Ссылки для упрощенного доступа

Кто ответит за теракт в "Домодедово"


Пока что ни одни из ранее заявленных мер безопасности не была реализована. Остается вопрос: что будет после домодедовского теракта?
Пока что ни одни из ранее заявленных мер безопасности не была реализована. Остается вопрос: что будет после домодедовского теракта?
8 февраля руководители российских силовых ведомств расскажут депутатам Государственной Думы о ходе расследования теракта в аэропорту "Домодедово". На "Правительственный час", посвященной этой теме, приглашены директор ФСБ Александр Бортников, министр внутренних дел Рашид Нургалиев, министр транспорта Игорь Левитин, а также председатель следственного комитета Александр Бастрыкин и генпрокурор Юрий Чайка.

Все они выступят перед депутатами в закрытом режиме, ответы на вопросы займут больше времени, чем обычно – два с половиной часа. Как сообщил накануне журналистам спикер Госдумы Борис Грызлов, фракции выслушают доклады чиновников и смогут задать им 16 вопросов. Отсутствие журналистов в зале, по словам Грызлова, позволит более детально обсудить произошедшее и решить, какие необходимы меры по совершенствованию законодательства для обеспечения безопасности граждан.

Одна из таких мер уже принята: с начала этой недели правительство России ввело в действие новые правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры. После взрыва в "Домодедово" было много споров – в чьей зоне ответственности произошла трагедия? Руководство аэропорта и милиции перекладывало ответственность друг на друга. Теперь организация безопасности аэропортов возлагается на его владельцев. Еще одно нововведение: при входе в аэропорт будут проверять не только багаж, но и паспорт. Комментирую в интервью Радио Свобода эти меры, заместитель председателя Комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков сказал, что с точки зрения безопасности аэропортов эти могут принести определенную пользу:

– Чем больше режимов, тем безопаснее зона. Но сможет ли это обеспечить безопасность российских граждан в других местах? Давайте тогда в троллейбус будем пускать по паспорту или по отпечаткам пальцев. Надо четко понимать, что есть пределы возможного в подобных мерах, которые, по большому счету, создают лишь некую линию фронта. Но нельзя везде создать линию фронта борьбы с терроризмом. Джинн должен быть надежно заперт в бутылке, а не обставлен многочисленными барьерами. Поэтому, конечно, безопасность аэропортов будет повышена, что же касается безопасности других мест общественного пользования, здесь все останется на прежнем уровне. Коррупция в правоохранительных органах, которая, на мой взгляд, не прекратится с переименованием милиции в полицию, является сопутствующим фактором, не устранив который, говорить о какой-то безопасности просто невозможно.

Последняя из новостей, непосредственно касающихся расследования взрыва в "Домодедово", появилась на днях. В средствах массовой информации были опубликованы фотографии и имя одного из возможных исполнителей теракта – предположительно жителя ингушского села Али-Юрт Магомеда Евлоева. 7 февраля стало известно, что двое его односельчан объявлены в розыск по подозрению в причастности к осуществлению взрыва. Примечательно, что с момента теракта вся информация такого рода по-прежнему сначала появляется в газетах и интернете со ссылкой на неназванные источники и лишь спустя примерно сутки подтверждается официальными лицами.

Теракт в "Домодедово" стал также причиной новых отставок. 7 февраля был уволен начальник УВД на транспорте по Центральному федеральному округу Андрей Алексеев, в газетах и интернете циркулируют сообщения о возможном увольнении в скором времени главы УФСБ по Московскому региону Виктора Захарова и руководства управления "Т", занимающегося обеспечением безопасности на транспорте. Тем не менее, позиции главы ФСБ Александра Бортникова после этого теракта, как и после взрывов в московском метро весной прошлого года, кажутся незыблемыми. Почему они не несут персональной ответственности за теракты? Это один из вопросов, который возник накануне "правительственного часа" у депутата Государственной Думы, члена партии "Справедливая Россия" Олег Шеина:

– Почему никто из силовиков не несет никакой ответственности за произошедшее, как будто это все в порядке вещей? Почему те меры, которые были обещаны и широко разрекламированы после предыдущих терактов, так и не были реализованы? Ведь когда взрывали вагоны в московском метро, когда взрывали самолеты, очень много говорилось о том, что будут выделены средства на служебных собак в метро – их должно быть около 500, а не 40, как сегодня, – на металлодетекторы, на специальные устройства, которые могут фиксировать присутствие пластиковой взрывчатки, на видеокамеры, наконец.

Почему президент России еще после терактов в метро в 2010 году не отправил в отставку кого-либо из силовиков высшего ранга? На этот вопрос отвечает политолог Дмитрий Орешкин:

– По закону Медведев, как президент, курирует силовой блок. Но это только на бумаге. По законам практической жизни Медведев к силовому блоку доступа не имеет – это зона ответственности премьера Путина. И недаром МВД командует выходец из ФСБ, близкий к Владимиру Владимировичу Путину.

Министры и главы ведомств, приглашенные в Госдуму для отчета о расследовании теракта в Домодедово, вряд ли смогут сообщить что-то новое именно потому, что занимаются другими вещами. По этой же причине они не несут ответственности за продолжающиеся взрывы: со своей истинной ролью они справляются хорошо. Продолжает Дмитрий Орешкин:

– Мы же боремся с международным терроризмом, поэтому в провалах не может быть виноват такой замечательный менеджер, как господин Бортников, или руководство Национального антитеррористического комитета. А на самом деле их не столько волнует борьба против людей, убивающих российских граждан, сколько волнует проблема сохранения той власти, которой они служат. Недаром комитет в прошлом назывался Комитетом государственной безопасности – не Комитетом общественной безопасности, не Комитетом гражданской безопасности, а Комитетом именно государственной безопасности. Эта система сохраняется, и Медведев, будучи юристом, будучи человеком в штатском, де-факто к ней не подпущен. Он не может уволить господина Нургалиева до той поры, пока господин Нургалиев принадлежит к команде Владимира Путина.
XS
SM
MD
LG