Военная драма Никиты Михалкова "Утомленные солнцем-2" состоит из двух частей. 17 мая режиссер публично сообщил о бюджете этого масштабного проекта. По его словам, авторы в общей сложности потратили на картину 34 миллиона долларов США. По данным журнала "Кинобизнес сегодня", первая часть, "Предстояние", в 2010 году собрала в прокате семь с половиной миллионов долларов, то есть ушла в минус; вторая часть, "Цитадель", стартовавшая на российских экранах две недели назад пока принесла создателям чуть больше миллиона американских долларов.
Эксперты убеждены, что это финансовый провал и ни о каком возврате денег речи быть не может. Никита Михалков считает иначе и просит не торопиться с выводами:
– Не нужно подгонять все под деньги. И "Предстояние", и "Цитадель" – это долгоиграющие проекты. Посмотрим, что останется через какое-то время от всех цифр "Форсажей" или от "Пиратов Карибского моря", посмотрим, что останется потом. Даже будь у нас мысль, что можно отбить 34 миллиона (а для того, чтобы их отбить, нужно собрать как минимум 70), при том прокате, который у нас сегодня есть, и при той ситуации, которая сегодня в нашем прокате существует, это просто нереально.
Кинокритик Виктор Матизен, посмотревший обе части "Утомленных солнцем-2" пришел к выводу, что режиссер, несколько лукавит, утверждая, что его фильм успешен и будет еще долго востребован кинозрителями:
– Это безусловный провал и, прежде всего, в общественном мнении. Это провал в критике и провал в прокате. Ни о каком долгоиграющем проекте, я думаю, говорить не приходится, это абсолютнейшая иллюзия или просто та последняя соломинка, за которую цепляется провалившийся режиссер. Якобы он хотел снять сказку о войне – ничего он подобного не хотел. Он просто утратил чувство реальности, которое всегда у него было, и слепил нечто совершенно невообразимое, а теперь пытается назвать это жанровым кино или сказочкой, – полагает Виктор Матизен.
Несмотря на скромные финансовые успехи проекта "Утомленные солнцем-2", режиссеры и продюсеры не намерены отказываться от масштабных военных кинополотен. В массмедиа обсуждается новость о том, что банк ВТБ готов выделить 20 миллионов долларов на создание картины "Сталинград", первого российского фильма о Великой Отечественной войне в формате 3D. В роли режиссера выступит автор "Девятой роты" Федор Бондарчук, а продюсера – кино- и телевизионный деятель Александр Роднянский. "При этом в банке рассчитывают на возврат инвестиций", – пишет газета "Коммерсант", рассказывая об этом проекте.
Кинокритик Виктор Матизен убежден, что историческая военная тема малопривлекательна для российского зрителя и финансовый риск очевиден, учитывая, что в кино ходит в основном молодежь:
– Тема Великой Отечественной войны сейчас настолько же актуальна, насколько актуальна тема войны 1812 или 1612 года. Для молодого поколения все это равноудаленные события, пользуясь современной терминологией. С точки зрения критики, вне всякого сомнения, можно делать картины на любую военную тему, в этом смысле, удовлетворить вкус критиков гораздо проще, чем массового зрителя. Что касается Бондарчука и Роднянского, то я в них верю больше, чем в способности нынешнего Михалкова. Поэтому с точки зрения человек, интересующегося искусством, это может быть нечто любопытное. Хотя и сильно сомневаюсь, что картина окупится в прокате.
Кинорежиссер и продюсер Александр Атанесян, автор финансово успешной картины "Сволочи", которая также рассказывает о событиях Второй мировой войны, анализируя скромный бокс-офис "Утомленных солнцем-2", не торопиться ставить крест на проекте Никиты Михалкова:
– Я бы не стал демонизировать Михалкова и говорить о провале – время покажет, насколько эта картина будет востребована. Конечно, огромный бюджет сегодня окупить невозможно по разным причинам, прежде всего тематически. Что же касается фильма "Сталинград", то, насколько мне известно, это тоже камерная история и основные затраты, если верить слухам о выделении 20 миллионов, пойдут именно на 3D, что маркетологически правильно, поскольку это тот аттракцион, который зрителю пока интересен. Насколько он окупится – будет зависеть от таланта его авторов, от качества сценария, от даты выхода, от рекламной кампании, от интереса зрителей и, собственно говоря, от актеров. Фильм "Девятая рота" – это же ведь тоже фильм о войне, и прокат у него достаточно успешный.
– Вы бы рискнули сделать еще одну картину о войне? Или дважды в одну реку не войдешь?
– Нет, войдешь. Война или не война – это ведь всего-навсего фон, где разворачиваются человеческие страсти. В данном случае речь идет исключительно об эмоциональной составляющей истории и о том, что произойдет с героями. Если герои будут симпатичны зрителю, если у зрителя возникнет желание им сопереживать, подражать и идти за ними до конца, тогда фильм будет успешным. И совершенно не имеет значения, где происходит действие – на Второй мировой войне, на Марсе или в Подземелье ведьм. Важно, чтобы герои увлекли зрителя, – убежден Александр Атанесян.
