Ссылки для упрощенного доступа

Тайна смерти Тихо Браге в детективном романе ''Четвертый хрусталик''


Тихо Браге
Тихо Браге

Дмитрий Волчек:
Смерть знаменитого астронома Тихо Браге, который был изгнан из Дании и последние два года жизни работал в Праге при дворе императора Рудольфа Второго, остается неразрешенной загадкой, волнующей историков уже четыре столетия. У Браге, любимца императора, было много недоброжелателей. Возможно, один из завистников решил устранить соперника? О детективном романе Яна Рыбаржа ''Четвертый хрусталик'', посвященном этой тайне, рассказывает Нелли Павласкова.

Нелли Павласкова: В Чехии долгое время бытовал миф о том, что Браге умер от разрыва мочевого пузыря после званого ужина у вельможи при дворе императора Рудольфа Второго, ибо этикет не позволял ему встать из-за стола, прежде чем были закончены трехчасовые застольные речи. Тихо Браге был похоронен в 1601 году в гробнице Тынского собора на Староместской площади, а в 1901 году, по просьбе датских ученых, его останки были эксгумированы. В девяностые годы шведские и немецкие ученые нашли в волосках, взятых из густых усов Браге, повышенную концентрацию ртути. Существует несколько гипотез, каким образом ядовитый элемент проник в тело астронома. По одной теории Браге стал жертвой преступления. Некоторые датские историки считают, что Браге был убит подосланным наемным убийцей, его двоюродным братом Эриком Браге, и что подослал его сам датский король Кристиан Четвертый. Король якобы не смирился с тем, что Браге был любовником его матери, королевы, а он сам, вероятнее всего, был сыном астронома. Эта гипотеза опирается на расшифрованные записи в дневнике самого предполагаемого убийцы, который якобы горячо сожалел о содеянном.
Другая гипотеза исходит из того факта, что астроном, кроме наблюдений за небом и звездами, занимался еще и алхимией (как было тогда принято при дворе Рудольфа Второго) и надышался ртутными испарениями. Лекарство, изобретенное Браге и названное ''Эликсир Тихо'', тоже содержало в себе ртуть; между прочим, им пользовались в Дании еще в двадцатом веке.
И, наконец, последняя теория, выдвинутая в новом детективном романе Яна Рыбаржа ''Четвертый хрусталик'': у протестанта и главного астролога императора Тихо Браге было много недругов и завистников — и монахи-капуцины, и чешские вельможи, и его молодой помощник Иоганн Кеплер, который впоследствии опроверг некоторые астрономические теории своего патрона.
Автор романа Ян Рыбарж рисует портрет Тихо Браге.
Книга Яна Рыбаржа ''Четвертый хрусталик''

Диктор: ''О самом великом астрономе мира можно было бы сказать многое, вглядевшись в его лицо с торчащим бронзовым носом. Все знали, что двадцатилетний буйный студент Тихо по пьянке вызвал на дуэль какого-то датского шалопая, и тот в пылу поединка отсек часть его носа. Достаточно было вглядеться в глаза этого великана с длиннющими густыми усами, чтобы увидеть мощный заряд энергии в его могучем теле. И только одно-единственное существо умело укрощать неуправляемую натуру гения – его жена Кирстен, на первый взгляд тихая и спокойная женщина, выделявшаяся в толпе придворных дам.
Тихо Браге принадлежал к древнему аристократическому роду, Кирстен же была дочерью бедного протестантского пастора. Тихо, умевший разгадывать послания звезд, воспротивился своей судьбе и жил с Кирстен в греховном союзе, раздражавшем великосветских интриганок.
Когда несколько лет назад рухнула датская жизнь Тихо Браге, его недруги с удовольствием говорили, что тот, кто живет с простой женщиной из народа, не имеет права на будущее.
Связь с Кирстен способствовала падению великого звездочета в Дании, но любовь вышла из испытаний еще более сильной. Они любили друг друга, любили своих детей, но так и не обвенчались и жили в грехе перед Богом.
Он был дворянином, но его дети потеряли право считаться аристократами. Таков был закон. Тихо безгранично любил женщину своей жизни''.

Нелли Павласкова: А вот и один из подозреваемых – тридцатилетний немецкий математик и астроном Иоганн Кеплер, тоже приглашенный в рудольфинскую либеральную Прагу, где благодаря императору процветали науки, искусство, оккультизм и алхимия. Ян Рыбарж: роман ''Четвертый хрусталик''.

Диктор: ''Чем сильнее Иоганн Кеплер любил звезды, там сильнее ненавидел мир земной. Ведь небеса – это обитель Бога, тогда как Земля вся пропитана гноем, поднимающимся из ада и преисподней.
Подручными дьявола считались ведьмы.
Тетушка Кеплера была сожжена в Германии на костре за занятия черной магией, и его пражский благодетель, вельможа при дворе Рудольфа Второго, неустанно повторял известную истину: избранники должны быть осторожны, чтобы все остальные – посредственности и завистники – не затянули их к себе – в тень и в грязь. Жизнь избранных часто заканчивается в комнате пыток или на костре. Кеплер хорошо усвоил истину: отличаться от других – это постоянно находиться в опасности. Все эти вопросы мучили его. Выходец из простой немецкой семьи, он чувствовал себя избранником, ибо Бог вложил в его мозг громадную силу, но если бы обнаружилось, на что направлена эта сила, то не обошлось бы без участия экзорциста.
А пока Кеплер притворялся покорным и слегка туповатым помощником в роскошном доме Тихо Браге, обласканного императором. Кеплера душила ненависть, со временем переросшая в странное сладковатое чувство. Он принял решение. Он сломает символическую печать, охраняющую лабораторию и кабинет Браге с его трудами. А человек с золотым крестом на шее, его благодетель, заставляющий его составлять гороскопы на всех вельмож, конечно, похвалит его за это. Говоря с ним о Тихо, Кеплер проклинал грубость великого астронома, его шашни с дьяволом, его любовь к алкоголю, к земным радостям и утехам''.

