Жаркое лето начнется для московской театральной публики 25 мая и продлится до конца июля. Международный фестиваль имени Чехова представит 18 спектаклей самых знаменитых режиссеров и хореографов мира, еще столько же наименований войдет в московскую афишу.
Юрий Петрович Любимов, поздравляя чеховцев с 10-летием ошибся, глава фестиваля Валерий Шадрин его поправил: "Двадцать, Юрий Петрович. Это десятый фестиваль, но он раз в два года проходит, как Биеннале). 94-х летний режиссер ответил шуткой:
– Ах, уже двадцать… ну, извиняюсь, но для меня и это легкий возраст.
Откроет фестиваль "Буря". Позднюю пьесу Шекспира поставил прекрасный английский режиссер Деклан Доннеллан, это уже четвертая его работа, сделанная в сотрудничестве с чеховским фестивалем (после "Бориса Годунова", "Трех сестер" и "Двенадцатой ночи"). Заняты в постановке российские актеры, в большинстве своем – те же, кто участвовал в предыдущих спектаклях: Игорь Ясулович, Александр Феклистов, Михаил Жигалов, Александр Линьков, Андрей Кузичев, Илья Ильин и молодая выпускница Щепкинской школы Анна Халиулина. "Бурю" уже видели в Париже и в Лондоне, а репетировали ее прошлым летом в городе Торопец, где стараниями Валерия Шадрина сооружается центр, в котором можно жить и работать вдали от столичной суеты. Деклан Доннеллан в восторге от этого места:
– Это для нас был невероятный опыт. Мы жили там в изумительной красоте, пока бедная Москва задыхалась от дыма. И очень многие вещи, найденные нами в процессе репетиций на берегу потрясающего озера, потом вошли в спектакль. Мы работали над "Бурей", это потрясающая история о человеке, который полон горечи, но пробует научиться прощению. А это очень болезненный процесс. Это последняя, глубоко духовная, пьеса Шекспира. Но "Буря" – не трагедия, потому что в финале Просперо – главный герой, которого играет гениальный Игорь Ясулович – становится на путь прощения. Пьесу эту я выбрал специально для российских актеров. Мы абсолютно удовлетворены этой работой и очень надеемся, что вам понравится спектакль, – сказал Деклан Доннеллан.
Великобритания представлена еще и балетом "Золушка". Хореограф Мэтью Боурн в прошлом году сокрушался, что этого спектакля еще не видели в России, он сам считает его едва ли не лучшей своей работой.
В этом году больше всего театров из Италии и Испании. Италия представлена и великим спектаклем великого Джорджо Стреллера "Арлекин, слуга двух господ", а также авангардным "Проектом" Ромео Кастеллуччи (" О концепции лика Сына Божьего") и "Трилогией очков" Эммы Данте – о жизни человека в бедности, в болезни и в старости.
Из Мадрида приедут одноактные балеты Начо Дуато (это последняя работа нынешнего руководителя Михайловского театра в мадридской труппе, и сыграна в Москве она будет в последний раз), и еще Мария Пахес – одна из лучших исполнительниц фламенко в мире. Свои спектакли в Москву привезут Робер Лепаж и Сильви Гиллем, Филипп Жанти и Мозес Пендлтон, труппы Мерса Каннингема и Матюрена Болза. Балет, современный цирк, драма, современный танец – кажется, в афише этого года не будет только оперных представлений.
Под занавес фестиваля Театр на Таганке представит на фестивале два спектакля: "Мед" по поэме Тонино Гуэрры и "Маска и душа" (премьера будет 14 июня). Говорит Юрий Любимов:
– Это Чехов. Что я хотел? У нас прекрасные писатели – доктора. И мне хотелось через Чехова поставить диагноз России. Не пугаю – спектакль короткий. Мы, старые мастера, договорились, что лучше ставить спектакли не длиннее, чем на час сорок пять минут. Ну, в крайнем случае, два часа, если уж ты никак свою гениальность за меньшее время не выразишь. Можно и покороче свою гениальность выражать. Покороче всегда будет лучше. А то опять дым появится, как прошлым летом, о чем Доннеллан говорил. Начнется жара, а у нас очень стабильно: если дым идет, он должен идти столетиями.
На этих словах, Юрий Петрович Любимов выразительно посмотрел на чиновников, которые сидели с ним за одним столом. На представителя Министерства культуры он вообще взирал с большим недоумением (словно бы говоря: "Надо же, Министерство культуры еще существует"). А когда собравшиеся сдержанными аплодисментами приветствовали Андрея Порватова из департамента культуры московского правительства, Любимов демонстративно сцепил красивые руки в замок и положил их на стол. Получился отдельный небольшой спектакль, не предусмотренный афишей фестиваля, – на тему "Любимов и власть".
