Ссылки для упрощенного доступа

Владимир Кара-Мурза - о волне репрессий в Белоруссии


Ирина Халип намерена обжаловать решение суда Заводского района Минска
Ирина Халип намерена обжаловать решение суда Заводского района Минска

В "Гранях времени": российский журналист Елена Рачева и белорусский гражданский активист Андрей Ким.

В понедельник, 16 мая, суд Заводского района Минска приговорил журналистку Ирину Халип к двум годам лишения свободы с отсрочкой наказания на два года. Ранее, в субботу 14 мая суд приговорил супруга Халип - экс-кандидата в президенты Андрея Санникова к пяти годам колонии усиленного режима. В Минске продолжаются несколько судебных процессов над участниками оппозиционной акции 19 декабря. Среди них - еще четверо экс-кандидатов в президенты - Владимир Некляев, Виталий Рымашевский, Николай Статкевич и Дмитрий Усс.

Владимир Кара-Мурза: Прокурор попросил назначить экс-кандидату в президенты Белоруссии Владимиру Некляеву наказание в виде лишения свободы на 3 года с отсрочкой на 2 года, сообщает "Хартия-97". Другого бывшего соперника Александра Лукашенко по выборам Виталия Рымашевского гособвинитель попросил осудить на 2 года условно с двухлетним испытательным сроком. Группа российских и белорусских культурных деятелей обратилась к суду с требованием освободить обвиняемого в организации беспорядков экс-кандидата в президенты Белоруссии Владимира Некляева.
В частности, письмо в защиту Некляева подписали Александр Калягин, Константин Райкин, Константин Хабенский и другие. Обращение к суду быть объективным также направила группа российских писателей, в том числе Андрей Битов и Алексей Симонов (всего 30 человек). С просьбой прекратить уголовное дело обратились и 22 белорусских писателя. Судья отказалась приобщить к материалам дела обращение поэта Евгения Евтушенко, которое тот прислал из США. Россия может предоставить кредит Белоруссии на 6 млрд долл. Об этом заявил Президент Белоруссии Александр Лукашенко на встрече с премьер-министром Михаилом Мясниковичем, сообщает пресс-служба президента Белоруссии. О том, остановят ли протесты международной общественности волну репрессий в Белоруссии, мы сегодня беседуем с российской журналисткой Еленой Рачевой, обозревателем "Новой газеты", которая только что вернулась из Белоруссии и Андреем Кимом, белорусским гражданским активистом. Как по-вашему, чувствуется ли нервозность белорусского режима перед лицом той волны протеста, которая поднимается в мире против репрессий?

Елена Рачева: Если говорить о каком-то официальном информационном пространстве, этого не чувствуется вовсе. Ни по официальному телевидению, ни по радио, ни в газетах не упоминания о процессах, только
Если смотреть только официальное телевидение, об этом вообще невозможно узнать. Слово "засудили" я слышала в Минске один раз в контексте певца "Евровидения", который не прошел в финал
совсем вскользь. Если смотреть только официальное телевидение, об этом вообще невозможно узнать. Слово "засудили" я слышала в Минске один раз в контексте певца "Евровидения", который не прошел в финал. Если говорить о каком-то оппозиционном лагере, то там, естественно, это все чувствуется, обсуждается, более того, звучат высказывания, что Лукашенко сам не знает, что с этим делать и зашел в некий тупик. Потому что экономическая ситуация в стране все ухудшается, санкции усиливаются, девальвация началась очень активно, курс белорусского рубля падает просто на глазах. Около обменников дежурят обычно пять-шесть пожилых женщин, которые отслеживают как только туда кто-то сдаст деньги, чтобы их забрать, потому что в стране валюты не осталось. Если человек хочет уехать за границ, это невозможно. И на каком-то уровне просто граждан и оппозиции эта нервозность чувствуется все больше. В официальной среде вообще не звучит никакого беспокойства.

Владимир Кара-Мурза: Идет ли на спад, по-вашему, волна репрессий или она находится еще на некотором подъеме?

Андрей Ким: Очевидно, что всех, кого хотели арестовать, все эти люди находятся либо за границей Белоруссии, либо были арестованы. И поэтому, конечно, арестовывать по большому счету в Белоруссии некого. Нужно
Нужно понимать, что гражданское общество в Белоруссии, не только политические структуры, но и вообще гражданское общество разгромлено после 19 декабря полностью
понимать, что гражданское общество в Белоруссии, не только политические структуры, но и вообще гражданское общество разгромлено после 19 декабря полностью. Некоторое время не могли функционировать нормально, до сих пор, скажем, это сохраняется в какой-то степени, независимые СМИ, правозащитные организации, потому что эта волна затронула всех. И тут вопрос, что, конечно, волна репрессий сильно снизилась, но это произошло просто потому, что закончились люди, которых можно арестовать.

Елена Рачева: Мне кажется, что эта волна будет продолжаться с каждым новым поводом. К примеру, после вынесения приговора бывшему кандидату в президенты Андрею Санникову, неизвестный бросили "коктейль Молотова" в тот суд, где его судили. На следующий же день задержали двух активистов организации Европейская Беларусь, отца и сына, не знаю, насколько они причастны, возможно, что нет, но кого-то нужно было демонстративно задержать. Выбрали сразу же первых попавшихся людей из той среды, откуда по идее эти виновные могли быть. Поэтому просто нужен какой-то повод для репрессий, и они последуют.

Владимир Кара-Мурза: Были ли эти приговоры таким показательным наказанием, чтобы неповадно было другим, новому поколению, вашему поколению активистов оппозиции?

Андрей Ким: Да, можно так сказать. Потому что приговоры в принципе все были достаточно предсказуемы. Хотя мы понимали, что большинство людей невиновны, даже исходя из административного правонарушения почти ничего не совершили, отсидели свои 10 суток. Так вот, все равно было понятно, кому дадут много, кому дадут мало. И все сроки были достаточно предсказуемы. Если говорить о молодежи, то как раз молодежь получает без какого-то снисхождения по три года легко и идет в колонии на три-четыре года – достаточно серьезные сроки для молодежи, особенно для тех людей, которые пришли первый раз на митинг поддержать своего кандидата и за это уехали в колонию продолжать там свое высшее образование.

Владимир Кара-Мурза: Алексей Симонов, президент Фонда в защиту гласности, призывает заставить белорусские власти прекратить позорную историю.

Алексей Симонов: Эта история бессмысленна с самого начала. Потому что никаких выборов в Белоруссии быть не могло, и все, кто на это якобы надеялся, на самом деле на это не надеялись. Поэтому ситуация для тех, кто оказался там за решеткой, к сожалению, была предопределена. И вопрос сегодня заключается в том, чтобы заставить белорусские власти этих людей выпустить. Сами они заставить свою власть не смогут, во всяком случае, в ближайшее время. Поэтому любые виды международного давления приветствуются, любые инициативы по ограничению возможностей причастных к этим осуждениям белорусских чиновников приветствуются. И все способы международного давления должны быть использованы.


Полный текст программы "Грани времени" появится на сайте в ближайшее время.
XS
SM
MD
LG