Ссылки для упрощенного доступа

Российские регионы: Тульская область


Ирина Лагунина: Тульская аналитическая служба (ТАС) опубликовала очередной рейтинг самых публичных персон области. "В январском рейтинге публичности 2011 года по-прежнему сохраняет лидерство губернатор Тульской области Вячеслав Дудка. На вторую позицию в рейтинге поднялся начальник областного УВД Сергей Матвеев (в декабре 2010 года занимал 4-е место), сместивший с этой позиции и.о. главы администрации Тулы Михаила Иванцова. Третье место в рейтинге удержала за собой мэр Тулы и председатель гордумы Алиса Толкачева". Вот такой любопытный анализ местной администрации и тех, кто на самом деле влияет на развитие этой части России. О ситуации в Тульской области сегодня беседуют профессор Наталья Зубаревич и политолог Александр Кынев. Цикл "Российские регионы" ведет Игорь Яковенко.

Игорь Яковенко: Наталья Васильевна, что происходит в экономике этого региона?

Наталья Зубаревич: Два важнейших момента я бы отметила. То, что Тула краем своим северным входит в состав московской агломерации и давно подвергается экспансии, инвестициям и населения, которое там хочет жить, отдыхать летом, и бизнеса, который хочет иметь более дешевую рабочую силу. И второй момент: Тула - это старый промышленный регион, который переживает и еще не завершил процесс реструктуризации его экономики от экономики ВПК, от экономики черно-металлургической к экономике более современной. Вот два базовых тренда, которые влияют на развитие. Что в итоге получается? Регион среднеразвитый, регион, который частично преодолел очень сильный промышленный спад и вышел на уровень до кризиса последнего 86% - это чуть лучше среднероссийского уровня по отношению к 90 году. К сожалению, регион с очень низким объемом инвестиций. Потому что тот бизнес, который там есть, скупил и использует существовавшие советские активы, не больно вкладываясь в их модернизацию, это касается и "Еврохима", это касается и производителей кокса. Что-то вкладывается, но недостаточно. И в то же время, поскольку это краешек, близкий к агломерации, это регион, который преодолел массовую безработицу, ее нет и в кризис ее нет, потому что близость к московской агломерации, возможность мобильной занятости, конечно, облегчает жизнь. Это регион, в котором относительно низка доля бедных, она даже ниже среднероссийской. Потому что жизнь дешевле, те, кто может перемещаться, работает, а остальным как-то помогают социальные пособия. Это регион с средней долей перечислений из федерального центра. В этот дизайн - переформатирование лица экономики и близость к столичной агломерации будут и дальше формировать тренды развития. И скорее они будут позитивными. Другое дело, что их будет чувствовать территория севера и вплоть до Тулы, а крайний юг области, там уже есть вопросы.

Игорь Яковенко: Александр Владимирович, какой сейчас политический расклад в Тульской области? Буквально в прошлом году был переназначен Вячеслав Дудка, и по сути дела новейшая история Тульской области делится на два периода – это Тульская область под властью крепкого коммуниста Стародубцева и под властью военного чиновника Вячеслава Дудки. Как изменился стиль управления областью, какие он дает результаты?

Александр Кынев: Политически Тульская область регион достаточно интересный, жизнь в нем бурлит. Эта известная история борьбы города Тула Алисы Толкачевой и Сити-менеджера господина Иванцова – одно из приметных событий прошлого года. На самом деле политические события в регионе происходят с завидной регулярностью. Там достаточно большое количество живых общественных структур. Тульская область и в 90 годы была одной из территорий, где есть огромное количество националистических, патриотических групп. К примеру, известно, что это был один из регионов, где была одна из самых сильных региональных отделений партии "Родина", которая участвовала в выборах двумя колоннами, одна из них называлась "Засечный рубеж" - это был региональный блок на выборах тульской областной думы 2005 года, а другая колонна называлась "Глас народа за родину", но это был такой, скажем, левоцентристский, менее националистический проект.
Что произошло в дальнейшем? Поле политическое сжималось по всей стране, оно сжималось и по Туле, и одни партии запрещались, другие создавались. В результате мы сегодня имеем "Справедливую Россию", которая гораздо более лояльна к администрации, чем ее бывшее подразделение "Родины" в области. Наличие двух этих колонн кончилось тем, что в результате контроль над "Справедливой Россией" получила колонна более лояльная господина Сухорученкова, а дальше произошло совсем забавное событие. Движение "Засечный рубеж", которое было когда-то региональным политическим блоком, известная фигура в регионе, с ним ассоциируемая, господин Тимаков, оно лично в лице ряда своих лидеров вошло в движении "Яблоко". И весной 2010 года прошли выборы в тульскую областную думу по полностью пропорциональной системе. Это был уникальный случай, когда впервые за много лет "Яблоко" прошло в городскую думу, набрав неплохой процент голосов. Но это было не совсем "Яблоко" - это было, конечно, движение "Засечный рубеж", которое в современных условиях было вынуждено использовать "яблочный" брэнд для муниципальных выборов. И сейчас это единственный областной областной центр, где у "Яблока" есть фракция в городском совете. Получило оно, кстати, если пойти к цифрам, 11 с лишним процентов голосов.
Одновременно с этим выборы были отменены в тульскую городскую думу по мажоритарной системе и ввели даже не смешенную, а полностью пропорциональную, то есть сегодня Тула один из областных центров, где вообще нет одномандатных депутатов даже в городском совете. Но "Единая Россия" немножко себя перехитрила, она набрала 45% голосов, но этого не хватило для того, чтобы иметь больше половины мандатов. И в 35-местной думе у "Единой России" всего мандатов 16. Получается, что она вынуждена создавать альянсы, коалиции с другими партиями - это коммунисты, 6 человек, "Справедливая Россия" – 6, "Яблоко", 4 депутата и небольшая фракция ЛДПР. В результате мы наблюдаем ситуацию в Туле, когда преломляется множество тенденций последнего времени, когда отмена прямых выборов мэра сопровождается конфликтов двухголовой схемы, когда есть глава города, глава администрации, при этом сохраняются противоречия объективные между городской и областной администрацией, при этом внутри самой областной думы тоже есть определенные противоречия, объяснимые как бизнес-интересами, так и политическими взглядами участников. При этом регион не маленький. Хотя происходящее в Туле вызывает наибольший интерес, на самом деле борьба идет и в других городах и районах области, например, в Новомосковске и так далее. Так что в этом смысле политическая жизнь в регионе есть, она, конечно, попадает частично в федеральные новостные ленты, но это регион, на мой взгляд, довольно живой.

