Московская галерея "Беляево" представляет многожанровый художественный проект "Невозможное – невеста человечества". Выставленные здесь произведения современных авторов вдохновлены философией русского космизма, течения, возникшего в России в конце XIX века.
Автор проекта Анастасия Гачева, научный сотрудник Музея-библиотеки имени философа Николая Федорова, объясняет, что это такое – русский космизм.
– Философия русского космизма – это, прежде всего, представление о месте человека в мире, о его назначении. Представление, основанное на идее ответственности человека за бытие, на понимании того, что человек – существо в природе не случайное, не "пятое колесо" в телеге под названием "жизнь", не "выкидыш", как говорил бунтующий герой Достоевского. От человека очень многое зависит в этом мире. Космизм – философия, которая, соединяет в себе идею памяти, связи поколений, идею культуры и мечту о бесконечности, о перспективах человеческого рода, причем перспективах сияющих...
Федоров мечтал о том, что человеческий род когда-то, преодолев силу земного тяготения, выйдет на пространство Вселенной и в составе всех поколений – прошлых, настоящих и будущих – создаст из нее прекрасное художественное произведение, преобразит ее в храм. Бездушные, печально на нас смотрящие звездные миры озарятся разумом и любовью человеческого рода. Это представление о том, что жизнь и сознание – это сила, которая противодействует энтропии, хаосу, распаду и смерти, это представление о том, что человек – существо бессмертное и духовно, и телесно. То есть это идея о достижении человеческим родом бессмертия. Не о потребительском, эксплуатирующем отношении человека к миру, когда после нас – хоть потоп, а об ответственном и сознательном отношении к миру. О том, что христианский идеал Царствия Небесного осуществляется при благом и творческом содействии человеческого рода.
В русской религиозной философии, которая тоже космична по своей природе, было представление о связи микрокосма-человека и макрокосма-Вселенной. Как говорил отец Павел Флоренский, человеку-мужу должно любить мир-жену, так сказать, ходить за нею, чтобы "явился в твари ее изначальный космос". Надо преодолеть этот слепой стихийный порядок Природы, в котором царствует смерть, вытеснение, взаимное истребление, как говорил Федоров, и содействовать утверждению в мире божественной красоты. В этом смысл идеи Богочеловечества, как говорил Владимир Соловьев, потому что русский космизм – это глубинно-христианская философия, которая не отвергает научные знания, а пытается навести мост между наукой и религией, которая построена на идее активного христианства и идее
активной эволюции. Человек стоит на гребне эволюционного процесса, он как бы должен возглавить эволюцию, он должен внести в нее нравственные смыслы, – рассказала Анастасия Гачева.
Теория космизма связана с именами творцов духовной мысли – Петра Флоренского, Николая Федорова, Владимира Соловьева. Пусть не всегда осознанные попытки ее реализации отождествляются с именами, ученых, практиковавших в более прикладных сферах знания – Владимира Вернадского, Алексея Чижевского, Константина Циолковского. Проект "Невозможное – невеста человеческого" рассказывает и о мотивах космического, всемирного родства, всечеловеческого в творчестве таких разных российских и советских художников, как Владимир Маяковский, Велемир Хлебников, Андрей Платонов, Павел Филонов. Помимо картин, скульптур, инсталляций и видеоарта, на выставке демонстрируются фотоснимки, сделанные за пределами Земного шара. Говорит директор галереи "Беляево" Марина Бушуева:
– Мы нашли удивительного человека – Героя России, летчика-космонавта Александра Скворцова, который делал орбитальную съемку. Эти фотографии оказались высокохудожественными. У нас есть целая перспективная композиция, которая называется "Аврора". Это рассвет, это солнце, которое начинает освещать землю. Кроме этого абсолютно концептуальные его проекты – "Краски Земли" и "Язвы Земли". "Краски Земли" – понятно: человека может восхищать то, что он видит из космоса, космические виды Земли. Они космические, но они все-таки земные. С другой стороны, он видит продукты цивилизации. Это и коррозия Земли, это и рудники, это промышленные разработки, которые, в конце концов, могут для нас оказаться катастрофическими.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"
Автор проекта Анастасия Гачева, научный сотрудник Музея-библиотеки имени философа Николая Федорова, объясняет, что это такое – русский космизм.
