В Белом зале Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина прошла 19-я по счету церемония награждения российской независимой премии "Триумф" за высшие достижения в литературе и искусстве.
Никто из собравшихся еще не знал, что произошло в аэропорту "Домодедово", поэтому церемония шла по обычному сценарию. Директор Фонда "Триумф" Рафаэль Филинов зачитал лаконичное приветствие от Бориса Березовского, который финансирует премию: "Рад поздравить вас с этим замечательным событием. Счастья вам и веры. Председатель Попечительского Совета – Борис Березовский".
По традиции, о каждом из лауреатов, имена которых известны заранее, говорят члены жюри. Обычно на одного лауреата приходится одна речь, но в этот раз о каждом говорило по несколько судей. О Примадонне Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Хибле Герзмаве – Дмитрий Бертман, Андрей Битов и Владимир Спиваков. Спиваков прочитал блоковское "Девушка пела в церковном хоре", потом расчехлил скрипку и вместе с Хиблой исполнил фрагмент оперы Моцарта "Король-пастух".
Режиссера-аниматора Гарри Бардина приветствовали Владимир Познер, Олег Табаков и Вадим Абдрашитов:
– Гарри Бардин может одухотворить все. В материал, с которым работает этот режиссер, он вкладывает самого себя, следовательно – жизнь, следовательно – дыхание, следовательно – одухотворяет. Это может быть пластилин, проволока, спички, бумажки – все, что угодно. Все, что угодно, может оказаться в руках этого художника и приобрести новую жизнь – жизнь такой силы, которая начинает волновать зрителя.
Гарри Бардин благодарил высокое жюри:
– Я сижу и не верю: неужели это все обо мне? У меня в таких случаях в душе поет солистка хора Пятницкого: "Неужели это я", и это меня спасает. Больше всего моя мама боялась, что я попаду в плохую компанию. Жаль, что мамы уже нет – если бы она знала, в какую компанию я попал! Я хочу поблагодарить замечательный ареопаг за высокую оценку – это не властная медалька, не орденок, это оценка высоких профессионалов, моих товарищей по искусству, и эта оценка дорогого стоит. Я благодарю моих родных и близких, которые верили в меня. Я благодарю тех, кто мне помогал все эти годы. Я благодарю всех, кто не мешал все эти годы. Я благодарю всех недругов, благодаря которым я становился азартнее, спортивнее. И я благодарю себя, что не вступал туда, куда не надо, не подписывал того, чего не надо. Я хочу пожелать себе здоровья и следующих фильмов
О писателе Вячеславе Пьецухе говорили Алла Демидова и Михаил Жванецкий, а Александр Кабаков зачитал небольшое эссе под названием "Национальная идея Пьецуха":
– Вячеслав Пьецух относится к исчезающе-редкому разряду писателей: он – и автор, и персонаж своих сочинений. Но не в том качестве, в котором теперь модно (под собственным именем, с деталями, наполовину выдуманной, биографии), а в качестве психологического донора, наделяющего героев собственной душой. Душой, которую издавна обозначают сторонние люди, как загадочную русскую душу. В чем же ее загадочность? В повестях Пьецуха загадочность эта становится, вроде бы, своей противоположностью, простоватостью, кажущейся открытостью. Но совершенною ошибкою было бы принять весь этот камуфляж за истину. В действительности, герои его книг такие же, маскирующиеся под бесхитростность, мудрецы, как литературный прародитель большинства из них, умнейший и значительнейший герой русской литературы Илья Ильич Обломов. Сохранение в героях Пьецуха "обломовской" линии закрепляет его прозу в ряду национальных ценностей. Поиски некоего строевого устава, который чиновничьей аббревиатурой обозначается, как "нацидея", не только глупы, но и бессмысленны. Идею эту не составит никакого труда обнаружить в любом сочинении Вячеслава Пьецуха, одного из самых русских среди современных русских писателей. А если писатель может представлять весь свой народ, остальное уже не имеет значения.... Важно, что есть проза Пьецуха, которая представляет Россию.
Вячеслав Пьецух выступил с ответной речью
– Меня, в сущности, в нашей стране читает тысяча четыреста человек или около того. Это очень печальный факт. Вообще, трагедия современной литературы не в том, что нет писателей, а в том, что нет читателей. Эта премия тем более дорогого стоит, что последовательно, начиная аж с 1992 года, она, по какому-то наитию определяет все самое живое, самое здоровое, самое замечательное, что существует в нашем искусстве. Тем самым, премия работает на образ России – образ, который давно стал общим местом: в России делать ничего не умеют, и до совершенства доведены только автомат Калашникова и художественное слово. Слава тебе, Господи, что на Руси еще есть мудрые люди, которые понимают, что искусство вообще и литература в частности – это то, на чем держится цивилизованный мир.
Раньше за вручением премии следовал большой фестиваль, в этом году его не будет, только 3 февраля в Центральном Доме литераторов состоится концерт лауреатов и членов жюри "Триумфа", а 7 февраля там покажут фильм Рустама Хамдамова "Бриллианты" и документальную ленту Петра Шепотинника об Андрее Вознесенском – это последнее интервью поэта.
