Ссылки для упрощенного доступа

Кампания "Я тоже мусульманин"


Ирина Лагунина: В течение недели американские мусульмане проводили ралли под общим лозунгом "Я тоже мусульманин".
Протест вызвал конгрессмен-республиканец Питер Кинг, который представляет как раз тот округ Нью-Йорка, где расположен Исламский центр. Местные мусульмане рассматривали Питера Кинга как друга и партнера. И вот, все переменилось. 8 марта Американский союз за гражданские свободы направил Питеру Кингу официальное письмо, в котором говорилось: "Относиться ко всему сообществу как к подозреваемым только из-за плохих деяний и нетерпимых заявлений отдельных представителей опрометчиво и несправедливо. В прошлом это приводило лишь к еще большему непониманию, несправедливости и дискриминации". Причина – инициированные Питером Кингом слушания, которые прошли 10 марта в Комитете по внутренней безопасности Палаты представителей Конгресса. Тема обсуждения, которая была представлена законодателям, звучала так: "Уровень радикализации американского мусульманского сообщества и ответ самого сообщества на это". Рассказывает наш корреспондент в Вашингтоне Аллан Давыдов.

Аллан Давыдов: Слушания организовал глава Комитета по внутренней безопасности республиканец из Нью-Йорка Питер Кинг. Поводом для необычных слушаний стало, по его словам, нежелание мусульманской общины Соединенных Штатов сотрудничать с правоохранительными органами в борьбе с экстремизмом. Кинг утверждает, что проповеди в ряде мечетей на территории США ведут к радикализации прихожан, особенно молодых:

Питер Кинг: Для того, чтобы противостоять этой угрозе, в мусульманской общине должны вырасти умеренные лидеры. Сегодня мы должны отдавать себе полный отчет в том, что радикализация мусульман в Соединенных Штатах является частью стратегии "Аль-Каиды", это скрытая атака на США.

Аллан Давыдов: Одним из свидетелей, подтвердивших такие опасения, стал американец сомалийского происхождения Абдиризак Бихи. Он рассказал, как его племянник тайно отправился в Сомали, чтобы вступить в ряды радикальной воинствующей группировки "Аль-Шабаб". Он подтвердил, что настоятели мечети в США, которую посещал племянник, предостерегли его от сотрудничества с американскими правоохранительными органами:

Абдиризак Бихи: Проблема состоит в том, что в общине нет сильных и настоящих лидеров.

Аллан Давыдов: Многие представители американских мусульман, а также коллеги-законодатели из числа демократов упрекают конгрессмена Питера Кинга в том, что он подвергает сомнению патриотизм сотен тысяч американских мусульман. Они говорят, что Кинг несправедливо демонизирует представителей одной религиозной группы, очерняет их в глазах соседей. И тем самым отдаляет от общества, вселяет в них ощущение страха, не позволяющее сообщать полиции или ФБР о чьей-либо подозрительной деятельности. Конгрессмен-демократ Кит Эллисон – первый в истории мусульманин, избранный в Палату представителей. Когда ему дали слово, он не мог сдержать слез, рассказывая, как 23-летний сотрудник муниципальной службы американец пакистанского происхождения Мохаммед Салман Хамдани погиб, спасая людей во время теракта 11 сентября в Нью-Йорке, но его память была очернена:

Кит Эллисон: Некоторые люди распространяют необоснованные слухи и домыслы, зачисляющие этого парня в число террористов, только потому, что он был мусульманином... На мой взгляд, подход Комитета по внутренней безопасности к обсуждению этого вопроса противоречит американской традиции. Эти слушания могут способствовать радикализации мусульман и тем самым в будущем добавить угрозы нашей безопасности.

Аллан Давыдов: Глава комитета Питер Кинг в свою очередь отвергает обвинения в неполиткорректности и в сгущении красок. Он говорит, что слушания лишь отражают возрастающую озабоченность американского общества опасностью доморощенного терроризма. Он говорит, что потенциальная угроза, представляемая радикализацей мусульманской общины, несравнима с угрозами, которые представляют собой неонацисты, радикальные защитники окружающей среды или безумцы-одиночки.

