Ссылки для упрощенного доступа

Российские регионы: Иваново


Ирина Лагунина: Последние новости из Иваново. Как сообщает агентство "Интерфакс", правительство Ивановской области на заседании во вторник утвердило программу модернизации регионального здравоохранения в 2011-2012 годах стоимостью в чуть более трех с половиной миллиардов рублей . Корреспондент "Интерфакса" также подчеркивает, что финансирование будет осуществляться как из областного бюджета, так и из федерального. Но насколько областной бюджет может справиться с такой задачей при том, что кризис ударил по этой области с наибольшей силой, если сравнивать по России. Ситуацию в области анализируют профессор Наталья Зубаревич и политолог Александр Кынев. Цикл российские регионы ведет Игорь Яковенко.

Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, что происходит в экономике и социальной сфере этой области?

Наталья Зубаревич: В принципе то, что должно происходить в регионе, который находится в глубоко депрессивном состоянии и давно. Исторически, как вы знаете, Ивановская область поднималась как текстильный регион. Поскольку в плановой экономике смена специализации не происходила, а текстильная отрасль уходила на далекую окраину модернизации, то Ивановскую область выход в рынок и связанный с этим кризис приложил по полной программы. Там рухнула отрасль специализации, и регион оказался в тяжелейшем положении, как и его жители. И реально из этого положения он выкарабкаться по-настоящему не может до сих пор. Он переживает тяжелейший трансформационный кризис. Потому что текстильная отрасль в России уже не может быть конкурентоспособной. Даже при всех ухищрениях, связанных с сферой выплаты заработной платы, со специальным оформлением деятельности по внешним собственникам, как по алюминиевой промышленности мы это делаем, не получается. Поэтому душевой ВРП Ивановской области только треть от среднего по России, промышленное производство рухнуло, почти в четыре раза сократилось, а сейчас после десятка лет роста только 50% от того, что было в 90-е годы. Кризис ударил по области новый 2009 года тяжелейшим образом, ее производство сократилось в острой фазе на четверть и сейчас до сих пор минус 13%, а в целом по стране уже минус 6. То есть область и ушиблена была сильнее, и выкарабкивается из очередного кризиса медленнее. И каждый последующий кризис будет добивать эту устаревшую структуру экономики и трансформировать ее в нечто другое.

Игорь Яковенко: Спасибо, Наталья Васильевна. Мы сейчас вернемся к экономике, а что в этой ситуации происходит в управлении области. Александр Владимирович, Ивановская область известна тем, что в ней в прошлом 2010 году были одновременно отменены выборы мэров во всех городах, установлена такая жесткая ивановская вертикаль. Я процитирую интервью губернатора Михаила Меня, которое он дал Интернет-ресурс СЛОН: "Нам не нужны, - говорит Мень, - мэры городов, которые имеют какие-то свои политические взгляды. Нам нужны хозяйственники и не нужны люди, которые высказываются по каким-либо, кроме хозяйственных, вопросам". Как вы оцениваете такую ивановскую вертикальную модель управления?

Владимир Кынев: До момента прихода губернатора Меня политическая жизнь в регионе была достаточно бурной. Можно вспомнить губернаторство Владимира Тихонова, его предшественника, который когда-то был коммунистом, и окончание его правления сопровождалось множественными конфликтами. То есть там активные интриги вел депутат Государственной думы Михаил Бабич, бывший заместитель Тихонова, против самого Тихонова выдвигались обвинения в коррупции, собирались подписи с требованием его не переназначать, была акция "Область без Тихонова" и так далее. Был очень сильный конфликт при формировании списков "Единой России" на выборах в заксобрание области в 2005 году. Еще третьей обиженной стороной был тогдашний спикер Владимир Гришин. То есть была такая ситуация множественных конфликтов – губернатор, депутат Госдумы, спикер и так далее. Кончилось это тем, что в ходе этой борьбы был назначен человек со стороны Михаил Мень. И вот ситуация по многим регионам очень похожая. Приходит человек, который воспринимается якобы как медиатор. И постепенно шаг за шагом этот якобы медиатор, ставший в декабре 2005 году губернатором, начинает выстраивать новую достаточно жесткую вертикаль.
Хочу напомнить, что Ивановская область была одним из регионов самороспуска регионального парламента. У нас был такой тренд в конце 2007 - начале 2008 годов, у нас самораспустились парламенты в Калмыкии, в Амурской области и в Ивановской. Досрочные выборы прошли в марте 2008 года. После этого дума, которая была избрана при прежней администрации региональной бывшей, оказалось гораздо более лояльна. То есть губернатор перепахал список "Единой России" естественно, спикером стал приехавший с губернатором из Московской области Сергей Пахомов. Он руководил внутренней политикой в администрации, а потом стал спикером новой областной думы ивановской. Постепенно думу поставили под контроль, затем взялись за местное самоуправление, одновременно с этим конфликты были с прессой. В 2010 году, наверное, многие обращали внимание, была такая забавная история с оппозиционным изданием "Иваново пресс", издание специфическое, с очень сильным элементом желтизны, порой с довольно странными статьями. Но тем не менее, факт того, что издателей и журналистов там задерживают с помощью привлечения московских правоохранителей - эта ситуация для многих российских регионов совсем перебор. Скандализм был, на мой взгляд, явно неуместен, то есть палку перегибали. То есть что мы наблюдаем сегодня. Областная дума поставлена под контроль, органы местного самоуправления по сути поставлены под контроль, с прессой ситуация зачищена, я качество прессы не оцениваю, я оцениваю результат. И что мы наблюдаем? Мы наблюдаем то, чтобы что-то сообщить о регионе, требуется выход кардиолога Хренова на горячую линию к премьер-министру Путину. Вот это показатель. Когда демонтируются нормальные площадки принятия решений, все это превращается в попытки идти с челобитной куда-то в Москву. На мой взгляд, Ивановская область типичный пример административного перегиба.

