Ссылки для упрощенного доступа

Тельняшка как история человеческой культуры


Петербургское издательство "Аврора" выпустило книгу капитана второго ранка Олега Щеблыкина "Про тельняшку".

Преподаватель учебно-научного центра Военно-морской академии имени адмирала флота Николая Кузнецова Олег Щеблыкин проследил историю Российской флотской нательной фуфайки, ставшей для многих романтическим символом моря, матросской службы и удали. 19 августа – в день подписания приказа о введении на российском императорском флоте этой формы одежды – отмечается в России как неофициальный праздник. О том, как создавались книга, Радио Свобода рассказал автор:

– Ко мне обратились ветераны Военно-морского флота: вот тебе материал, напиши книжку. Тельняшка – это символ многих людей. Уже 10 лет 19 августа в Стрельне собирается группа энтузиастов, бьет в рынду и отмечает этот праздник. Надо, мол, сделать это достоянием более широкого круга лиц. Во-первых, интересно само происхождение тельняшки, почему ее так назвали и почему она полосатая. В 60-е годы 19 века наши корабли активно ходили в регион Средиземного моря, в таких городах, как Брест или Мальта, они видели такую полосатую одежду. Она производила очень сильное впечатление, была модной. Если в западной культуре полосатая одежда воспринималась больше как проявление чего-то дьявольского, то в нашей культуре – просто как красивая одежда, подчеркивающая бравый вид военных моряков. И когда экипаж фрегата "Генерал Адмирал", вернувшись из очередного похода, был представлен великому князю Константину Николаевичу, все моряки стояли в этих полосатых рубахах. Великий князь поинтересовался, что это такое, и ему доложили. А доктора дали свое обоснование, что рубашки защищают матроса от простуды. И великий князь учредил эту тельняшку указ от 19 августа старого стиля 1874 года. В соответствии с этим указом тельняшка была положена всем нижним чинам нашего флота. Второй важный момент связан с Великой Отечественной войной. Моряки с кораблей пополняли мотострелковые части, и каждый из них надевал тельняшку, в какой бы форме ни находился. Моряки совершали подвиги, и это нашло отражение во всех видах искусства. А еще вспомним крылатое выражение: "нас мало, но мы с тельняшках". Вспомните бравую пляску "Яблочко" – она исполняется в тельняшке. Сразу поднимается настроение, – считает Олег Щеблыкин.

Тельняшка появилась во времена расцвета парусного флота. По одной из версий, полосатое оформление формы давало возможность видеть действия матросов при работе с парусами. Широкое распространение тельняшка получила в мире в середине XIX века, когда в моду вошел голландский морской костюм. В последние десятилетия тельняшка стала объектом многочисленных интерпретаций в искусстве, а также в теории и практике моды. В частности, в России получили широкую известность художественные эксперименты с тельняшкой петербургской группы "Митьки". У главного редактора московского журнала "Теория моды", историка культуры Людмилы Алябьевой есть свои наблюдения на этот счет:

–Этот полосатый предмет одежды очень любила Шанель, сама ее очень активно носила. На самом деле, это можно объяснить ее любовью к морскому стилю, потому что и первый свой магазин она открыла в Довиле, и довольно много времени проводила на морских курортах. В 20-е годы, когда ее карьера была в самом расцвете, очень многие богатые люди устремлялись как раз на побережье, поскольку это было модное времяпрепровождение. Тогда в моду входят купания, загорелое тело, спортивный образ жизни. Тельняшка в этом смысле некий знак и символ этой эпохи. Тем не менее, это не означает, что полосатая одежда и полоска не присутствовали в моде до тех пор. Судьба полосок в европейской культуре была драматичной, они имели скандальную репутацию. Например, в средние века полоски считались дьявольской материей. Возможно, это связано с тем, что глаз человека в те времена был склонен к тому, чтобы последовательно вычитывать пласт за пластом, и ему было неприятно, если изображение на плоскости было недостаточно отделено от фона. В какой-то момент даже вышел запрет на ношение полосатых тканей.

– Автор книги "Про тельняшку" – морской офицер Олег Шеблыкин считает дьявольское содержание, которое вкладывали в полосатую одежду, принадлежностью западной цивилизации. А в России якобы это всегда воспринималось по-другому. Так ли это?

– Россия, хоть она и идет своим путем, но не настолько уж сильно отделена от этой самой западной цивилизации, эти идеи и в Россию тоже проникали. Пограничная роль полосок сохранилась, скажем, в одежде арестантов, и в России в том числе. В России все системы, призванные сигнализировать об опасности, тоже все полосатые: "зебра", знаки дорожного движения. В этом смысле мы не придумываем ничего нового.

– Вы говорите о том, что полосатая одежда и полоса вообще в культуре моды – это, в первую очередь, сигнал опасности, сигнал границы. Получается, что бело-голубая полоска не несла никакого романтического, не была символом мужественности?

– По крайней мере, я так тельняшку не прочитываю. Но понятно, что все зависит от от контекста, поскольку любой кусок ткани, любой рисунок очень сильно нагружен культурологически и зависит от конкретной эпохи. Если, например, говорить о судьбе полоски в наши дни, то где она только не используется: и в спортивной одежде, и в товарах для детей, потому что считается, что малыши очень хорошо воспринимают именно такую контрастность. С другой стороны, она продолжает использоваться в униформе. И, конечно, по-настоящему "полосатым" можно назвать период конструктивистов, когда очень сильно увлекались идеей создать функциональную одежду – для работы. И эта одежда была опять же в основном полосатой.

– Нет ли тут еще и такого оттенка: надевая тельняшку – символ морской или воздушно-десантной романтики, –- молодой мужчина как бы индуцирует мужественность, занимает ее у славных представителей этих профессий?

– Возможно и так, но если заимствование мужественности и присутствует, то это все редуцируется. Потому что в конечном итоге это уже модный продукт. То же самое происходило и с рваными джинсами панков, которые попали из хип-хоп-культуры в модный контекст. Кстати говоря, в модной индустрии любителем полоски, тельняшки и морской тематики является Жан-Поль Готье, который очень часто использует полоску в своих коллекциях.

– Довольно частый и популярный мотив для женской одежды – девушка в мужской тельняшке. Это повышает женскую сексуальность?

– Любые заимствованные из изначально мужского гардероба вещи, действительно, добавляют сексуальности. Вспомним историю брюк, когда только начинался этот очень тяжелый переход предмета из гардероба мужского в гардероб женский. Это тоже история о такой особой сексуальной притягательности.

Какие эмоции должен вызывать мужчина в тельняшке? Лично у вас.

– Я действительно не прочитываю эту полоску как принадлежность к морской тематике и романтике. У меня муж, например, носит тельняшку дома. И для меня это скорее домашняя одежда.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG