Я продолжил записывать сильный голос Гайрбека на диктофон. Он задавал вопросы и сам на них отвечал. Видно, он давно ждал случая поделиться своими мыслями о поднятой проблеме.
– Исламофобия будет существовать и крепнуть до тех пор, пока есть место выдуманным предрассудкам против мусульман. Сейчас все боятся ислама и отождествляют его с терроризмом и бытовой жестокостью. Страх рождает ненависть, от которой страдают безвинные люди, гибнут военные и гражданские лица.
Сейчас мало кто может различить собственно ислам как религию c его образом жизни и радикальный ислам, ставящий цель экспансию своих идей в мире. А это две большие разницы. Необходимо разобраться, кто перед тобой: мирный мусульманин или воинствующий фундаменталист. Если первый рассказывает о своем видении мира, то второй разговаривает лозунгами и только с позиции ультиматума. Чтобы лишить фундаментализм подпитки, надо постоянно стимулировать свободомыслие в самой мусульманской среде. Чем больше взглядов, тем больше свобод. А свобода это уже та ступень развития, на которой человек трудно поставить на колени.
– Один из главных принципов христианства "…не воздавай злом за зло или ругательством на ругательство". Помнишь это послание святого Петра? Его смысл в том, что человек не должен мстить за агрессию против себя. Нельзя становиться таким же, как враг. Точно так же мыслим и мы. И детей своих горячих воспитываем в этих принципах. «Нормальный» ислам категорически не приемлет агрессию против других, и поэтому агрессивный мусульманин не имеет никакой поддержки в моей религии. В суре "аль – Бакара" сказано "Поистине Аллах не любит агрессивных".
Я соглашался с ним, но все же создавал маневр для отступления. Нельзя все правила поведения воспринимать как догму. Безоговорочно исполнять любое требование религии соблазнительно и желательно. Но человек должен думать и действовать согласно своему уму и совести. Бывает так, что нельзя даже разрешить противнику замахнуться на тебя, не говоря уже о самом ударе. Разрешить обидеть или даже ударить себя можно близким людям. Возможно, они устыдятся своего поступка и перестанут впредь так поступать. И это будет моральной победой. Но стоит ли разрешать так вести себя врагу? Враг должен получить отпор. Здесь человек должен установить рамки собственной силы отпора, за которые он не должен выходить. Ведь победить врага можно не только его уничтожением, а завоеванием его ума.
– Верно, – согласился Гайрбек. – Если дать понять, что мусульмане желанные гости и нет повода к вражде, то ислам повелевает сделать шаг навстречу. В суре "аль-Анфаль" сказано, что "если (неверующие) склонны к миру, то и ты (Мухаммад) склоняйся к миру и уповай на Аллаха". Люди разных вер готовы к мирному сосуществованию, мусульмане не исключение. Только не стоит путать таких мусульман с теми агрессорами, для которых вера всего лишь инструмент достижения своих узких целей. Общество должно научиться отделять зерна от плевел. Хочешь по-настоящему понять проблему, поживи здесь, в Чечне, потом езжай в столицу и сравни. Сделаешь интересные выводы.
Интересное предложение. Подумаю об этом.
А как же быть с радикалами? Я вспомнил лозунг «Аль-Каиды»: «вам дорога жизнь, нам дорога смерть». До тех пор, пока «нормальный» ислам жестко не дистанцируется от таких организаций и силовых методов распространения ислама, мы все будем отождествляться с террором. Я спросил его и об этом.
– Это наша беда. Терроризм и убийство не поддерживаются ни одной религией мира. Банальности я скажу, но других слов нет. Бороться с такими вот "воинами за веру". Не бояться вставать на защиту каждый раз, когда слышится призыв к смерти неверным. С раннего детства мальчишкам внушать еще одну заповедь Корана "облегчайте, а не затрудняйте и обрадуйте приятной новостью, и не отпугивайте". Людей пугают войной и исламизацией всего общества. Но поймите, что предложение "ислам для всех" просто мечта и ничего агрессивного в нем нет. Так же мечтают иудеи о втором пришествии Христа, буддисты молятся о мировой нирване. В этом нет ничего трагического. Мы все верим во что-то, и нет повода для притеснения из-за этого. За веру в сказку не наказывают.
