Продираясь, протискиваясь сквозь плотную толпу жаждущих попасть на вечер Лины Костенко в Оперный театр, я вспомнил пост одного блоггера на сайте "Радио Свобода". Он там с гордостью писал, какие замечательные россияне, которые сами, например, тушили летом пожары, безо всякой помощи партии и правительства. Я тогда был просто поражен, не обнаружив очевидного, на мой взгляд, вывода: на кой ляд вам нужно правительство, да еще такое дорогое, лопающееся от денег и проблемное, которое не выполняет самых непосредственных своих задач? Сейчас, когда развернул свой проект Навальный, я тоже как-то не очень замечаю этой мысли: если уж делать за правительство его работу, так нужно по крайней мере перестать его содержать, что ли.
И да, конечно, я думал о харьковчанах -- раз вы такие сознательные, так рветесь послушать Костенко, почему у вас такие "избранники"? Раз вы любите Костенко, как можно сажать себе на шею этих? С чего это вдруг вы вдруг решили, что именно такие люди будут управлять: городом, государством -- да еще и вами?
В зал вместимостью полторы тысячи человек набилось тысячи две; еще как минимум тысяча ушла ни с чем. Обидно, конечно, но на литературных презентациях чаще бывает наоборот...
В зале я забыл обо всем этом.
Совершенно невозможно поверить, что Лине Костенко 80 лет -- два часа на ногах, непринужденный артистизм, никакого пафоса, ирония и самоирония во всех разновидностях, острый разум, безотказная память, правда без натуги, собственное мнение без апломба и кристальный здравый смысл.
Седьмого февраля в Харьковском оперном театре Лина Костенко давала урок здоровья. Нужно было просидеть 20 лет в затворе, чтобы теперь, когда крах очевиден, продемонстрировать, что вполне возможно смотреть на мир здраво, помнить о главном, не давать замылить себе глаза, задурманить голову.
Кто о чем, а вшивый о бане. Не чиновники и не управленцы, не партийные боссы -- держатели смысла. Не у них правда, не на них надежда, они должны сидеть тихо, делать свою работу старательно, бояться вылететь с треском, больше ничего. Нельзя им передавать свою веру, свои чувства, свое понимание -- они от этого наглеют, свирепеют и считают, что у них "полномочия". А ведь на самом деле всего-то полномочий -- двор мести, красить забор. Метла вот, деньги на краску вот, чек потом показать.
Смысл должен оставаться у нас. Если мы его кому-то делегируем, то просто остаемся без него -- жалкие, слабые и слепые.
И еще пара слов о книге Лины Костенко "Записки украинского самашедшего". Главная проблема (а проблема есть, потому что критика столь же справедлива, как и восторги), на мой взгляд, вот в чем -- эта книга оказалась гораздо убедительнее своего героя, что ли, чтобы восприниматься как шарж. Отсюда схлопывание дистанции восприятия и у ругающих, и у хвалящих. Но ведь Лина Костенко не описала саму "нашу реальность" -- она описала "восприятие нами реальности", если уж совсем конкретно -- синдром потерянности во фрагментированном потоке "плохих новостей" и его последствия, даже книгу нарочно назвала "с толстым намеком". Это напоминает мне, как Ульяненко травили за гиперреализм эпизода, когда главный герой галлюцинирует. Или -- "Левый марш" Жадана, тот знаменитый фрагмент из "Anarchy in the UKR", что призывает "никогда не интересоваться политикой". Во всех случаях авторы пишут о человеке, его вывернувшемся из орбит взгляде, а читатель как то слишком легко соскальзывает в то, что этот несчастный человек "видит".
Дело вот в чем: надо бы нам вернуть глаза в орбиты, смысл -- самим себе, коту -- его улыбку.
И да, конечно, я думал о харьковчанах -- раз вы такие сознательные, так рветесь послушать Костенко, почему у вас такие "избранники"? Раз вы любите Костенко, как можно сажать себе на шею этих? С чего это вдруг вы вдруг решили, что именно такие люди будут управлять: городом, государством -- да еще и вами?
В зал вместимостью полторы тысячи человек набилось тысячи две; еще как минимум тысяча ушла ни с чем. Обидно, конечно, но на литературных презентациях чаще бывает наоборот...
В зале я забыл обо всем этом.
Совершенно невозможно поверить, что Лине Костенко 80 лет -- два часа на ногах, непринужденный артистизм, никакого пафоса, ирония и самоирония во всех разновидностях, острый разум, безотказная память, правда без натуги, собственное мнение без апломба и кристальный здравый смысл.
Седьмого февраля в Харьковском оперном театре Лина Костенко давала урок здоровья. Нужно было просидеть 20 лет в затворе, чтобы теперь, когда крах очевиден, продемонстрировать, что вполне возможно смотреть на мир здраво, помнить о главном, не давать замылить себе глаза, задурманить голову.
Кто о чем, а вшивый о бане. Не чиновники и не управленцы, не партийные боссы -- держатели смысла. Не у них правда, не на них надежда, они должны сидеть тихо, делать свою работу старательно, бояться вылететь с треском, больше ничего. Нельзя им передавать свою веру, свои чувства, свое понимание -- они от этого наглеют, свирепеют и считают, что у них "полномочия". А ведь на самом деле всего-то полномочий -- двор мести, красить забор. Метла вот, деньги на краску вот, чек потом показать.
Смысл должен оставаться у нас. Если мы его кому-то делегируем, то просто остаемся без него -- жалкие, слабые и слепые.
И еще пара слов о книге Лины Костенко "Записки украинского самашедшего". Главная проблема (а проблема есть, потому что критика столь же справедлива, как и восторги), на мой взгляд, вот в чем -- эта книга оказалась гораздо убедительнее своего героя, что ли, чтобы восприниматься как шарж. Отсюда схлопывание дистанции восприятия и у ругающих, и у хвалящих. Но ведь Лина Костенко не описала саму "нашу реальность" -- она описала "восприятие нами реальности", если уж совсем конкретно -- синдром потерянности во фрагментированном потоке "плохих новостей" и его последствия, даже книгу нарочно назвала "с толстым намеком". Это напоминает мне, как Ульяненко травили за гиперреализм эпизода, когда главный герой галлюцинирует. Или -- "Левый марш" Жадана, тот знаменитый фрагмент из "Anarchy in the UKR", что призывает "никогда не интересоваться политикой". Во всех случаях авторы пишут о человеке, его вывернувшемся из орбит взгляде, а читатель как то слишком легко соскальзывает в то, что этот несчастный человек "видит".
Дело вот в чем: надо бы нам вернуть глаза в орбиты, смысл -- самим себе, коту -- его улыбку.