8 мая в петербургском дацане чествовали ветеранов Великой Отечественной войны. Если кто-то думает, что буддизм и война – несовместимые понятия, то он ошибается. Могу с полным основанием возразить: ведь в борьбе с фашистами принимали участие и буддисты, в том числе бывшие ламы, репрессированные в 30-е годы.
Один из них – уроженец Агинского округа Хайдап Галсанов, который в свое время побывал вместе с основателем петербургского дацана Агваном Доржиевым на аудиенции у Ленина. По воспоминаниям ламы Манжапа Мархаева, «Агван Доржиев говорил Ленину, что такую гуманную религию нельзя запрещать. В это время зашел Сталин, Ленин спросил у Сталина: «Что делать будем?» Сталин сказал, что нужно собирать бюро». Вероятно, бюро приняло решение не в пользу буддистов, потому что гонения на лам только усилились.
Так случилось, что Хайдап Галсанов стал участником парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда войска прямо с площади уходили на фронт. То, что после речи Сталина на Красную площадь вышел православный священник и стал благословлять войска, поразило Галсанова. Позже, написав главнокомандующему докладную записку, бывший лама стал добиваться аудиенции у Сталина. Ему, как герою, встречу разрешили. Сталин узнал Галсанова, вспомнил встречу с Агваном Доржиевым. И в ответ на предложение Хайдапа Галсанова разрешить открытие дацанов, сказал, что в принципе он не против, нужно только подготовить соответствующее письмо с шестнадцатью подписями, а также оказать помощь буддистов фронту.
Летом 1944 году в Улан-Удэ во главе с Дид Хамбо Ламой Хайдапом Галсановым была создана инициативная группа из числа бывших буддистских священнослужителей, обратившихся к верующим-буддистам с патриотическим воззванием на бурятском языке об оказании материальной помощи Родине и армии для победы над фашизмом. Хайдап Галсанов неоднократно заявлял: «Нам надо поднимать дух верующего населения и производить сбор средств в фонд Красной Армии и путем совершения молитвы разъяснять верующим необходимость помочь Родине в этой войне, в войне с Германией…» Более пяти тысяч экземпляров воззвания было распространено среди бурятского населения в Бурят-Монголии, Иркутской и Читинской областях, Красноярском крае. Согласно архивным материалам и данным Госбанка СССР, от бурятских буддистов и духовенства в Фонд обороны поступило около полумиллиона рублей, 353,1 тысяч рублей поступило от верующих буддистов. Многие ламы вносили личные пожертвования. Более десятка лам получили благодарность от Верховного Главнокомандующего. Примерно в это же время была сформирована группа эмчи-лам (лам-целителей, специалистов тибетской медицины), получивших разрешение применить свои знания в госпиталях. Медикаментов не хватало, поэтому помощь буддистских лам оказалась кстати.
Сталин дал разрешение на строительство нового дацана в Бурятии. 11 декабря 1945 года недалеко от Улан-Удэ был открыт Иволгинский дацан Центрального Духовного Управления Буддистов.
Один из них – уроженец Агинского округа Хайдап Галсанов, который в свое время побывал вместе с основателем петербургского дацана Агваном Доржиевым на аудиенции у Ленина. По воспоминаниям ламы Манжапа Мархаева, «Агван Доржиев говорил Ленину, что такую гуманную религию нельзя запрещать. В это время зашел Сталин, Ленин спросил у Сталина: «Что делать будем?» Сталин сказал, что нужно собирать бюро». Вероятно, бюро приняло решение не в пользу буддистов, потому что гонения на лам только усилились.
Так случилось, что Хайдап Галсанов стал участником парада на Красной площади 7 ноября 1941 года, когда войска прямо с площади уходили на фронт. То, что после речи Сталина на Красную площадь вышел православный священник и стал благословлять войска, поразило Галсанова. Позже, написав главнокомандующему докладную записку, бывший лама стал добиваться аудиенции у Сталина. Ему, как герою, встречу разрешили. Сталин узнал Галсанова, вспомнил встречу с Агваном Доржиевым. И в ответ на предложение Хайдапа Галсанова разрешить открытие дацанов, сказал, что в принципе он не против, нужно только подготовить соответствующее письмо с шестнадцатью подписями, а также оказать помощь буддистов фронту.
Летом 1944 году в Улан-Удэ во главе с Дид Хамбо Ламой Хайдапом Галсановым была создана инициативная группа из числа бывших буддистских священнослужителей, обратившихся к верующим-буддистам с патриотическим воззванием на бурятском языке об оказании материальной помощи Родине и армии для победы над фашизмом. Хайдап Галсанов неоднократно заявлял: «Нам надо поднимать дух верующего населения и производить сбор средств в фонд Красной Армии и путем совершения молитвы разъяснять верующим необходимость помочь Родине в этой войне, в войне с Германией…» Более пяти тысяч экземпляров воззвания было распространено среди бурятского населения в Бурят-Монголии, Иркутской и Читинской областях, Красноярском крае. Согласно архивным материалам и данным Госбанка СССР, от бурятских буддистов и духовенства в Фонд обороны поступило около полумиллиона рублей, 353,1 тысяч рублей поступило от верующих буддистов. Многие ламы вносили личные пожертвования. Более десятка лам получили благодарность от Верховного Главнокомандующего. Примерно в это же время была сформирована группа эмчи-лам (лам-целителей, специалистов тибетской медицины), получивших разрешение применить свои знания в госпиталях. Медикаментов не хватало, поэтому помощь буддистских лам оказалась кстати.
Сталин дал разрешение на строительство нового дацана в Бурятии. 11 декабря 1945 года недалеко от Улан-Удэ был открыт Иволгинский дацан Центрального Духовного Управления Буддистов.