Ирина Лагунина: О слушаниях в Комитете по внутренней безопасности Палаты представителей Конгресса США рассказывал наш корреспондент в Вашингтоне Аллан Давыдов. Активным участником акций протеста стал пакистанский певец и композитор Салман Ахмад. Помимо того, что Салман Ахмад является послом доброй воли ООН и распространяет знания о СПИДе в Южной Азии, он опубликовал книгу "Рок&Ролл Джихад: революция мусульманской звезды рока".
А еще его называют лучшим оружием Белого дома против распространения идеологии "Аль-Каиды". Мой коллега Мухаммад Тахир побеседовал в Салманом Ахмадом о настроениях в мусульманском сообществе США.

Салман Ахма: Из того ралли 8 марта в Нью-Йорке, в котором я участвовал, я хотел бы привести в пример фразу раввина Марка Шайнера, который сказал: "Выделять американских мусульман в качестве источника доморощенного терроризма и не исследовать все формы насилия, мотивированные экстремизмом, - это несправедливо". А я бы еще добавил, что это не только несправедливо и слепо, это еще и поможет экстремистам в Америке тем, что, породив страх, разделит общество. Экстремисты хотят породить страх, чтобы легче было разделить сообщество. А что делают эти слушания, концентрируя внимание на мусульманах американцах? Они фактически создают коллективную вину. Вместо того, чтобы помогать создавать более сплоченную и уверенную в своем будущем Америку, они порождают еще больший раскол.

Мухаммад Тахир:
Конгрессмен Кинг говорит о том, что мусульманское сообщество США после 11 сентября приложило недостаточно усилий для борьбы с терроризмом. Как вы на это ответите?

Салман Ахмад: Три или четыре года назад журнал Ньюсуик проводил исследование, которое, по-моему, так и называлось "Ислам в Америке". Так вот опрос центра Pew тогда показал, что американские мусульмане в верхних 20 процент экономического класса, в верхних 20 процентах по образовательному уровню, они составляют сообщество учителей, водителей такси, руководителей предприятий, писателей, музыкантов. Так что когда вы смотрите на американских мусульман, то видите социальный слой, совершенно отличный от мусульманских иммигрантских сообществ в Европе и других частях мира. Те не настолько богаты и многообразны, как американские мусульмане. Так что этот лицемерный план причесать всех мусульман под одну гребенку, по меньшей мере, наивен.

Мухаммад Тахир: Фейзал Шахзад, который пытался в прошлом году взорвать машину на Таймс сквер – тоже член американского общества и был весьма неплохо в него интегрирован. И все же он готовил этот теракт, в результате которого могли погибнуть десятки американцев. Как, с вашей точки зрения, можно предотвращать подобные теракты?

Салман Ахмад: Самый хороший способ еще больше подхлестнуть насилие – это навесить ярлык на все мусульманское сообщество и рассматривать всех мусульман как соучастников. Надо строить мосты с теми мусульманами Америки, которые считают себя в первую очередь американцами, а во вторую – мусульманами. Для того, чтобы предотвращать теракты и радикализацию отдельных членов сообщества, надо строить мосты, а не бросаться ложными обвинениями.

Мухаммад Тахир: Вы опасаетесь, что слушания в Конгрессе ожесточат мусульман или что они настроят остальную часть общества против мусульман?

Салман Ахмад:
Если посмотреть на американскую историю, Джозеф Маккарти и его знаменитые судебные процессы бросали тень на любого человека, у которого были хоть какие-то связи с коммунистами. Огромное количество жизней простых, трудолюбивых американцев было перевернуто из-за той кампании. Так же и Эдгар Гувер пытался разрушить гражданские свободы американцев на основании их расовых, политических и религиозных предпочтений. Так что Питер Кинг – это просто последнее воплощение Джозефа Маккарти и Эдгара Гувера.

Ирина Лагунина: С Салманом Ахмадом беседовал мой коллега Мухаммад Тахир. Накануне слушаний в конгрессе фонд Гэллапа провел опрос среди американцев. Выяснилось, что 52 процента считают слушания по вопросу о радикализации мусульманского сообщества США вполне уместными. 38 процентов полагают, что это абсолютно неправильный подход. На самом деле в последних трех инцидентах в США вряд ли стоило обвинять американское мусульманское сообщество в бездействии. В случае стрельбы в Форд Нуде человек просто оказался психически больным. В случае с сорванной попыткой теракта на Таймс сквер именно родители Фейзала Шахзада первыми заметили его странное поведение. А в случае с нигерийцем, который пытался взорвать самолет на Рождество, это вообще его отец пытался предупредить американское посольство в Нигерии. Просто предупреждение осталось не услышанным.
XS
SM
MD
LG