Игорь Яковенко: Спасибо, Александр Владимирович. Наталья Васильевна, скажите, пожалуйста, все регионы, которые находятся поблизости от Москвы, они испытывают процесс вымывания лучших кадров, которые, естественно, чего тут - 200 километров, сначала съездил на разведку, потом посмотрел, временно устроился и так далее. То есть все, как правило, наиболее перспективные кадры уезжают. Что можно противопоставить этому в Туле, каким образом этот региональный центр может этому противостоять, насколько успешно он этому противостоит?

Наталья Зубаревич: Я бы так сказала: это действительно проблема всех регионов вокруг Москвы, и Новгородской и псковской области вокруг Питера. Молодежь все равно будет уезжать обучаться, пытаться зацепиться. Хорошие профессионалы, журналисты или бизнес-менеджмент тоже будут уезжать. Противопоставлять этому можно только одно, закрыть переезды нельзя, противопоставлять можно расширением каналов трансформации всего нового на территории области. То есть когда эти же люди во многом могут становиться агентами модернизации, работая с областью, уже находясь в Москве, подращивая, воспитывая новых кадры. Так происходят обмены, машина должна работать в обе стороны, и подтягивая ресурсы, и сконцентрировав, отдавая назад инновации. Вот это нормальный процесс. Кто-то потом захочет вернуться, кто-то не захочет, но трансляция инновации идет. Но я считаю, согласна с Александром, что Тула относительно живой регион, на фоне прочих она выделяется. Я бы сказала, может быть я ошибаюсь, я не знаю личностных характеристик губернатора, но я просто знаю экономические результаты деятельности той структуры, которую он возглавлял, специальное конструкторское бюро приборостроения. Это была очень успешная экспортирующая структура, у нее было право на собственный экспорт. И это было самое продвинутое предприятие на территории города Тула в отличие от всех патронных заводов, оружейных заводов. Это было предприятие гораздо более современное и вписанное в глобальную экономику.

Игорь Яковенко: Спасибо, Наталья Васильевна. Александр Владимирович, скажите, пожалуйста, чем вы объясняете такой ультрапатриотический крен настроений в Туле? Потому что действительно довольно сильная организация ЛДПР, которая, как вы знаете, недавно выдвинула требования отставки губернатора Дудки, сильная была "Родина", сильные скинхедовские организации, несколько более сильные, чем в соседних регионах. Чем объясняется такое распространение ультрапатриотических настроений в этом регионе?

Александр Кынев: Вы знаете, если говорить о причинах доминирования сильных патриотических настроений, то они присутствуют во многих городах центральной полосы России. Я думаю, это связано с историческим фактором. В данном случае, если мы посмотрим географию, где у нас наиболее сильные организации разной выраженности националистического толка, то мы увидим Тулу, увидим Воронеж - это наиболее крупные города центральной полосы России. То есть с одной стороны это сочетание элементов патриархальной культуры, с другой стороны это крупный город. Что такое крупный город? Крупный город – это столкновение разных субкультур всегда. И происходит столкновение с одной стороны условной патриархальности, архаичности в определенном виде, связанного может быть с историей патриотизма местного, с другой стороны именно в этих городах, как правило, чувствуется сильный миграционный приток. И хотя Тула далеко от Москвы с точки зрения привлечения миграции, но как многие города центральной полосы России она тоже по себе часть миграционного притока ощущает. И он касается и выходцев из бывших союзных республик, он касается выходцев с юга и так далее. То есть там эта проблема существует и существует достаточно давно. Плюс сам фактор наличия оборонной отрасли предполагает определенную идеологическую советскую ориентацию части населения, и это тоже важный фактор. Но в целом, на мой взгляд, когда мы говорим о наличии сильных организаций, занимающих националистические патриотические позиции, всегда нужно разделять друг от друга, их очень много, они очень разные. Среди них есть действительно организации с точки зрения позиции крайне радикальные, но есть организации, которые вполне умеренные, которые считают патриотизм вполне нормальным прагматическим поведением в политической сфере и не переходят некую грань разумности, если условно говорить. В этом смысле, на мой взгляд, ситуация в Туле не самая плохая.
XS
SM
MD
LG