Ссылки для упрощенного доступа

Квоты для женщин в немецких компаниях.


Ангела Меркель
Ангела Меркель
Ирина Лагунина: В Германии разгорелась общественная дискуссия о введении обязательных квот для женщин в руководстве предприятий. Поводом послужила недавняя публикация результатов мониторинга, проведенного Немецким институтом экономических исследований. Выяснилось, что среди топ-менеджеров 200 крупнейших немецких компаний женщин – всего 3,2 процента. С идеей законодательно закрепить гендерные квоты в руководстве фирм, в размере тридцати процентов, выступила министр труда Германии Урсула фон дер Ляйен. Федеральный канцлер Ангела Меркель эту инициативу отвергла, призвав, однако, бизнес-сообщество по доброй воле привлекать женщин к управлению компаниями. Рассказывает корреспондент радио "Свобода" в Германии Александр Хавронин.

Александр Хавронин: Представляя результаты мониторинга, сотрудница Немецкого института экономических исследований Эльке Хольст напомнила, что еще в 2001 году главы немецких компаний обещали привлекать женщин к процессу управления. Минуло десять лет, однако никаких серьезных изменений не произошло. Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель так отреагировала на появление в прессе результатов исследования.

Ангела Меркель: То, что в руководстве двух сотен крупнейших компаний Германии всего три-четыре процента женщин, – это грандиозный скандал.

Александр Хавронин: Меркель заявила, что федеральные власти дают бизнес-сообществу еще один шанс проявить фантазию и привлечь женщин к руководству предприятиями. Но инициативу министра труда Урсулы фон дер Ляйен, которая так же, как и Меркель, представляет в правительстве Христианско-демократический союз, канцлер вынуждена была отвергнуть. В какой-то степени это произошло из-за негативного отношения к гендерному квотированию партнеров блока ХДС/ХСС по коалиции свободных демократов, традиционно лоббирующих интересы работодателей. В дискуссию о гендерном квотировании вступили политики, ученые, юристы. Вот что говорит о дефиците женщин в руководстве немецких компаний доктор социологии, сотрудник Университета города Майнц Детлеф Люк:

Детлеф Люк: Существуют два рода причин, почему женщины редко становятся руководителями предприятий, – культурные и структурные. С одной стороны, в немецком массовом сознании до сих пор, причем даже глубже, чем в некоторых других европейских странах, укоренено мнение, что женщина должна заниматься домашним хозяйством, а ребенок сильно страдает, если его не воспитывает мать. Что же касается структурных причин, то они связаны с противоречиями, возникающими при попытке реализовать одновременно карьерные и семейные интересы. Особенно острый характер приобретает этот конфликт, когда речь идет о трудоустройстве женщин, имеющих маленьких детей. Работодатели относятся к матерям с недоверием, и их труд значительно хуже оплачивается.

Александр Хавронин: Детлеф Люк в целом одобряет инициативу ввести квоты для женщин в руководстве компаниями:

Детлеф Люк: Это средство действительно может оказаться полезным, если речь пойдет о целом комплексе мероприятий. Во-первых, следует отрегулировать систему присмотра за детьми дошкольного возраста. Во-вторых, менеджеры фирм должны принципиально изменить свой менталитет и переосмыслить роль женщин-специалистов на предприятиях. В то же время руководителям компаний при принятии гендерных квот стоит проявить осторожность. Не уверен, что во всех сферах экономики их на самом деле можно ввести, да еще в размере пятидесяти процентов, как того требуют некоторые политики! Немецкое общество меняется с трудом, а культурные стереотипы глубоко укоренились в сознании населения. Пройдет какое-то время, возможно одно-два поколения, пока общество привыкнет к новым ценностям. Поэтому я считаю, что сегодня жесткое введение квот для женщин и соответствующих штрафных санкций ничего хорошего не даст. Во многих отраслях директора предприятий просто не смогут найти женщин необходимой квалификации для руководящих постов.

Александр Хавронин: Министр по социальным вопросам Баварии Кристина Хадертхауэр во многом согласна с социологом Детлефом Люком:

Кристина Хадертхауэр: Введение жестких квот для женщин в руководстве предприятиями станет действенным механизмом только в случае, если будет учитываться специфика отдельных отраслей. Скажем, наблюдательный совет предприятия в области коммуникаций может уже сейчас без проблем на пятьдесят процентов состоять из женщин. А для металлургического завода, где по традиции работают преимущественно мужчины, и десять процентов женщин в руководстве – тоже неплохо. В целом же я считаю, что эта проблема давно назрела. Женщины лучше мужчин учатся в школах, вузах, успешно начинают трудовую деятельность, однако к 30-40 годам карьерный рост останавливается: менеджеры компаний начинают проявлять мужскую солидарность и оценивать сотрудника с учетом, в первую очередь, его мужских качеств. А ведь общеизвестно, что женщины традиционно много делают для создания в коллективе благоприятного климата, творческой атмосферы. Согласно социологическим исследованиям, для женщины более важно то, насколько работа интересна. А у мужчин на первом плане – статус, должность, размер заработной платы и служебного автомобиля".