Исламские радикалы придумали лозунг о мировом господстве ислама в страхе перед западным просвещением. Внутренняя свобода, которую прививает западная культура мусульманам, является своеобразным вирусом для наших устоев. Они могут быть разрушены в том виде, в котором хотят сохранить их фундаменталисты. Ведь тогда навсегда будет потеряна власть над мыслями и душой человека. Хотя и страшно порой бывает, но надо бороться с такими "воинами".
Мне рассказали, как Гайрбек десять лет назад лично сорвал с крыши дома зеленое знамя, которое подняли пришедшие в село боевики.
– Федералы увидят, будут с неба бомбить. А здесь старики и дети малые остались, мужчин нет. Вывешивайте знамя на поле боя, там вы равны, – сказал он тогда опешившим боевикам.
Точно так надо поступать со всеми независимо от цвета вывешиваемого ими флага и выкрикиваемых лозунгов. И искать не различия в наших религиях, а объединяющие мысли. Человек другой веры перестанет быть врагом, и тогда наше обращение "брат" не будет выглядеть смешно или издевательски. Надо изучать религию своего соседа, если он раздражает тебя, чтобы понять его поступки. Тогда можно найти компромисс и избежать конфликта. Бог, разной формы для нас, не оставит верующих в него без правильных жизненных ориентиров. Есть люди – верные носители его идей, - и их надо искать и слушать их речи. И делать выводы перед поступками, а не после.
Я выключил уставший диктофон. Мы немного посидели в молчании, каждый обдумывал сказанное. Гайрбек, вероятно, гадал, буду ли я публиковать его слова без коррекции.
Я думал, как преподнести наши слова христианам так, чтобы быть правильно понятыми, приобрести больше понимающих, и, значит, готовых к диалогу. Но они могут и не поверить в нашу искренность. Что ж, как сказано в суре "аль-Кахф": "кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует".
– Исламофобия будет существовать и крепнуть до тех пор, пока есть место выдуманным предрассудкам против мусульман. Сейчас все боятся ислама и отождествляют его с терроризмом и бытовой жестокостью. Страх рождает ненависть, от которой страдают безвинные люди, гибнут военные и гражданские лица.
Сейчас мало кто может различить собственно ислам как религию c его образом жизни и радикальный ислам, ставящий цель экспансию своих идей в мире. А это две большие разницы. Необходимо разобраться, кто перед тобой: мирный мусульманин или воинствующий фундаменталист. Если первый рассказывает о своем видении мира, то второй разговаривает лозунгами и только с позиции ультиматума. Чтобы лишить фундаментализм подпитки, надо постоянно стимулировать свободомыслие в самой мусульманской среде. Чем больше взглядов, тем больше свобод. А свобода это уже та ступень развития, на которой человек трудно поставить на колени.
– Один из главных принципов христианства "…не воздавай злом за зло или ругательством на ругательство". Помнишь это послание святого Петра? Его смысл в том, что человек не должен мстить за агрессию против себя. Нельзя становиться таким же, как враг. Точно так же мыслим и мы. И детей своих горячих воспитываем в этих принципах. «Нормальный» ислам категорически не приемлет агрессию против других, и поэтому агрессивный мусульманин не имеет никакой поддержки в моей религии. В суре "аль – Бакара" сказано "Поистине Аллах не любит агрессивных".
Я соглашался с ним, но все же создавал маневр для отступления. Нельзя все правила поведения воспринимать как догму. Безоговорочно исполнять любое требование религии соблазнительно и желательно. Но человек должен думать и действовать согласно своему уму и совести. Бывает так, что нельзя даже разрешить противнику замахнуться на тебя, не говоря уже о самом ударе. Разрешить обидеть или даже ударить себя можно близким людям. Возможно, они устыдятся своего поступка и перестанут впредь так поступать. И это будет моральной победой. Но стоит ли разрешать так вести себя врагу? Враг должен получить отпор. Здесь человек должен установить рамки собственной силы отпора, за которые он не должен выходить. Ведь победить врага можно не только его уничтожением, а завоеванием его ума.