Никто из собравшихся еще не знал, что произошло в аэропорту "Домодедово", поэтому церемония шла по обычному сценарию. Директор Фонда "Триумф" Рафаэль Филинов зачитал лаконичное приветствие от Бориса Березовского, который финансирует премию: "Рад поздравить вас с этим замечательным событием. Счастья вам и веры. Председатель Попечительского Совета – Борис Березовский".
По традиции, о каждом из лауреатов, имена которых известны заранее, говорят члены жюри. Обычно на одного лауреата приходится одна речь, но в этот раз о каждом говорило по несколько судей. О Примадонне Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Хибле Герзмаве – Дмитрий Бертман, Андрей Битов и Владимир Спиваков. Спиваков прочитал блоковское "Девушка пела в церковном хоре", потом расчехлил скрипку и вместе с Хиблой исполнил фрагмент оперы Моцарта "Король-пастух".
Режиссера-аниматора Гарри Бардина приветствовали Владимир Познер, Олег Табаков и Вадим Абдрашитов:
– Гарри Бардин может одухотворить все. В материал, с которым работает этот режиссер, он вкладывает самого себя, следовательно – жизнь, следовательно – дыхание, следовательно – одухотворяет. Это может быть пластилин, проволока, спички, бумажки – все, что угодно. Все, что угодно, может оказаться в руках этого художника и приобрести новую жизнь – жизнь такой силы, которая начинает волновать зрителя.
Гарри Бардин благодарил высокое жюри:
– Я сижу и не верю: неужели это все обо мне? У меня в таких случаях в душе поет солистка хора Пятницкого: "Неужели это я", и это меня спасает. Больше всего моя мама боялась, что я попаду в плохую компанию. Жаль, что мамы уже нет – если бы она знала, в какую компанию я попал! Я хочу поблагодарить замечательный ареопаг за высокую оценку – это не властная медалька, не орденок, это оценка высоких профессионалов, моих товарищей по искусству, и эта оценка дорогого стоит. Я благодарю моих родных и близких, которые верили в меня. Я благодарю тех, кто мне помогал все эти годы. Я благодарю всех, кто не мешал все эти годы. Я благодарю всех недругов, благодаря которым я становился азартнее, спортивнее. И я благодарю себя, что не вступал туда, куда не надо, не подписывал того, чего не надо. Я хочу пожелать себе здоровья и следующих фильмов
О писателе Вячеславе Пьецухе говорили Алла Демидова и Михаил Жванецкий, а Александр Кабаков зачитал небольшое эссе под названием "Национальная идея Пьецуха":
– Вячеслав Пьецух относится к исчезающе-редкому разряду писателей: он – и автор, и персонаж своих сочинений. Но не в том качестве, в котором теперь модно (под собственным именем, с деталями, наполовину выдуманной, биографии), а в качестве психологического донора, наделяющего героев собственной душой. Душой, которую издавна обозначают сторонние люди, как загадочную русскую душу. В чем же ее загадочность? В повестях Пьецуха загадочность эта становится, вроде бы, своей противоположностью, простоватостью, кажущейся открытостью. Но совершенною ошибкою было бы принять весь этот камуфляж за истину. В действительности, герои его книг такие же, маскирующиеся под бесхитростность, мудрецы, как литературный прародитель большинства из них, умнейший и значительнейший герой русской литературы Илья Ильич Обломов. Сохранение в героях Пьецуха "обломовской" линии закрепляет его прозу в ряду национальных ценностей. Поиски некоего строевого устава, который чиновничьей аббревиатурой обозначается, как "нацидея", не только глупы, но и бессмысленны. Идею эту не составит никакого труда обнаружить в любом сочинении Вячеслава Пьецуха, одного из самых русских среди современных русских писателей. А если писатель может представлять весь свой народ, остальное уже не имеет значения.... Важно, что есть проза Пьецуха, которая представляет Россию.
Вячеслав Пьецух выступил с ответной речью
– Меня, в сущности, в нашей стране читает тысяча четыреста человек или около того. Это очень печальный факт. Вообще, трагедия современной литературы не в том, что нет писателей, а в том, что нет читателей. Эта премия тем более дорогого стоит, что последовательно, начиная аж с 1992 года, она, по какому-то наитию определяет все самое живое, самое здоровое, самое замечательное, что существует в нашем искусстве. Тем самым, премия работает на образ России – образ, который давно стал общим местом: в России делать ничего не умеют, и до совершенства доведены только автомат Калашникова и художественное слово. Слава тебе, Господи, что на Руси еще есть мудрые люди, которые понимают, что искусство вообще и литература в частности – это то, на чем держится цивилизованный мир.
Раньше за вручением премии следовал большой фестиваль, в этом году его не будет, только 3 февраля в Центральном Доме литераторов состоится концерт лауреатов и членов жюри "Триумфа", а 7 февраля там покажут фильм Рустама Хамдамова "Бриллианты" и документальную ленту Петра Шепотинника об Андрее Вознесенском – это последнее интервью поэта.