: Нелегкое, но благодарное, поскольку, по мнению российских коллег, режиссер Эмилио Ланди имеет редкий комедийный дар и способность чувствовать и предугадывать реакцию публики. Ну а публика в этом случае отвечает взаимностью.
(Звучит музыкальный фрагмент спектакля)