Ссылки для упрощенного доступа

Годовщина указа В. Путина о возобновлении работы Байкальского комбината


Ирина Лагунина: Год назад премьер-министр России Владимир Путин подписал постановление о возобновлении работы БЦБК. Предприятие, более 40 лет сбрасывавшее отходы в озеро Байкал, было закрыто в 2008 году, но позднее его открыли "по экономическим причинам". В Иркутске проходят митинги в защиту Байкала, а экологическая организация "Гринпис" в России готова составить список " врагов Байкала", который возглавит премьер Владимир Путин, давший добро на открытие БЦБК. Рассказывает Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Иркутские экологи возобновили серию акций протеста против загрязнения озера Байкал. В центре Иркутска напротив общественной приёмной лидера партии "Единая Россия" Владимира Путина они провели пикет, который приурочили к годовщине подписания премьер-министром Путиным постановления, возобновляющего деятельность Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. О митинге рассказывает корреспондент РС в Иркутске Екатерина Вертинская….

Екатерина Вертинская: "Если хлор в Байкал налить, будет нечего попить", "Власть, повернись лицом к экологическим проблемам", "Убийство Байкала – преступление века" – с такими лозунгами иркутские экологи вышли на первый в этом году пикет. Были и антиправительственные заявления: "Путин и Дементьев губят Байкал", "Дементьев переплюнул Дерипаску". Фамилия заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Андрея Дементьева появилась на плакатах неслучайно. Не так давно экологам стало известно, что Дементьев обратился к заместителю председателя правительства Российской Федерации Игорю Сечину с предложением изменить нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экосистему Байкала. В своем письме чиновник заявляет, что байкальский ЦБК не может работать при действующих нормативах и их необходимо увеличить. Другими словами, Дементьев предлагает разрешить БЦБК сливать в Байкал в сотни и даже в тысячи раз больше ядовитых отходов. Во время пикета активисты раздавали иркутянам листовки, в которых подробно разъясняли суть инициативы Андрея Дементьева, который к тому же является членом совета директоров БЦБК. Продолжает участник байкальского движения, один из организаторов акции протеста Максим Воронцов.

Максим Воронцов: Это письмо Дементьева лишний раз подтверждает, что БЦБК не может работать в нормальном режиме, экологически приемлемом. Он очень ветхий комбинат, производственный цикл нарушает все нормы воздействия и поэтому мы требуем провести комплексную проверку технического состояния комбината с тем, чтобы выяснить конкретно, что там плохо, что хорошо, в каком он состоянии.

Екатерина Вертинская: Во время акции протеста активисты подписали обращение к премьеру Владимиру Путину, в котором разъяснили недопустимость изменения нормативов. Однако в общественной приемной Путина письмо экологов принять отказались, сославшись на то, что регистрируют обращения только по партийной линии. Организаторы пикета приняли решение отправить документ обычной почтой. По словам сотрудника иркутской региональной общественной организации Байкальская экологическая волна Игоря Огородникова, подобные обращения несут результаты, особенно когда подкреплены акциями протеста, либо каким-либо скандалом. Игорь рассказал так же, что байкальское движение продолжает проводить альтернативную акцию протеста.

Игорь Огородников: Акциями уличными и обращениями участники движения на зимний период решили реализовать такую идею – собрать митинг, в котором могут поучаствовать без особых усилий почти любой житель планеты Земля. Нужно просто прислать фотографию или зарегистрироваться как участник Интернет-митинга.

Екатерина Вертинская: В Интернет-митинге "Байкал детям" приняли участие уже более тысячи человек из более чем 150 городов и 25 стран. По словам автора и организатора акции Галы Серебряковой, первую тысячу подписей вместе с резолюцией и обращением к премьер-министру Путину она отправит в ближайшее время. Сам митинг продлится до весны. Кроме того весной участники байкальского движения планируют провести серию уличных пикетов, приуроченных к международным датам – Дню воды и Дню земли.

