Ссылки для упрощенного доступа

"Новый мэр – старые проблемы", как москвичи оценивают деятельность нового мэра Москвы


Ирина Лагунина: Через несколько месяцев после смены московского мэра Аналитический центр Юрия Левады исследовал отношение столичных жителей к новому руководству, а также попросил их назвать проблемы, беспокоящие горожан более всего. Результаты опросов показали, что оценки деятельности Сергея Собянина практически совпадают с оценками Юрия Лужкова в период его правления, а некоторые городские проблемы, по мнению москвичей, даже усугубились. Публикация на сайте Левада-центра по этому поводу называется "Новый мэр – старые проблемы". Рассказывает Вероника Боде.

Вероника Боде: Уличные "пробки", низкие заработки, безработица, коррупция, нехватка жилья, социальное расслоение, преступность, скверная работа милиции, засилье приезжих, рост наркомании и алкоголизма, плохое медицинское обслуживание, произвол властей, предприятия, загрязняющие воздух и воду, - вот далеко не полный набор проблем, которые беспокоят москвичей. А во главе списка – рост коммунальных платежей и высокие цены на товары первой необходимости, - эти позиции называют по 53% опрошенных. Более того, за два года эти цифры существенно выросли. Вот комментарий Натальи Зоркой, ведущего научного сотрудника Левада-центра.

Наталья Зоркая: Структура, иерархия проблем не сильным образом изменилась. Но надо сказать, что по сравнению с данными годовалой давности, степень остроты этих проблем среди москвичей отмечается гораздо интенсивнее. Вся ситуация со снятием мэра Лужкова, конечно, значительно повлияла на восприятие москвичами проблем этого большого, очень сложно устроенного города, и многие показатели выросли просто очень значительно. В частности, рост коммунальных платежей с 33 до 53%, цены и так далее. Но что самое интересное, коррупция чиновников местных органов власти, которая в 9 году упоминалась где-то на 26 месте, она подскочила на 6 место. То есть это говорит о том, что на самом деле на фоне многолетнего правления Лужкова, построения его специфической коррумпированной системы власти происходило такое претерпевание, москвичи к проблемам существующим и связанным с коренной проблемой, конечно, коррумпированности власти. Но после отставки эта проблема вышла наружу и люди значительно чаще говорят об этом. Если в 9 году только 8% это упоминало, то сейчас 23%.

Вероника Боде: Как оценивают москвичи деятельность нового мэра?

Наталья Зоркая: Интересно, что параллельно задавался вопрос и о Лужкове, такой не прожективный, а наоборот обращенный в прошлое. И эти оценки полностью совпадают. Относительное большинство оценивает деятельность нового мэра Сергея Собянина средне. Хорошо и очень хорошо сейчас оценивают 23%, то есть меньшинство. И у Лужкова на данный момент ретроспективная оценка его деятельности как мэра даже выше. То есть этот показатель для Лужкова равен 34%. Прошло, с одной стороны, не так много времени, но пока москвичи не видят никаких положительных изменений. Тут надо, конечно, вспомнить о том, что в сентябре-октябре, когда происходила вся эта история, особых ожиданий не питал никто, не ждал значительного улучшения, снятия остроты проблемы, снижения коррупции. Подавляющее большинство москвичей считало, что ничего не изменится.

Вероника Боде: А вот эта схожесть оценок нынешнего мэра и прежнего мэра, как вы думаете, что это значит? Какой бы ни был начальник, мы его будем терпеть?

Наталья Зоркая: Да, в принципе это показатель огромной оторванности власти, главного начальства от собственно реальной жизни города, она и сказывается в том, что люди выносят такие средние оценки. Ну вот, новый начальник. Ожиданий таких, что что-то переменится, не говоря о том, что инициативы такие причудливые были, известные большинству – от устранения киосков до изменения часов работы госучреждений, это все пока не очень серьезно.

Вероника Боде: Таковы наблюдения социолога Натальи Зоркой. Отметим, что проблемы, связанные с высокими ценами и коммунальными тарифами в российской столице, вызывают озабоченность, прежде всего, у пенсионеров, в то время как для молодежи характерен повышенный уровень беспокойства по поводу большого количества приезжих. Многое ли изменилось в Москве при новом мэре? – этот вопрос я задала депутату Мосгордумы, руководителю фракции КПРФ Андрею Клычкову.

Андрей Клычков: Системных изменений в принципе никто не ожидал. И я думаю, что те процессы, которые сегодня происходят по изменению некоторых приоритетов, в том числе по развитию дорожно-транспортной сети, по строительству станций метро, они относятся в большей степени к жизненно необходимым и к тем вопросам, которыми занимались и раньше. Таким образом, мы видим, что даже при некотором изменении политики управления, ничего кардинальным образом не изменилось. Но есть один немаловажный аспект, который дает возможности надеяться на возможное закрепление и переустройку систем взаимодействия между гражданами, органами государственной власти, в большей степени законодательной и местной властью с чиновниками. Населению заметна реакция мэра на определенные протестные настроения, на требования по предъявлению претензий отдельным чиновникам – их просто снимают. Соответственно, мы получили об ратную связь между жителями и бюрократическим чиновничьим аппаратом на местах.

Вероника Боде: Какие московские проблемы представляются вам самыми острыми на данный момент?