Игорь Яковенко: Спасибо, Александр Владимирович. Вернемся к экономике. Наталья Васильевна, как следует из вашего предыдущего экспертного заключения, Ивановская область – это такой типичный дотационный хроник. Пять лет назад губернатор Мень встал на хозяйство в области, и недавно он переназначен на второй срок. Практически он сейчас полновластный хозяин, то есть область полностью подчиняется его решениям. Чувствуется какая-то программа действий, есть какая-то логика в его управлении экономикой, социальной сферой?

Наталья Зубаревич: Я бы сказала так, когда он приходил, у него были иллюзии, что он сможет притащить инвестиции в область. Но инвестиции в России идут только в те регионы, где есть очевидные конкурентные преимущества. Если бы Ивановская область прилегала к Московской, было бы полегче, но она область второго ряда, она удалена, и туда инвестор идти пока не собирается. Ходит только к краешкам соседних областей, чтобы работать на соседний московский рынок. Привезти с собой коллег из Московской области в легальные инвестиции тоже не получилось. Оседлать текстильный бизнес тоже не получилось, потому что он очень сильно в тени и он очень изворотлив. В результате все силы были брошены на укрепление административной вертикали. А эффект никакой. Потому что у господина Меня вовсе не тот ресурс, чтобы он мог по-крупному выбивать ресурсы из федерального центра, дополнительные трансферты. Частично это получилось в кризисный период не потому, что у Меня большой политический вес, а потому что риски в области резко обострились и ей добавили в 9 году очень приличных денег, кризис она пережила с плюсовым бюджетом, доходы ее бюджета в период кризиса выросли на 17%. Ничего себя кризис, да? И они были вбуханы в два направления. Первое - инвестиции, которые резко поднялись, процентов на 70 - это бюджетные инвестиции со всеми специфическими свойствами, типа откат. И второе направление – это социальные выплаты населению. Но в 10 году, в последующем деньги обрезали и уже стало не до жиру. Потому что тем, кому слишком большой лопатой отвалили в 9-м, начали немножечко прижимать в 10-м. То есть фактически господин Мень, будучи князем на своей территории, не влияет реально на экономику, не способен реально повлиять на политику федерального центра и живет в территории, где по официальной статистике, я, правда, ей не очень верю, почти четверть населения была бедной, доходы населения, если их соотнести с прожиточным минимумом, не дотягивали и до двух раз превышения, а в целом по стране в 3,3 раза выше. В общем в бедной, бесперспективной и не имеющей внутренних точек роста территории, потому что все закатано в асфальт.

Игорь Яковенко: Александр Владимирович, на самом деле Михаил Мень - это человек, который демонстрирует совершенно фантастическую политическую эластичность. Потому что действительно это человек, который является сыном трагически погибшего очень известного православного миссионера, православного теоретика Александра Меня, глава фонда и продолжатель вроде его дела. С другой стороны, это человек, который был видным "яблочником", теперь он видный единоросс и одинаково органично работал заместителем у губернатора Громова, мэра Лужкова. Первый раз он был назначен Путиным, второй раз назначен Медведевым. Александр Владимирович, к вам вопрос: ждете ли вы какого-то нового поворота в его биографии, карьере и образе мыслей и действий?

Владимир Кынев: Несомненно Михаил Мень ярко выраженный прагматик, и вся его политическая история об этом говорит. Но прагматизм, скажем, – это свойство, которое очень хорошо помогает продвигаться по карьерной лестнице. Другой вопрос, насколько он позволяет решать проблемы территорий. То, что хорошо для карьеры, не всегда хорошо для территорий. На мой взгляд, случай с Ивановской областью как раз с точки зрения установления вертикали, с точки зрения мастерства работы с оппонентами, палка была перегнута. Потому что когда едешь в область Ивановскую, начиная с того, первое, что видишь - отсутствие нормальной логистики. Ведь мало кто представляет, что прямой дороги в Иваново нет, нужно ехать через Владимир. И казалось бы, вроде бы такой близкий регион, а дорога из Москвы длительная и достаточно неудобная. Открыли при господине Мене аэропорт, но надо понимать, что авиаперевозки - это не самый дешевый вид транспорта. Возобновление работы ивановского аэропорта воспринимается в регионе как один из аргументов в пользу деятельности администрации, но опять-таки, для какой части населения это все. Да, казалось бы, стало больше какого-то порядка в городах с точки зрения чистоты и благоустройства, но все равно нищета поражает. Когда едешь по Ивановской области, приезжаешь в городки, стоят брошенные промышленные предприятия, на них растут деревья на крышах. На чем область будет выползать, я, честно говоря, совершенно в этой ситуации не понимаю. При этом такое ощущение, что этот прагматизм, он никаким образом не ведет к тому, чтобы какие-то собственные таланты, какие-то люди, которые могли бы себя реализовать с точки зрения амбиций, проектов, чувствовали комфортно.
XS
SM
MD
LG