Александр Хавронин: Одной из первых немецких компаний, которая еще в прошлом веке ввела квоты для женщин, стала редакция берлинской ежедневной газеты левой ориентации Tageszeitung. Немецкая журналистка Баша Мика с 1999 по 2009 годы была главным редактором этого издания:

Баша Мика: Я горжусь тем, что в свое время попала в редакцию на основании введенных гендерных квот. То, что газета Tageszeitung стала одной из первых фирм в ФРГ, которая в восьмидесятые годы прошлого века ввела подобные нормы для женщин, с позитивной стороны оценили наши читатели. Специальных гендерных квот на должность главного редактора никогда не существовало, однако в нашем коллективе, благодаря нововведениям, появилось достаточное количество женщин, которые без проблем могли занять руководящие посты. Меня часто спрашивали: "Стали бы вы главным редактором, если бы в Tageszeitung не было квот для женщин?" Честно говоря, я не вижу связи между одним и другим. В то же время ни для кого не секрет, что происходит на других крупных предприятиях Германии, где женщины, несмотря на свою квалификацию, не могут подняться по карьерной лестнице: в руководстве фирм мужчины проявляют редкую сплоченность и солидарность.

Александр Хавронин: По мнению Баши Мики, в немецком обществе до сих пор существует немало факторов, препятствующих профессиональному росту женщин:

Баша Мика: Часто женщины говорят: "Мы хотим жить независимо, сами определять свою судьбу, работа и семья для нас одинаково важны". Однако в действительности происходит так, что если муж находит хорошую работу, то интересы жены и детей уходят на второй план. И сразу же забываются разговоры о том, что оба супруга – и муж, и жена – хотели делать карьеру и одновременно воспитывать детей. Если у мужчины появляется высокооплачиваемая работа, то женщина приносит себя в жертву. А он, как ни в чем не было, концентрируется на служебных обязанностях, часто игнорируя интересы супруги и детей. Но вина в таких ситуациях лежит не только на мужчине, но и на самой женщине, которая добровольно отказывается от своих прав, узнав о будущих доходах супруга. В последнее время, однако, ситуация изменилась, и появилось немало семей, в которых и мужчины, и женщины, будучи хорошо образованными людьми, предъявляют к жизни одинаковые требования. В таких парах рождение ребенка не становится препятствием для скорого возвращения матери к работе и дальнейшего карьерного роста.

Александр Хавронин: Ситуация, сложившаяся в редакции Tageszeitung, уникальна по сравнению с другими немецкими средствами информации. Рассказывает главный редактор ведущей в Германии экономической газеты Handelsblatt Габор Штайнгарт:

Габор Штайнгарт: Нормы, закрепившиеся в коллективах немецкой экономических изданий, всегда напоминали Country & Western Club: мужские шутки, мужские вкусы, полная мужская гегемония. Но мир меняется. И женщины все ярче проявляют себя в самых разных отраслях. Поэтому мы решили в течение ближайших пяти лет увеличить число женщин в нашей редакции с нынешних 14 до 30 процентов. Мы идем на это не из соображений благородства или благотворительности, а с учетом долгосрочных интересов газеты Handelsblatt. Когда-то мы воспитывались в культуре, в основе которой находилось мужское доминирование. Однако сейчас пришло время нам, мужчинам, отойти немного в сторону и прислушаться к запросам противоположного пола.

Александр Хавронин: По сравнению со средствами информации, банками и страховыми компаниями автомобилестроение в Германии можно еще в большой степени назвать "мужской отраслью". 90 процентов тех людей, которым в этой сфере удается сделать карьеру, – мужчины. Член правления концерна Opel по вопросам развития Рита Форст – редкое исключение. Для нее, получившей в свое время диплом инженера-машиностроителя, гендерный фактор никогда не являлся проблемой. Восхождению Риты Форст по служебной лестнице рождение двоих детей не помешало:

Рита Форст: Я всегда старалась совмещать карьерные и семейные интересы, оба раза быстро выходила из декрета и возвращалась к служебным обязанностям. Наверное, мне удалось добиться успеха благодаря упорству и целеустремленности. Я против введения гендерных квот в руководстве предприятий. Женщина может добиться всего сама благодаря полученной квалификации, усердию, ответственности.

Александр Хавронин: В правлении другого крупного немецкого автоконцерна, BMW, женщин всего 8 процентов. Руководитель кадрового департамента компании Харальд Крюгер считает, что реформы на предприятии давно назрели:

Харальд Крюгер: Мы стараемся учитывать тенденции последних лет. С точки зрения долгосрочного развития увеличение числа женщин в руководстве – это, безусловно, благо. Управление концерна утвердило концепцию кадровой диверсификации, и в течение ближайших десяти лет число женщин в руководстве компании увеличится в два раза. Избранная нами стратегия основана также на интернациональности, многокультурности. Это значит, что женщины-специалисты из других стран будут так же желанны для BMW, как и уроженки Германии. Думаю, что такой кадровый подход станет в будущем гарантией конкурентоспособности нашей компании.

Александр Хавронин: После призыва федерального канцлера Ангелы Меркель к бизнес-сообществу руководители многих немецких компаний стали вводить квоты для женщин. Представитель фармацевтического концерна "Байер" заявил, что к 2015 году доля женщин в руководящих органах фирмы достигнет 30 процентов. О подобных же намерениях заявили и главы других крупных компаний страны E.ON, Daimler, Bosch.
А известная в Германии писательница и педагог Мелитта Вальтер потребовала гендерного квотирования от фирмы LEGO, производящей игрушки. По мнению Мелитты Вальтер, в конструкторах LEGO сильно доминирует "мужская тематика" ("Гарри Поттер", "Звездные войны"). Пресс-секретарь LEGO опровергать это высказывание не стал.
Судя по социологическим опросам, жители Германии неоднозначно относятся к перспективе повсеместного введения квот в руководстве компаний. В немецком языковом обиходе до сих пор распространено выражение Quotenfrau ("квотированная женщина").
XS
SM
MD
LG