Ссылки для упрощенного доступа

Декриминализация по-советски?


В милиции очень важно правильно доложить
В милиции очень важно правильно доложить
МВД России рапортует об успехах в борьбе с оргпреступностью. В результате милицейских операций в Саратовской области разгромлены по меньшей мере две группировки, 36 человек арестованы. Об этом сообщил официальный представитель МВД России Валерий Грибакин. По его словам, операции по "декриминализации" прошли в двух городах Саратовской области – Энгельсе и Балаково. Милиция и прокуратура продолжают проверки в Гусь-Хрустальном и станице Кущевской Краснодарского края, жители которых еще в прошлом году пожаловались властям на высокий уровень преступности и бездействие местных правоохранителей.

В Саратовской области милиция продолжает операцию по задержанию участников организованных преступных группировок городов Энгельс и Балаково. Представители МВД говорят о "декриминализации" Саратовской области.

По официальному сообщению ГУВД по Саратовской области, задержано семь активных участников и лидер преступной группы, подозреваемые в совершении двойных, тройных убийств, разбое, других тяжких преступлениях, а также восемь членов группировки, занимавшейся распространением наркотиков.

Операция по задержанию преступников проводилась в рамках декриминализации Балаковского района, о необходимости которой губернатор области Павел Ипатов заявил еще два месяца назад после ареста главы города Энгельса Михаила Лысенко. Его арест и обвинение в причастности к совершенному 12 лет назад убийству местного криминального авторитета стали неожиданностью как для региональной прессы, так и саратовской политической элиты, а в Энгельсе прошли митинги и пикеты в поддержку арестованного главы. Сам Михаил Лысенко связывает арест с предстоящими муниципальными выборами и намерен в них участвовать даже в статусе обвиняемого.

В отличие от города Энгельса, в событиях в Балакове саратовские аналитики не видят политической подоплеки. Председатель Общественного совета города Балаково Юрий Каргин отрицает аналогии с событиями в станице Кущевской:

– Какой-то политической подоплеки здесь не прослеживается. Все люди, которые задержаны, достаточно известные, их имена звучали и раньше в криминальных сводках. Так что это просто раскрытие какой-то криминальной группы, только и всего.

Некоторые балаковские средства массовой информации связывают деятельность задержанных криминальных авторитетов с депутатами местного представительного органа. Возможно, успешная операция правоохранительных органов будет использована в политической борьбе на предстоящих в марте муниципальных выборах.

Милицейская операция в Энгельсе и Балаково продолжает цепочку разоблачений, начатую в прошлом году. После жестокого массового убийства 12 человек в станице Кущевская на бандитов и потакающую им милицию пожаловались жители Краснодарского края, а чуть позднее – предприниматели из Гусь-Хрустального. Официально там началась "декриминализация", многие члены преступных группировок арестованы и привлечены к уголовной ответственности. Генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук, криминолог Владимир Овчинский полагает, что милицейская операция в Саратовской области будет продолжена:
От Калининграда до Дальнего Востока все покрыто сеткой оргпреступных формирований

– Дело в том, что Саратовскую область еще необходимо чистить, причем на самом высоком уровне, потому что там, даже если посмотреть СМИ за последние два года, вы можете увидеть огромные материалы о преступном сообществе, которое организовало целый букет преступлений в предыдущее 10-летие. Главное, что лидеры этого сообщества теперь являются депутатами Законодательного собрания, возглавляют различные комиссии. Их пока никто не трогал. Поэтому работы и у МВД, и у Следственного комитета еще предостаточно. В Кущевской недавно выступал прокурор края и заявил, что после ликвидации местного УБОПа только в одном Краснодарском крае было уничтожено более тысячи дел оперативного учета на банды и опасные организованные преступные группы. Если учесть, что в каждую банду или группу в среднем входит не менее 5 человек (от 5 до 10), то считайте, что в одном Краснодарском крае от 5 до 10 тысяч особо опасных преступников, которые относятся к мафиозным структурам, остались без оперативного контроля.

– Насколько такая ситуация характерна для России? Сколько в России таких станиц Кущевских?

Во всех регионах существуют свои банды, организованные преступные сообщества, группы. Самая мощная преступная организация существовала и существует на Дальнем Востоке, в Хабаровском крае. Там в прошлом году осудили лидеров, и в обвинительном заключении фигурировала цифра, что в эту банду входит более 5000 активных членов. Осудили 10 или 13 человек, а тысячи-то остались на свободе! Вот и смотрите – от Калининграда до Дальнего Востока все покрыто сеткой оргпреступных формирований. Поэтому надо срочно восстанавливать в стране Федеральную службу по борьбе с организованной преступностью и терроризмом, выводить ее из подчинения местных ОВД, замыкать ее на Следственный комитет и его подразделения в регионах, – считает Владимир Овчинский.

Разоблачение преступных группировок в российских городах, которое официально называется "декриминализация", похоже на очередную компанию, навязанную сверху, и вряд ли приведет к снижению уровня преступности, считает политолог Дмитрий Орешкин:

– Как человеку, который большую часть жизни провел в Советском Союзе, мне это томительно напоминает советские кампании. Ну, вот Политбюро вскрыло недостаток. В данном случае – вскрыли события в Кущевской. И товарищи на местах сразу кинулись исполнять и демонстрировать, что и они тоже вскрывают. Понятно, что на этом деле милицейскому руководству необходимо, прежде всего, отчитаться. В результате давно известные бандитские или наркоторгующие структуры, которых местная милиция знает, а иной раз с ними и взаимодействует, попадают в руки милиции. И наиболее решительные представители милицейского сословия их сдают, сажают – в надежде на продвижение по карьерной линии. В других местах милиция ведет себя по-другому. Например, она получает достаточно хорошие откаты от наркоторговцев и больше дорожит этим постоянно действующим источником финансирования, чем количеством звездочек на погонах. Все это напоминает то, что в Чечне называлось зачистками. Декриминализировали они город Балаково, отлично отчитались, все получили поощрение. А дальше-то что? Как будто мы не понимаем, что в Балаково есть и другие группировки, которые наверняка взаимодействуют с властями точно так же, как это было в Кущевской, – уверен Дмитрий Орешкин.

По мнению экспертов, без изменения политической системы в России реальное снижение уровня преступности вряд ли возможно.
XS
SM
MD
LG