Ссылки для упрощенного доступа

Пласидо Доминго как ария и человек


Пласидо Доминго
Пласидо Доминго
Испанский оперный певец Пласидо Доминго начал серию концертов, приуроченную к своему 70-летию. В Королевском театре Мадрида Доминго, отмечающий юбилей 21 января, исполнил партию Ореста в опере Кристофа Виллибальда Глюка "Ифигения в Тавриде". Постановку в Мадриде можно увидеть до 27 декабря, всего запланировано десять концертов.


Выступая на пресс-конференции в Мадриде знаменитый тенор Пласидо Доминго заявил журналистам, что лучший подарок к его 70-летию – это возможность продолжать работать. Такая возможность предоставлена ему в эти юбилейные дни Королевским оперным театром, где певец исполняет партию Ореста в опере Глюка "Ифигения в Тавриде". Спектакли идут ежедневно – до 27 января, и перед началом каждого, по признанию самого Пласидо Доминго, он волнуется, как новичок – и потому, что выступает в родном городе перед весьма взыскательной публикой, и потому что старается исполнить свою партию как можно лучше.

Впрочем, нынешние гастроли Доминго в испанской столице – это, скорее, подарок самого певца мадридской публике, поскольку он работает в основном вне Испании. Попасть на эти спектакли сейчас невозможно – билеты были раскуплены заранее. Представления прервутся лишь 21 января в день рождения Пласидо Доминго, когда в театре состоится концерт в его честь с участием коллег и друзей со всего мира. Имена исполнителей и репертуар концерта сохраняются в тайне – его устроители готовят сюрпризы. Известно лишь, что организацию концерта, который продлится не менее трех часов, взял на себя американский дирижер Джеймс Конлон. Говорится также, что в концерте непременно примет участие сопрано из Германии Ангела Деноке.
Представления прервутся лишь 21 января в день рождения Пласидо Доминго, когда в театре состоится концерт в его честь с участием коллег и друзей со всего мира

Сам юбиляр выступать не планирует. На упомянутой пресс-конференции тенор заявил, что мечтает петь на сцене еще года три-четыре. Однако, музыкальные критики, которые в эти дни посвящают Пласидо Доминго многочисленные статьи, полагают, что он явно преуменьшает свои возможности. Дело в том, что тенор, перенесший серьезную операцию в прошлом году в связи с раковым заболеванием, полностью восстановил здоровье и находится в прекрасной форме. Судя по всему, он способен еще многие годы радовать поклонников оперного искусства.

* * *

На оперной сцене Пласидо Доминго выступает 51 год. Он считается одним из лучших теноров мира второй половины XX века. Всемирную популярность принесло Доминго участие в проекте "Три тенора", в котором он пел вместе с Хосе Каррерасом и Лучано Паваротти. Об этой и других сторонах творчества испанского певца говорит оперный критик газеты "Ведомости" Петр Поспелов:

– Есть какие-то объективные процессы, которые "женят" в настоящее время оперу и шоу-бизнес, оперу и масскультуру, оперу и телевидение. К этому можно по-разному относиться. И, конечно, Доминго участвует в этом, он фигурант этих процессов. Если бы это был кто-то другой, а не он, это, возможно, приобрело какие-то уродливые черты. Он, с его чувством меры, с его обаянием, с его мастерством, профессионализмом, сообщает этому какое-то очень обаятельное измерение. Изначально кто он? Конечно, он оперный артист, настоящий оперный тенор. Репертуар его огромен, он включает в том числе и эстрадную музыку, которую он исполняет абсолютно по-оперному, нисколько не приспосабливаясь к ритмам и саунду. Он не артист шоу-бизнеса, а оперный певец, который умеет очень грамотно и тактично встраивать себя в те обстоятельства, которые диктует современный шоу-бизнес.