Нелли Павласкова:
''Ни лоск, ни сокровища, только жезл искусства будет жить вечно'', – девиз жизни Тихо Браге стал эпитафией на его гробнице в Тынском соборе. Гробнице, которая была вскрыта датскими и чешскими учеными 15 ноября прошлого года для проведения химического анализа останков астронома и установления причины его смерти. Почему это вдруг стало так важным четыре столетия спустя? Может ли внезапно открывшаяся правда изменить устоявшийся взгляд на эпоху Рудольфа Второго?
С этими вопросами я обратилась к автору романа Яну Рыбаржу.

Ян Рыбарж: Я думаю, что вопрос не в том, важно ли это, я даже думаю, что это совсем не важно, но это, конечно, очень интересно, потому что Тихо Браге является очень важной, крупной личностью для Чехии. И для Дании, конечно, тоже. И в двух этих странах люди и историки очень бы хотели знать окончательный ответ: каким образом он погиб?

Нелли Павласкова: А вы склоняетесь к какой точке зрения?

Ян Рыбарж: Конечно, как автор криминального детектива, я склоняюсь к тому, что он был убит, но правду мы просто пока не знаем. Мы знаем, что с его смертью не совсем все в порядке, что там есть что-то странное, что надо еще изучать и объяснять. Как вы знаете, сейчас проводятся все эти крупные тесты и, наверное, через несколько недель мы больше будем знать о том, что действительно случилось.

Нелли Павласкова: Ян Рыбарж, словами героя романа рыцаря Вита, рассуждает о тайне кончины великого астронома.

Диктор: ''Город снова заполонили призраки, на сей раз их было больше обычного. На улочки Старого города опустился милосердный туман, охраняя ветреных женщин от пересудов, воров от поимки и демонов от мужчин, умеющих с ними бороться.
Рыцарь Вит, спотыкаясь, шел по мокрой мостовой и старался не попадать в выбоины и кучи мусора. Он, назначенный императором расследовать цепь преступлений, казался себе изгоем, затерявшимся в чужом пространстве и времени. Вит был рад, что ему удалось попутно уличить нескольких преступников, раскопать старые грехи и заглянуть в глаза демонов и ангелов. Он приблизился к звездам, узнал тайны пражского и датского двора, встретил порочных красавиц. Но вышел ли он победителем из этой схватки? Ведь Иоганн Кеплер, подозреваемый в убийстве Браге, вознесся из тюрьмы в чертоги императорского Града и стал самым важным и властным звездочетом королевства. Преступник князь Лобковиц исчез в лабиринтах своих замков, ловко увернувшись от земного правосудия. А кто осмелится требовать смертного приговора члену семьи имперского канцлера, особенно если он твердит, что убийство Браге отвечало интересам государства?
И он сам, рыцарь Вит, был вынужден принести присягу этим столпам королевства, поклясться, что унесет с собой в могилу имя убийцы Браге.
Благодаря украденным у Браге записям, Иоганн Кеплер стал величайшим астрономом своего времени и достиг всего, о чем мечтал. Он доказал, что датчанин с бронзовым носом ошибался в своем анализе космоса. Он победил Браге, сформулировав три закона движения небесных тел. Кеплер добился признания и бессмертия, но никогда не переставал завидовать Браге за то, что тот умел быть счастливым. Это искусство Кеплеру не было дано.
Он повергал в ужас сильных мира сего своими точными гороскопами. В 1608 году предсказал смерть полководца Альбрехта Валленштейна в 1634 году и императора Рудольфа Второго в 1612 году. Все это исполнилось с точностью до одного дня''.


Нелли Павласкова: Но вместе с тем исполнилось и страстное желание чешских вельмож, мечтавших дискредитировать астрологию, как науку. Сделали они это очень тонко, не запретом, а допуском простолюдинов к составлению гороскопов. Астрология перестала быть делом эзотерическим, занятием избранных, превратилась в массовую и потому неопасную забаву. Ян Рыбарж пишет:

Диктор: ''Астрология попала в руки шарлатанов, ее вытеснила астрономия. Люди перестали верить, что в звездах записаны их судьбы, и что обыкновенные смертные могут узнать свою участь. В Кеплере великий астроном сочетался с великим астрологом. Такого человека уже никогда не будет''.

Нелли Павласкова: Господин Рыбарж, вы писали в одной из статей, что история с Тихо Браге, история мести короля Дании, по всей вероятности послужила основой для шекспировской трагедии ''Гамлет''.

Ян Рыбарж: Да, это одна из этих диких теорий, которая, конечно, мне, как автору, очень понравилась, и я этот мотив использовал с точки зрения истории. Она заключается в том, что ''Гамлет'' и все вокруг смерти Тихо Браге совпадает в деталях. Я провел полтора часа с ученым из Дании, который эту теорию изучает 10 лет и написал об этом книгу. И после этой дискуссии я сказал: ''Да, этого историка надо слушать. По крайней мере, интересно, что он говорит''.

Нелли Павласкова: А какого именно мотива это касается?

Ян Рыбарж: Там есть эта известная строчка — ''Быть или не быть'', ''To be or not to be'', и одна из этих диких теорий предполагает, что это значит: ''Tycho Brahe or not Tycho Brahe''. Это только одно из многих доказательств.

Партнеры: the True Story

XS
SM
MD
LG