Любовь Чижова: Рассказывала корреспондент РС В Иркутске Екатерина Вертинская. О том, что сейчас происходит на БЦБК, я спросила у руководителя организации "Байкальская волна" Марины Рихвановой….

Марина Рихванова:
БЦБК работает с хлорной отбелкой, со сбросом стоков в Байкал. При этом разрешение, которое было дано на сброс, не соответствует закону, не соответствует нормативам негативного воздействия на уникальную экосистему озера Байкал, превышает значительно по многим показателям, в тысячи раз. И сейчас один из совета директоров Дементьев вышел с инициативой, чтобы пересмотреть эти нормативы, чтобы сделать более удобными для БЦБК. Мы протестуем против такого решения. Потому что нормативы разрабатываются для озера, для того, чтобы сохранить уникальную экосистему озера Байкал, а не для того, чтобы развивать предприятие на его берегу, которое должно быть заменено альтернативами, территория должна быть реконструирована.

Любовь Чижова: Марина, если подвести итоги 2010 года, если посмотреть, что посмотреть, что происходило с января 2010 года, когда было подписано постановление о возобновлении работы БЦБК, что происходило за этот год на БЦБК и вокруг БЦБК?

Марина Рихванова: БЦБК нарушал законы очень нагло, запускался, когда не было у него никаких разрешений. Были несчастные случаи, погибло два человека. Были проверки прокуратуры и Росприродназдора, но дальше административных взысканий дело не пошло. Было зафиксировано нарушение трудового законодательства, и экологического. Но даже уголовного дела в отношении случая гибели двух людей никакого не было. Явно нарушает закон руководство комбината, его прикрывает правительство Российской Федерации, к сожалению, позволяет, иначе он не стал бы так нагло нарушать закон.

Любовь Чижова: Марина, ваш прогноз, что будет с БЦБК в этом году? Просто некоторые экологи в конце уходящего года говорили о том, что БЦБК могут закрыть в этом году. Вы верите в то, что БЦБК в этом году закроется?

Марина Рихванова: Он просто не может работать – это очевидно совершенно, что он не может эффективно работать, на нем постоянно что-то происходит. Людей берут на работу только на три месяца, не выполняют трудовое законодательство. Просто он технически устарел и разрушен, поэтому не может работать. То есть он остановится в любом случае. Что будет дальше – вот это неясно. Если бы правительство решало этот вопрос по существу, было бы ясно, что дальше, но сейчас нет никакого проекта закрытия, кто будет отвечать за токсичные вещества, которые там накопились, кто будет отвечать за рекультивацию. Никакого проекта развития нет.

Любовь Чижова: Говорила руководитель "Байкальской волны" Марина Рихванова. Годовщину подписания премьером Путиным постановления о возобновлении работы БЦБК решили отметить экологи организации "Гринпис" - они готовы составить список "врагов Байкала", который возглавит Владимир Путин. Говорит руководитель "Байкальского проекта" "Гринпис " в России Роман Важенков…

Роман Важенков: Мы в конце концов решили назвать главных фигурантов этого дела и пока еще не называем их "врагами Байкала", пока только намекаем на это, поэтому называем их кандидатами в список "врагов Байкала". На данный момент туда вошли, конечно же, Владимир Владимирович Путин, Олег Владимирович Дерипаска, аппарат правительства, вице-премьер Шувалов, господин Дементьев и так далее, в том числе и Минприроды. Принцип, по которому эти все люди и учреждения попадают в этот список кандидатов на звание "врага Байкала", довольно-таки прост: эти люди в той или иной степени способствовали тому, чтобы Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат продолжал загрязнять уникальное озеро, колодец планеты своими отравленными сточными водами.

Любовь Чижова: Люди, представляющие БЦБК, говорят часто о том, что стоки БЦБК не вредят на самом деле Байкалу.