Андрей Клычков: Социальный капитальный ремонт, всеобщая ТСЖ, неразвитость и невозможно в рамках тех систем управления развить работу общественного транспорта и решение обеспечения жильем, обеспечения нормальной жизнедеятельности, занятости и развития города не так перевалочной рыночной базы, а как города, который является крупнейшей столицей мира со своими требованиями и задачами.

Вероника Боде: А что нужно, на ваш взгляд, для решения этих проблем?

Андрей Клычков:
Наверное, понимание. Понимание целей, которые стоят перед городом. Будь то город просто показная картинка, либо это действительно функционирующий город, который представляет собой центр управления или пример для других регионов по развитию, по созданию условий для жизнедеятельности.

Вероника Боде: А как вы думаете, у нового мэра есть такое понимание?

Андрей Клычков: Я думаю, что понимание проблем существует. Другой вопрос, что в системе ценностей, системе координат на федеральном и региональном уровне партии "Единая Россия" рецептов не предлагается для решения системных вопросов. Почему Москва задыхается от пробок? Почему Москва задыхается от перенасыщения приезжих? Потому что все остальные регионы умирают, в них уничтожается образование, промышленное производство, а развивается только сфера услуг, и та деградирует с каждым днем. Люди вынуждены искать возможность зарабатывания денег, и все стремятся в Москву. Но Москва не может постоянно разбухать. Она должна представлять пример, при этом давая возможность в регионах людям зарабатывать деньги. Если мы создадим эту систему нормального государственного управления, а здесь, безусловно, федеральный уровень требуется, мы сможем тогда и создать комфортные условия для Москвы, создать внешний облик Москвы с учетом исторической застройки, архитектурных решений, чтобы было приятно приезжать, и тогда можно надеяться на развитие всего государства.

Вероника Боде: Говорил депутат Мосгордумы Андрей Клычков. Социальные вопросы в российской столице, безусловно, требуют решения. Но есть проблемы, которым сами москвичи не придают слишком большого значения: во всяком случае, в список Левада-центра они не попали. А между тем, они важны. Меняется облик города, разрушаются архитектурные памятники. Слово координатору движения "Архнадзор" Рустаму Рахматуллину.

Рустам Рахматуллин: Я думаю, что число зданий, обладавших ценностью культурной и снесенных за 17-18 лет, приближается к тысяче. Не останавливались ни перед чем. Погибали даже здания 17 века. Объем нового строительства и сноса в охранных зонах тоже был огромен. В результате утрачивались визуальные связи, панорамы, историческое окружение памятников, масштаб исторической застройки.

Вероника Боде: А изменилось ли что-нибудь с тех пор, как мэром Москвы стал Сергей Собянин?

Рустам Рахматуллин: Меняется. Здесь нужно различать тенденции и адресные перемены. Адресные, которые можно считать символическими, это, скажем, отмена строительства на Петровской площади, компенсация инвесторам, отказ от любимого лужковского перекрытия крыши складов для музея Москвы – это важнейшее прецедентное решение, в сущности это отказ от вторжения новой архитектуры в тело памятника. В-третьих, случился отказ от строительства депозитария-музея на Боровицкой площади. Нам удалось спасти главную площадь города, одну из главнейших от безобразного архитектурного решения. Что касается общей тенденции, то несколько преждевременно о ней говорить. В последнем интервью своем большом Сергей Собянин сказал, что он сторонник консервации исторического центра, прекращения в нем новых строительств.

Вероника Боде: То есть можно ли сказать, что московские власти прислушиваются к голосам тех, кто охраняет памятники?

Рустам Рахматуллин: Да, безусловно, так.

Вероника Боде: Чего вы ждете в идеале от московских властей?

Рустам Рахматуллин: Мы хотели бы, чтобы перемены отношения к наследию носили системный характер. Это означает перестройку некоторых институций, а не просто прислушивание к нашим голосам.

Вероника Боде: Отмечает Рустам Рахматуллин, писатель, краевед, координатор движения "Архнадзор". О проблемах российской столицы размышляет политолог Николай Петров, эксперт Московского центра Карнеги.

Николай Петров: Мне кажется, что самые важные проблемы – это не проблемы технические, инфраструктурные, как бы они ни были важны, а это проблемы создания механизмов, которые позволили бы москвичам не зависеть от того, что считает сегодня важным один мэр или другой мэр, а которые позволили бы как-то институционализировать взаимодействие горожан с властью и заставляли бы власть любую действовать, исходя из интересов горожан.

Вероника Боде: Видится ли вам какая-то новая тенденция в связи с Собяниным в тех же взаимоотношениях власти и горожан, например?

Николай Петров: Мне кажется, что есть немножко другого по сравнению с лужковским толка популизм и желание очевидное нового мэра высказаться позитивно так, как он считает, москвичи должны воспринимать хорошо, по всем основным проблемам и предложить какие-то быстрые или не такие быстрые решения. Вот что абсолютно не изменилось, мене кажется, это очень тревожный знак – не изменилась позиция мэра по отношению к горожанам.

Вероника Боде: Оценки Юрия Лужкова в то время, когда он возглавлял московскую администрацию, и нынешние оценки Сергея Собянина не сильно различаются между собой. И похоже, особых надежд на то, что новый мэр решит наболевшие городские проблемы, у москвичей нет.
XS
SM
MD
LG