– Философия русского космизма – это, прежде всего, представление о месте человека в мире, о его назначении. Представление, основанное на идее ответственности человека за бытие, на понимании того, что человек – существо в природе не случайное, не "пятое колесо" в телеге под названием "жизнь", не "выкидыш", как говорил бунтующий герой Достоевского. От человека очень многое зависит в этом мире. Космизм – философия, которая, соединяет в себе идею памяти, связи поколений, идею культуры и мечту о бесконечности, о перспективах человеческого рода, причем перспективах сияющих...
Космизм – философия, которая, соединяет в себе идею памяти, связи поколений, идею культуры и мечту о бесконечности, о перспективах человеческого рода
Федоров мечтал о том, что человеческий род когда-то, преодолев силу земного тяготения, выйдет на пространство Вселенной и в составе всех поколений – прошлых, настоящих и будущих – создаст из нее прекрасное художественное произведение, преобразит ее в храм. Бездушные, печально на нас смотрящие звездные миры озарятся разумом и любовью человеческого рода. Это представление о том, что жизнь и сознание – это сила, которая противодействует энтропии, хаосу, распаду и смерти, это представление о том, что человек – существо бессмертное и духовно, и телесно. То есть это идея о достижении человеческим родом бессмертия. Не о потребительском, эксплуатирующем отношении человека к миру, когда после нас – хоть потоп, а об ответственном и сознательном отношении к миру. О том, что христианский идеал Царствия Небесного осуществляется при благом и творческом содействии человеческого рода.
В русской религиозной философии, которая тоже космична по своей природе, было представление о связи микрокосма-человека и макрокосма-Вселенной. Как говорил отец Павел Флоренский, человеку-мужу должно любить мир-жену, так сказать, ходить за нею, чтобы "явился в твари ее изначальный космос". Надо преодолеть этот слепой стихийный порядок Природы, в котором царствует смерть, вытеснение, взаимное истребление, как говорил Федоров, и содействовать утверждению в мире божественной красоты. В этом смысл идеи Богочеловечества, как говорил Владимир Соловьев, потому что русский космизм – это глубинно-христианская философия, которая не отвергает научные знания, а пытается навести мост между наукой и религией, которая построена на идее активного христианства и идее
Русский космизм – это глубинно-христианская философия, которая не отвергает научные знания, а пытается навести мост между наукой и религией, которая построена на идее активного христианства и идее активной эволюции
активной эволюции. Человек стоит на гребне эволюционного процесса, он как бы должен возглавить эволюцию, он должен внести в нее нравственные смыслы, – рассказала Анастасия Гачева.
Теория космизма связана с именами творцов духовной мысли – Петра Флоренского, Николая Федорова, Владимира Соловьева. Пусть не всегда осознанные попытки ее реализации отождествляются с именами, ученых, практиковавших в более прикладных сферах знания – Владимира Вернадского, Алексея Чижевского, Константина Циолковского. Проект "Невозможное – невеста человеческого" рассказывает и о мотивах космического, всемирного родства, всечеловеческого в творчестве таких разных российских и советских художников, как Владимир Маяковский, Велемир Хлебников, Андрей Платонов, Павел Филонов. Помимо картин, скульптур, инсталляций и видеоарта, на выставке демонстрируются фотоснимки, сделанные за пределами Земного шара. Говорит директор галереи "Беляево" Марина Бушуева:
– Мы нашли удивительного человека – Героя России, летчика-космонавта Александра Скворцова, который делал орбитальную съемку. Эти фотографии оказались высокохудожественными. У нас есть целая перспективная композиция, которая называется "Аврора". Это рассвет, это солнце, которое начинает освещать землю. Кроме этого абсолютно концептуальные его проекты – "Краски Земли" и "Язвы Земли". "Краски Земли" – понятно: человека может восхищать то, что он видит из космоса, космические виды Земли. Они космические, но они все-таки земные. С другой стороны, он видит продукты цивилизации. Это и коррозия Земли, это и рудники, это промышленные разработки, которые, в конце концов, могут для нас оказаться катастрофическими.
Этот и другие важные материалы итогового выпуска программы "Время Свободы" читайте на странице "Подводим итоги с Андреем Шарым"