С 3 по 12 июня в Колонном зале Дома Союзов в шестой раз пройдет Международный фестиваль симфонических оркестров. На этот раз он сделал крен в сторону Восточной Европы.
Фестиваль, организованный Ассоциацией симфонических и камерных оркестров, поначалу делал ставку на знаменитых дирижеров. Достаточно сказать, что в 2006 году в Москву фактически одновременно приехали Зубин Мета и Лорин Маазель. У прошлогоднего фестиваля появился новый акцент: выступали коллективы из Татарстана, Индии, Китая, Турции, Южной Кореи. Играли не только классику, но и национальную музыку, в России почти никому не известную. Нынешняя афиша сформирована по тому же принципу, - говорит глава Ассоциации симфонических и камерных оркестров Лолита Сильвиан:
- В этом году у нас представлены оркесты стран Восточной Европы - ну, бывший Варшавский договор, мы это так между собой называем...
Филармонический оркестр Бухареста представляет Первую симфонию Бетховена, а также сочинения Джордже Энеску и Григораша Динику. Чешский филармонический сыграет два концерта. В их программе - Четвертая симфония Брукнера, увертюра "Карнавал" Дворжака, Венгерская пасторальная фантазия Франца Допплера и шесть симфонических поэм Бедржиха Сметаны "Моя Родина". Симфонический оркестр Варшавы под управлением маэстро Кшиштофа Пендерецкого соединит в одном вечере музыку самого Пендерецкого и Дмитрия Шостаковича. Конечно, и Энеску, и Дворжак, и Сметана, и Пендерецкий - классики, но те произведения, которые заявлены в афише фестиваля, в России исполняются редко. На вопрос Радио Свобода, почему это так, отвечает Владимир Спиваков:
- В этом нет ничего удивительного. Когда российский оркестр едет на Запад, импрессарио требуют, чтобы исполнялась русская музыка; оркестр представляет культуру той страны, в которой выросли музыканты. Люди понимают, что это будет наиболее точное, правдивое, традиционное - в хорошем смысле слова - прочтение. Если оркестр носит имя Энеску (выдающегося музыканта, удивительно многомерного - и скрипач, и пианист, и дирижер, и композитор), естественно он должен играть его сочинения. Они лучше это сыграют, чем мы. Хотя моя мама - родом из Кишинева, это неподалеку, и сам я исполнял сонаты Энеску в свое время. Естественно, чехи должны играть свою музыку, а мы - свою. Тем более, что у нас еще своей музыки не сыграно много...
Начальник департамента Министерства культуры Алексей Шалашов добавляет:
- Мы не играем еще и потому, что боимся, что это будет недостаточно убедительно и точно. А дальше наступает цепная реакция: того, что исполняется редко, избегают, потому что этого публика не знает, а она - заказчик. Тем и ценна миссия таких просветительских фестивалей: они пробуют разорвать эту цепь.
* * *
Россия представлена Объединенным симфоническим оркестром Саратова, который возглавляет Юрий Кочнев, и Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова, который выступит с программой из сочинений Сергея Рахманинова. Но для Владимира Спивакова главное, очевидно, не это - а то, что во всех концертах фестиваля примут участие солисты - стипендиаты его Фонда: 11-летняя Инга Родина (скрипка), 14-летняя Светлана Асташкина (труба), 15-летние Артемий Чолокян (гобой) и Искандеор Ханнанов (виолончель), 17-летняя Анастасия Кобекина (виолончель) и 19-летний Артем Науменко (флейта).
Артем Науменко вообще-то служит в армии и для выступления с оркестром из Праги ему дадут увольнительную. На вопрос Радио Свобода, доколе молодых одаренных музыкантов будут забирать в армию сразу по окончании консерватории, ответил Юрий Лаптев, народный артист России и советник президента РФ:
- Проблема касается, в первую очередь, артистов балета после училищ и музыкантов после консерваторий. Это меньше одного процента от общего числа призывников. Думаю, что обороноспособность страны от их отсутствия в армии не пострадает. Тем более, что государство вкладывает в этих ребят огромные средства, начиная с пятилетнего возраста; потом - десятилетка, потом консерватория, часто аспирантура. И, когда они заканчивают обучение, наступает момент, говоря прагматичным языком, когда они должны возвращать то, что в них вложено. А если они будут знать, что смогут себя реализовать у себя на Родине, то мы решим и вопрос выезда за границу, чтобы избежать службы в армии. Ведь эти вещи могут поставить крест на их карьере и свести на нет все усилия в обучении. Наверное, этот вопрос будет решен, когда будет решен вопрос об альтернативной службе.