– Верно, – согласился Гайрбек. – Если дать понять, что мусульмане желанные гости и нет повода к вражде, то ислам повелевает сделать шаг навстречу. В суре "аль-Анфаль" сказано, что "если (неверующие) склонны к миру, то и ты (Мухаммад) склоняйся к миру и уповай на Аллаха". Люди разных вер готовы к мирному сосуществованию, мусульмане не исключение. Только не стоит путать таких мусульман с теми агрессорами, для которых вера всего лишь инструмент достижения своих узких целей. Общество должно научиться отделять зерна от плевел. Хочешь по-настоящему понять проблему, поживи здесь, в Чечне, потом езжай в столицу и сравни. Сделаешь интересные выводы.
Интересное предложение. Подумаю об этом.
А как же быть с радикалами? Я вспомнил лозунг «Аль-Каиды»: «вам дорога жизнь, нам дорога смерть». До тех пор, пока «нормальный» ислам жестко не дистанцируется от таких организаций и силовых методов распространения ислама, мы все будем отождествляться с террором. Я спросил его и об этом.
– Это наша беда. Терроризм и убийство не поддерживаются ни одной религией мира. Банальности я скажу, но других слов нет. Бороться с такими вот "воинами за веру". Не бояться вставать на защиту каждый раз, когда слышится призыв к смерти неверным. С раннего детства мальчишкам внушать еще одну заповедь Корана "облегчайте, а не затрудняйте и обрадуйте приятной новостью, и не отпугивайте". Людей пугают войной и исламизацией всего общества. Но поймите, что предложение "ислам для всех" просто мечта и ничего агрессивного в нем нет. Так же мечтают иудеи о втором пришествии Христа, буддисты молятся о мировой нирване. В этом нет ничего трагического. Мы все верим во что-то, и нет повода для притеснения из-за этого. За веру в сказку не наказывают.
Исламские радикалы придумали лозунг о мировом господстве ислама в страхе перед западным просвещением. Внутренняя свобода, которую прививает западная культура мусульманам, является своеобразным вирусом для наших устоев. Они могут быть разрушены в том виде, в котором хотят сохранить их фундаменталисты. Ведь тогда навсегда будет потеряна власть над мыслями и душой человека. Хотя и страшно порой бывает, но надо бороться с такими "воинами".
Мне рассказали, как Гайрбек десять лет назад лично сорвал с крыши дома зеленое знамя, которое подняли пришедшие в село боевики.
– Федералы увидят, будут с неба бомбить. А здесь старики и дети малые остались, мужчин нет. Вывешивайте знамя на поле боя, там вы равны, – сказал он тогда опешившим боевикам.
Точно так надо поступать со всеми независимо от цвета вывешиваемого ими флага и выкрикиваемых лозунгов. И искать не различия в наших религиях, а объединяющие мысли. Человек другой веры перестанет быть врагом, и тогда наше обращение "брат" не будет выглядеть смешно или издевательски. Надо изучать религию своего соседа, если он раздражает тебя, чтобы понять его поступки. Тогда можно найти компромисс и избежать конфликта. Бог, разной формы для нас, не оставит верующих в него без правильных жизненных ориентиров. Есть люди – верные носители его идей, - и их надо искать и слушать их речи. И делать выводы перед поступками, а не после.
Я выключил уставший диктофон. Мы немного посидели в молчании, каждый обдумывал сказанное. Гайрбек, вероятно, гадал, буду ли я публиковать его слова без коррекции.
Я думал, как преподнести наши слова христианам так, чтобы быть правильно понятыми, приобрести больше понимающих, и, значит, готовых к диалогу. Но они могут и не поверить в нашу искренность. Что ж, как сказано в суре "аль-Кахф": "кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует".