Евгений Назаров: В своё время мой друг, желающий попробовать наркотики, в то время, когда все подсаживались на иглу, не стал наркоманом только лишь из-за того, что он говорил – моя мама каждый день проверяет у меня вены. Я советую родителям время от времени проверять. Или родители будут бояться увидеть положительный результат, но закрывать глаза на проблему – это не решение проблемы. Намного серьёзнее нужно отнестись к тому, что она может быть.
Галина Маркина: Евгений Назаров — руководитель благотворительного центра «Жизнь» и его помощники - около 10 лет активно занимаются реабилитацией наркозависимых людей, а также регулярно встречаются с родителями и подростками, рассказывая о последствиях наркомании. Он считает, что предложение Президента страны Дмитрия Медведева, высказанное на Госсовете в Иркутске о введении обязательного тестирования на наркотики старшеклассников, сделано прежде всего от безысходности. По своему опыту Евгений знает, что, вооружившись исключительно тестами, общество не может противостоять наркомании:
Евгений Назаров: нужно до конца продумать – что и как? Потому, что это только первый шаг – ну, тестирование, а дальше-то что?
Галина Маркина: Евгений считает, что сегодня обществу нужно открыто обсудить эту инициативу и единым фронтом должны выступить родители. С его мнением согласна представитель Астраханского городского родительского комитета Наталья Литвинова:
Наталья Литвинова: Большая часть родителей высказалась «за» проведение таких тестирований, потому что тогда можно быть спокойным за своего ребёнка и за тех, с кем твой ребёнок учится. Но весь вопрос в механизме. Нельзя такую инициативу «проталкивать» без предугаданий того, куда пойдут эти результаты, как они будут интерпретированы. К сожалению, реалии нашей жизни таковы, что мы должны за это опасаться и родители в первую очередь. Потому, что карательные мероприятия у нас проводятся быстро. Эта система отлажена.
Галина Маркина: Не известно, думали об этом авторы регионального закона о профилактике наркомании и токсикомании в Астраханской области. Этот документ разрешает проводить диагностические обследования, правда, добровольно. На эти цели в бюджете предусмотрено около 200 тысяч рублей. В Астрахани уже тысяча студентов прошли добровольное тестирование на наркотики во время диспансеризации. Наркоманов и токсикоманов среди них не оказалось, сообщили в наркодиспансере. Но достаточно невнятно объяснили, что же было бы, если у кого-то результат оказался положительным. Ответы прозвучали вполне традиционные: с такими ребятами будут работать психологи и наркологи. Представитель Астраханского городского родительского комитета Наталья Литвинова считает, что нужно разбираться с тем, откуда у ребёнка может возникнуть потребность или желание этот попробовать. Но таких грамотных специалистов сегодня очень мало, а родители становиться психологами не торопятся и часто просто открещиваются от проблемы, говорит руководитель благотворительного фонда «Жизнь», ссылаясь на свой опыт частых выступлений на родительских собраниях:
Евгений Назаров: Пригласили нас на совместное мероприятие для родителей, и одна мама перебила психолога и сказала, что надо закругляться, потому что маршрутки уже скоро перестанут ходить и вообще, вот наши дети в школе учатся, вот вы ими и занимайтесь. Родители даже не хотят ходить на эти мероприятия. То есть, мы ничего не хотим слушать и видеть. Одна из проблем, которая особенно развита в нашей стране, заключается в том, что родители думают — это может произойти с кем угодно, но только не с моим ребёнком. Это большая утопия. Потому что, чем мы занимаемся, помимо реабилитации людей наркозависимых? Мы занимаемся профилактикой, проводим родительские собрания. Оказывается, что родители даже не знают, о тех, например, факторах, о которых мы рассказываем. Они говорят: неужели это уже у меня дома. Например: родители стирают одежду, находят там какие-то таблетки или ещё что-то. Первое, что говорит ребёнок: это – не моё, Пети или Васи. Также раздражительность. И там много факторов, это целая наука. После родительского собрания к нам подходили люди и говорили, что уже это было – таблетки в карманах. Но неужели это – наркотики?
Галина Маркина: Евгения Назарова удивляет такая «слепота» 30-40-летних людей. По мнению Натальи Литвиновой в отношении родителей государство должно разработать какие-то поощрительные меры, стимулировать их интерес к собственным же детям, как бы странно это не звучало. А общественные организации помогли бы с проведением различных акций для мам и пап:
Наталья Литвинова: вешается, например, реклама: Я застраховался там-то, я всё сделал правильно. Почему нельзя родителям также гордиться, тем, что он заботиться о своём ребёнке.
Галина Маркина: но пока реальность такова, что взрослые большую часть времени тратят не на семью, а на то, чтобы её прокормить. Но давно известно, что порой деньги из домашнего бюджета начинают утекать на другие цели. Например, в наркодиспансер. По некоторым сведениям, в таких учреждениях «бизнес» крепко стоит на ногах. Наркозависимого могут не ставить на учёт, для этого нужно заплатить всего несколько десятков тысяч рублей. Большинство противников введения добровольного тестирования опасаются, что с принятием федерального закона, коррупция в этих учреждениях начнёт процветать ещё больше, а у недобросовестных специалистов появится повод для шантажа родителей. Многие астраханцы сегодня убеждены, что с введением в стране обязательного тестирования школьников начнётся очередное деление бюджета между заинтересованными ведомствами. А медики утверждают, что в ходе обследования во время диспансеризации, о человеке можно узнать всё, в том числе, употреблял ли он когда-либо наркотики.