Фестиваль, организованный Ассоциацией симфонических и камерных оркестров, поначалу делал ставку на знаменитых дирижеров. Достаточно сказать, что в 2006 году в Москву фактически одновременно приехали Зубин Мета и Лорин Маазель. У прошлогоднего фестиваля появился новый акцент: выступали коллективы из Татарстана, Индии, Китая, Турции, Южной Кореи. Играли не только классику, но и национальную музыку, в России почти никому не известную. Нынешняя афиша сформирована по тому же принципу, - говорит глава Ассоциации симфонических и камерных оркестров Лолита Сильвиан:
- В этом году у нас представлены оркесты стран Восточной Европы - ну, бывший Варшавский договор, мы это так между собой называем...
Филармонический оркестр Бухареста представляет Первую симфонию Бетховена, а также сочинения Джордже Энеску и Григораша Динику. Чешский филармонический сыграет два концерта. В их программе - Четвертая симфония Брукнера, увертюра "Карнавал" Дворжака, Венгерская пасторальная фантазия Франца Допплера и шесть симфонических поэм Бедржиха Сметаны "Моя Родина". Симфонический оркестр Варшавы под управлением маэстро Кшиштофа Пендерецкого соединит в одном вечере музыку самого Пендерецкого и Дмитрия Шостаковича. Конечно, и Энеску, и Дворжак, и Сметана, и Пендерецкий - классики, но те произведения, которые заявлены в афише фестиваля, в России исполняются редко. На вопрос Радио Свобода, почему это так, отвечает Владимир Спиваков:
- В этом нет ничего удивительного. Когда российский оркестр едет на Запад, импрессарио требуют, чтобы исполнялась русская музыка; оркестр представляет культуру той страны, в которой выросли музыканты. Люди понимают, что это будет наиболее точное, правдивое, традиционное - в хорошем смысле слова - прочтение. Если оркестр носит имя Энеску (выдающегося музыканта, удивительно многомерного - и скрипач, и пианист, и дирижер, и композитор), естественно он должен играть его сочинения. Они лучше это сыграют, чем мы. Хотя моя мама - родом из Кишинева, это неподалеку, и сам я исполнял сонаты Энеску в свое время. Естественно, чехи должны играть свою музыку, а мы - свою. Тем более, что у нас еще своей музыки не сыграно много...
Начальник департамента Министерства культуры Алексей Шалашов добавляет:
- Мы не играем еще и потому, что боимся, что это будет недостаточно убедительно и точно. А дальше наступает цепная реакция: того, что исполняется редко, избегают, потому что этого публика не знает, а она - заказчик. Тем и ценна миссия таких просветительских фестивалей: они пробуют разорвать эту цепь.
* * *
Россия представлена Объединенным симфоническим оркестром Саратова, который возглавляет Юрий Кочнев, и Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова, который выступит с программой из сочинений Сергея Рахманинова. Но для Владимира Спивакова главное, очевидно, не это - а то, что во всех концертах фестиваля примут участие солисты - стипендиаты его Фонда: 11-летняя Инга Родина (скрипка), 14-летняя Светлана Асташкина (труба), 15-летние Артемий Чолокян (гобой) и Искандеор Ханнанов (виолончель), 17-летняя Анастасия Кобекина (виолончель) и 19-летний Артем Науменко (флейта).
Артем Науменко вообще-то служит в армии и для выступления с оркестром из Праги ему дадут увольнительную. На вопрос Радио Свобода, доколе молодых одаренных музыкантов будут забирать в армию сразу по окончании консерватории, ответил Юрий Лаптев, народный артист России и советник президента РФ:
- Проблема касается, в первую очередь, артистов балета после училищ и музыкантов после консерваторий. Это меньше одного процента от общего числа призывников. Думаю, что обороноспособность страны от их отсутствия в армии не пострадает. Тем более, что государство вкладывает в этих ребят огромные средства, начиная с пятилетнего возраста; потом - десятилетка, потом консерватория, часто аспирантура. И, когда они заканчивают обучение, наступает момент, говоря прагматичным языком, когда они должны возвращать то, что в них вложено. А если они будут знать, что смогут себя реализовать у себя на Родине, то мы решим и вопрос выезда за границу, чтобы избежать службы в армии. Ведь эти вещи могут поставить крест на их карьере и свести на нет все усилия в обучении. Наверное, этот вопрос будет решен, когда будет решен вопрос об альтернативной службе.