Роман Важенков: Это вранье, абсолютное вранье. Эти люди сами по себе довольно-таки заинтересованы. Наверное, не зря они постоянно сменяются. Приходит новый начальник на БЦБК, ставится задача запустить этот комбинат во что бы то ни стало, он все начинает заново. Экологи – это враги России, из-за экологов "Булава" у нас никак не может полететь, потому что там целлюлоза с БЦБК используется. А БЦБК абсолютно безвреден для Байкала. Даже такие высказываются нелепые вещи, что якобы эта вода практически дистиллированная и Байкальский ЦБК добавляет туда необходимые для жизни человека минеральные вещества. Абсурдность очевидна этих заявлений. Тем более, что не раз подтверждалось в первую очередь учеными Сибирского отделения РАН о том, что пятно загрязнения от БЦБК существует, существует не только в воде, но и на дне, это пятно растет из года в год. Конечно, мы говорим не только о непосредственно сбросах в озеро Байкал сточных вод, мы также говорим об атмосферных выбросах. Статистика показывает, что и респираторные заболевания, и онкологические заболевания в Байкальске как следствие этих выбросов на первых местах в России.

Любовь Чижова: Когда год назад открывали БЦБК, было подписано постановление об его открытии, говорилось о том, что это делается в экономических целях, что в регионе кризис, людям не хватает работы, нет рабочих мест и поэтому БЦБК даст людям рабочие места.

Роман Важенков: В то время мы пытались действительно найти рациональное объяснение этому постановлению номер один. И есть такой сайт, где мы собрали наиболее популярные вопросы и ответы на них, касающиеся БЦБК. В том числе мы рассматривали там и участие БЦБК в военно-промышленном комплексе, и экономические вопросы, естественно, в первую очередь, потому что якобы это все делалось для того, чтобы спасти город Байкальск от безработицы и тотального вымирания. Как сказал губернатор Мезенцев, если не запустится БЦБК, то все байкальчане сопьются и вымрут. Во-первых, это оскорбляет самих байкальчан. Во-вторых, действительно сами байкальчане не совсем понимают, зачем нужно было запускать комбинат? Да, он дает какие-то рабочие места, но, во-первых, там нет никакой перспективы – это раз. Во-вторых, специалисты сразу же после закрытия БЦБК нашли другую работу и сейчас прекрасно работают либо на других предприятиях отрасли, либо пошли в частный бизнес и так далее. И самое главное, что после закрытия БЦБК в город потянулся туристический бизнес. Потому что для развития туристического бизнеса там есть все условия. И данные, которые мы получали потом, собственно говоря, новости, которые приходили из Байкальска, только подтверждали все наши опасения относительно людей и экономической составляющей комбината. Договоры заключаются срочные, на три месяца, на сколько-то еще месяцев, люди находятся под постоянной угрозой увольнения. И как показывает практика, двое человек там погибли, то есть предприятие старое, дышащее на ладан, это предприятие еще и опасное для работников. И вкладывать в это предприятие новые средства – это все равно как в черную дыру их запихивать. Возврата не будет никакого, его надо практически полностью перестраивать. Но необязательно это делать на берегах озера Байкал. Поэтому вся экономическая составляющая – это очень большая натяжка. Совершенно ненужное предприятие, не нужно было реанимировать. Нужно было действительно позаботиться о людях и дать им перспективу. Потому что все равно сейчас с наших чиновников много не возьмешь, но они продолжают давать обещания, чтобы якобы к 2015 году перепрофилируют заново комбинат, что химическое производство на нем закроют, а люди работали именно на химическом производстве, специалисты. То есть какая здесь перспектива? Наверное, лучше было бы сразу сказать людям, что комбинат встал по экономическим причинам, он не может поддерживать сам себя на плаву. Мы позаботимся о вас, поможем вам найти место в жизни без комбината. И регион продолжит жить, может быть встанет действительно на туристические рельсы.

Любовь Чижова: Это было мнение руководителя "Байкальского проекта" "Гринпис" в России Романа Важенкова. БЦБК продолжает работать несмотря на то, что против этого были собраны подписи почти 50 тысяч человек.
XS
SM
MD
LG