– За полвека своей карьеры оперного певца Доминго на сцене и в студии исполнил почти 130 партий. Как вы думаете, в какой-нибудь энциклопедии музыки, которая выйдет через столетие, когда появится большая временная дистанция, Доминго войдет в эту энциклопедию лучших, величайших певцов ХХ века?

– Да, я думаю, войдет. Это огромное количество партий, он полвека находится на сцене и перепел за это время огромное количество музыки. Но все равно, конечно, универсалом его назвать нельзя, его репертуар – это поздний Верди, веризм, итальянские, французские композиторы, все, что написано для драматического тенора. В этом, конечно, он бесподобен, он великолепный мастер, профессионал, один из самых крупных певцов конца ХХ века. Так, навскидку, если начнешь называть имена теноров, то, конечно, где-то в первой десятке, а то и пятерке Доминго окажется.
Он не артист шоу-бизнеса, а оперный певец, который умеет очень грамотно и тактично встраивать себя в те обстоятельства, которые диктует современный шоу-бизнес

– С точки зрения физиологических особенностей организма – человек 50 лет громким голосом поет сложные оперные арии... Ничего от этого не происходит в организме? В 70 лет он также свеж, как 20-30 лет назад – или все-таки, профессионально говоря, есть некоторые вещи, которые критики замечают?

– Конечно, сейчас он не поет так, как он пел в 1970-80-е годы. Но он – очень большой профессионал. Профессионалы умеют беречь себя, экономить свои силы и отдыхать, даже находясь непосредственно на сцене, прямо во время спектакля. Кроме того, сейчас он уже не поет тенором, он сейчас поет баритоном, то есть он перешел на более низкие роли. А начинал он, кстати, тоже как баритон. То есть у него есть некоторый регистровый запас внизу, что позволяет ему петь, не так напрягаясь, как этого требует теноровая теситура. В последнее время он берет какие-то, может быть, более редкие партии, например, он поет в современных операх, которые написаны специально для него. Он спел "Первый император" композитора Тан Дуна, спел партию Пабло Неруды в опере "Почтальон" композитора Катана. Поскольку никто другой эти партии, кроме него, не поет, то и сравнить его не с кем. Такая уловка тоже существует.

– Тенорская школа Южной Европы или латинского мира традиционно считается одной из самых сильных, если не самой сильной. Это связано с какими-то особенностями южного климата или южноевропейского мужского типа?

– Среди испанцев и латиноамериканцев очень много хороших теноров. В голосе Доминго слышна эта южная окраска, которая дает настоящий средиземноморский, глубокий, с баритональным окрасом тембр. Его голос действительно южный, его приятно слушать. В целом он – тип южного мужчины, очень обаятельного, можно сказать, какой-то абсолютно идеальный тип. В статье про Доминго я однажды назвал его "лучший мужчина Земли". Я никогда не слышал о нем ничего плохого, хотя он находится на виду, и поводов для злословья, наверное, можно было бы много придумать. Но он во всем являет собой какой-то идеал – и профессиональный, и личный. Он – образцовый мужчина. Он болельщик испанской команды. Если сборная проигрывает, он выходит на концерт, и на его лице написано нескрываемое огорчение. При этом он прекрасно ведет концерт. Он умеет своим присутствием передать какой-то очень большой пласт человеческого содержания, который, может быть, и не заключен в тех произведениях, которые он поет, но само его присутствие сообщает очень много человечески-художественного объема.

– Вы совершенно правы, потому что Доминго – смотрю его биографию – выступал аж на четырех чемпионатах мира по футболу – выступал, конечно, со своими ариями. Просто как ветеран-футболист, можно сказать, "отыграл" целое поколение. Вы с такой теплотой говорите о Доминго, и я понимаю, что творчество этого певца вам нравится. Какая ваша любимая его ария?

– Что-нибудь из "Манон Леско" Пуччини, например, потрясающая партия де Грие, которую он поет страстно, отчаянно. Он же замечательный артист, кроме того что певец. У него необыкновенный драматический темперамент, он раскрывается в тех партиях, где очень много настоящей мужской страсти.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG