Ссылки для упрощенного доступа

Джулиан Эссанж как арт-объект


Временный памятник основателю Wikileaks от "Старика Букашкина" в Екатеринбурге. Фото http://nazbol-rost.livejournal.com/146757.html
Временный памятник основателю Wikileaks от "Старика Букашкина" в Екатеринбурге. Фото http://nazbol-rost.livejournal.com/146757.html
Художники арт-движения "Старик Букашкин" 23 марта открыли в центре Екатеринбурга временный памятник основателю Wikileaks Джулиану Эссанжу (Ассанжу) работы Леонида Луговых. Эта инсталляция - продолжение арт-акции "временных памятников героям Интернета", изображения которых сохраняются не на улицах городов, а в виртуальном пространстве.

"Старик Букашкин" - творческий псевдоним покойного художника Евгения Малахина, деятельность которого в 80-е годы прошлого века стала толчком к образованию арт-движения.

О временном памятнике Джулиану Эссанжу рассказывает куратор проекта Андрей Козлов:

– Мы устанавливаем памятник, он стоит временно – может, два часа, может, две недели. Эссанж - герой нашего времени. Предложил идею Леонид Луговых. Портрет поднимется при помощи гелиевых шаров, а внизу распологаются буквы имени Эссанжа – латинские, только "ж" кириллицей.

– Почему "ж" кириллицей?

– Мы же в России. Я думаю, люди разберутся. К тому же, надо приучать международное сообщество к кириллице...

– У вас Эссанж числится как временный памятник номер 5. Кому либо чему посвящены первые четыре?


– Первый памятник был посвящен букве "Е", мы его установили 1 февраля – параллельно с памятником Ельцину. Сам Екатеринбург начинается на букву Е, тут граница Европы и Азии проходит. Затем – памятник букве "Н" в закрытом городе Новоуральске: они захотели иметь памятник букве "Н", и мы их научили, как это сделать. Потом был памятник метаморфозам, превращению милиции в полицию. Здесь было очень много скандала, как в сети, так и в городе. Нам самим этот проект казался смешным, забавным, интересным. Но одни видели в этом какой-то гомосексуализм, другие – порицание милиции-полиции, оскорбление. Этот памятник мы решили от греха подальше сделать полностью виртуальным. Четвертый памятник - зайцу-коту. В магазине мы обнаружили, что 2011 год-то - не зайца, а зайца и кота: зайцев процентов 70 было в магазинах, а остальные 30 были коты. Сюрреалистический образ, напоминающий сфинкса либо кентавра.

– Насколько известно, памятник Эссанжу будет установлен рядом с памятником основателям города - Вильгельму де Генину и Татищеву. Почему вы не выбрали другую площадь – рядом с памятником Кирову или с памятником Ленину?

– Это место, Площадь труда, примыкает к историческому скверу; там проходят знаковые митинги, мероприятия. Кроме того, сейчас уже весна, молодежь на колесиках катается. Самое удобное, обозримое, симпатичное место.

- Вы как-то будете сообщать Джулиану Эссанжу о памятнике?

– Решили заранее не сообщать, но будем искать какие-то контакты. Тем более что мы еще, помимо памятника, собираемся ему вручить и "Нобелевскую буку"; у нас в прошлом году был учрежден такой орден.

* * *
Джулиан Эссанж и его деятельность стали частью творческого - или, говоря шире, общественного процесса в России. Этой теме был посвящен один из недавних выпусков программы "Свобода в клубах". Один из ее участников, обозреватель РС Кирилл Кобрин – о "Старике Букашкине" и Джулиане Эссанже как персонажах художественной жизни:

– "Старик Букашкин" использует самые архаические, что называется, рукодельные способы для того, чтобы поставить под сомнение современный технологичный мир, который мы принимаем по умолчанию. Они показывают, что на самом деле можно взять портрет Эссанжа – находящегося непонятно где, в каких гигабайтах, – можно вырезать портрет и запустить на гелиевых шариках. Эссанж, который сегодня является символом всего самого технологически продвинутого, что есть в мире; человек, который пытается вскрыть то, что закрыто от всех людей на земле, но при этом не лезет куда-то в закрытые сейфы, как шпион – с одной стороны. А на другой стороне вот такие рукодельные вещи, которые предлагает группа "Старик Букашкин". Здесь есть, конечно, довольно серьезное противоречие, но это противоречие обнажает художественный замысел. Сайт с памятником и так далее - это было бы понятно и довольно банально. А вот сделать руками - это хорошая штука. Эссанж считает себя анархистом; он считает, что его деятельность должна вскрыть порочность существования и деятельности государственных структур. А старик Букашкин – Евгений Малахин – сам по себе был анархистом. И деятельность группы его имени носит в хорошем смысле анархический характер. Здесь они с Эссанжем сходятся.

– Велика ли роль Эссанжа в российском творческом дискурсе?

– Нет, нет и нет. Уже сами истории о том, что у нас появился свой Эссанж, и зовут его Навальный, говорят о глубоком непонимании того, чем является Эссанж. При всем уважении к интенциям и деятельности Навального, понятно, что он ведет определенную кампанию. Он вскрывает коррупцию в определенных эшелонах власти и российского бизнеса. Что же касается Эссанжа, то его позиция - позиция хладнокровного, бесстрастного срывателя покровов во всего, что творится на этой земле, без гнева и сочувствия… Если и находить какие-то культурные или исторические параллели в российской истории, в российской литературе, – так это Лев Толстой с его срыванием всех и всяческих масок. Только Толстой делал это с ожесточением - в публицистике, не в романах (в романах он проповедовал), а Эссанж это делает абсолютно бесстрастно. У него замах больше.

Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
XS
SM
MD
LG