По мнению экспертов, фильмы, которые недобирают денег в прокате, не редко в виде сериалов попадают на телевидение и там им может светить долгая жизнь на многочисленных телеканалах. А еще есть Интернет и различные электронные носители.
Эксперты убеждены, что это финансовый провал и ни о каком возврате денег речи быть не может. Никита Михалков считает иначе и просит не торопиться с выводами:
– Не нужно подгонять все под деньги. И "Предстояние", и "Цитадель" – это долгоиграющие проекты. Посмотрим, что останется через какое-то время от всех цифр "Форсажей" или от "Пиратов Карибского моря", посмотрим, что останется потом. Даже будь у нас мысль, что можно отбить 34 миллиона (а для того, чтобы их отбить, нужно собрать как минимум 70), при том прокате, который у нас сегодня есть, и при той ситуации, которая сегодня в нашем прокате существует, это просто нереально.
Кинокритик Виктор Матизен, посмотревший обе части "Утомленных солнцем-2" пришел к выводу, что режиссер, несколько лукавит, утверждая, что его фильм успешен и будет еще долго востребован кинозрителями:
– Это безусловный провал и, прежде всего, в общественном мнении. Это провал в критике и провал в прокате. Ни о каком долгоиграющем проекте, я думаю, говорить не приходится, это абсолютнейшая иллюзия или просто та последняя соломинка, за которую цепляется провалившийся режиссер. Якобы он хотел снять сказку о войне – ничего он подобного не хотел. Он просто утратил чувство реальности, которое всегда у него было, и слепил нечто совершенно невообразимое, а теперь пытается назвать это жанровым кино или сказочкой, – полагает Виктор Матизен.
Несмотря на скромные финансовые успехи проекта "Утомленные солнцем-2", режиссеры и продюсеры не намерены отказываться от масштабных военных кинополотен. В массмедиа обсуждается новость о том, что банк ВТБ готов выделить 20 миллионов долларов на создание картины "Сталинград", первого российского фильма о Великой Отечественной войне в формате 3D. В роли режиссера выступит автор "Девятой роты" Федор Бондарчук, а продюсера – кино- и телевизионный деятель Александр Роднянский. "При этом в банке рассчитывают на возврат инвестиций", – пишет газета "Коммерсант", рассказывая об этом проекте.
Кинокритик Виктор Матизен убежден, что историческая военная тема малопривлекательна для российского зрителя и финансовый риск очевиден, учитывая, что в кино ходит в основном молодежь:
– Тема Великой Отечественной войны сейчас настолько же актуальна, насколько актуальна тема войны 1812 или 1612 года. Для молодого поколения все это равноудаленные события, пользуясь современной терминологией. С точки зрения критики, вне всякого сомнения, можно делать картины на любую военную тему, в этом смысле, удовлетворить вкус критиков гораздо проще, чем массового зрителя. Что касается Бондарчука и Роднянского, то я в них верю больше, чем в способности нынешнего Михалкова. Поэтому с точки зрения человек, интересующегося искусством, это может быть нечто любопытное. Хотя и сильно сомневаюсь, что картина окупится в прокате.
Кинорежиссер и продюсер Александр Атанесян, автор финансово успешной картины "Сволочи", которая также рассказывает о событиях Второй мировой войны, анализируя скромный бокс-офис "Утомленных солнцем-2", не торопиться ставить крест на проекте Никиты Михалкова:
– Я бы не стал демонизировать Михалкова и говорить о провале – время покажет, насколько эта картина будет востребована. Конечно, огромный бюджет сегодня окупить невозможно по разным причинам, прежде всего тематически. Что же касается фильма "Сталинград", то, насколько мне известно, это тоже камерная история и основные затраты, если верить слухам о выделении 20 миллионов, пойдут именно на 3D, что маркетологически правильно, поскольку это тот аттракцион, который зрителю пока интересен. Насколько он окупится – будет зависеть от таланта его авторов, от качества сценария, от даты выхода, от рекламной кампании, от интереса зрителей и, собственно говоря, от актеров. Фильм "Девятая рота" – это же ведь тоже фильм о войне, и прокат у него достаточно успешный.
– Вы бы рискнули сделать еще одну картину о войне? Или дважды в одну реку не войдешь?
– Нет, войдешь. Война или не война – это ведь всего-навсего фон, где разворачиваются человеческие страсти. В данном случае речь идет исключительно об эмоциональной составляющей истории и о том, что произойдет с героями. Если герои будут симпатичны зрителю, если у зрителя возникнет желание им сопереживать, подражать и идти за ними до конца, тогда фильм будет успешным. И совершенно не имеет значения, где происходит действие – на Второй мировой войне, на Марсе или в Подземелье ведьм. Важно, чтобы герои увлекли зрителя, – убежден Александр Атанесян.
По мнению экспертов, фильмы, которые недобирают денег в прокате, не редко в виде сериалов попадают на телевидение и там им может светить долгая жизнь на многочисленных телеканалах. А еще есть Интернет и различные электронные носители.