Юрий Петрович Любимов, поздравляя чеховцев с 10-летием ошибся, глава фестиваля Валерий Шадрин его поправил: "Двадцать, Юрий Петрович. Это десятый фестиваль, но он раз в два года проходит, как Биеннале). 94-х летний режиссер ответил шуткой:
– Ах, уже двадцать… ну, извиняюсь, но для меня и это легкий возраст.
Откроет фестиваль "Буря". Позднюю пьесу Шекспира поставил прекрасный английский режиссер Деклан Доннеллан, это уже четвертая его работа, сделанная в сотрудничестве с чеховским фестивалем (после "Бориса Годунова", "Трех сестер" и "Двенадцатой ночи"). Заняты в постановке российские актеры, в большинстве своем – те же, кто участвовал в предыдущих спектаклях: Игорь Ясулович, Александр Феклистов, Михаил Жигалов, Александр Линьков, Андрей Кузичев, Илья Ильин и молодая выпускница Щепкинской школы Анна Халиулина. "Бурю" уже видели в Париже и в Лондоне, а репетировали ее прошлым летом в городе Торопец, где стараниями Валерия Шадрина сооружается центр, в котором можно жить и работать вдали от столичной суеты. Деклан Доннеллан в восторге от этого места:
– Это для нас был невероятный опыт. Мы жили там в изумительной красоте, пока бедная Москва задыхалась от дыма. И очень многие вещи, найденные нами в процессе репетиций на берегу потрясающего озера, потом вошли в спектакль. Мы работали над "Бурей", это потрясающая история о человеке, который полон горечи, но пробует научиться прощению. А это очень болезненный процесс. Это последняя, глубоко духовная, пьеса Шекспира. Но "Буря" – не трагедия, потому что в финале Просперо – главный герой, которого играет гениальный Игорь Ясулович – становится на путь прощения. Пьесу эту я выбрал специально для российских актеров. Мы абсолютно удовлетворены этой работой и очень надеемся, что вам понравится спектакль, – сказал Деклан Доннеллан.
Великобритания представлена еще и балетом "Золушка". Хореограф Мэтью Боурн в прошлом году сокрушался, что этого спектакля еще не видели в России, он сам считает его едва ли не лучшей своей работой.
В этом году больше всего театров из Италии и Испании. Италия представлена и великим спектаклем великого Джорджо Стреллера "Арлекин, слуга двух господ", а также авангардным "Проектом" Ромео Кастеллуччи (" О концепции лика Сына Божьего") и "Трилогией очков" Эммы Данте – о жизни человека в бедности, в болезни и в старости.
Из Мадрида приедут одноактные балеты Начо Дуато (это последняя работа нынешнего руководителя Михайловского театра в мадридской труппе, и сыграна в Москве она будет в последний раз), и еще Мария Пахес – одна из лучших исполнительниц фламенко в мире. Свои спектакли в Москву привезут Робер Лепаж и Сильви Гиллем, Филипп Жанти и Мозес Пендлтон, труппы Мерса Каннингема и Матюрена Болза. Балет, современный цирк, драма, современный танец – кажется, в афише этого года не будет только оперных представлений.
Под занавес фестиваля Театр на Таганке представит на фестивале два спектакля: "Мед" по поэме Тонино Гуэрры и "Маска и душа" (премьера будет 14 июня). Говорит Юрий Любимов:
– Это Чехов. Что я хотел? У нас прекрасные писатели – доктора. И мне хотелось через Чехова поставить диагноз России. Не пугаю – спектакль короткий. Мы, старые мастера, договорились, что лучше ставить спектакли не длиннее, чем на час сорок пять минут. Ну, в крайнем случае, два часа, если уж ты никак свою гениальность за меньшее время не выразишь. Можно и покороче свою гениальность выражать. Покороче всегда будет лучше. А то опять дым появится, как прошлым летом, о чем Доннеллан говорил. Начнется жара, а у нас очень стабильно: если дым идет, он должен идти столетиями.
На этих словах, Юрий Петрович Любимов выразительно посмотрел на чиновников, которые сидели с ним за одним столом. На представителя Министерства культуры он вообще взирал с большим недоумением (словно бы говоря: "Надо же, Министерство культуры еще существует"). А когда собравшиеся сдержанными аплодисментами приветствовали Андрея Порватова из департамента культуры московского правительства, Любимов демонстративно сцепил красивые руки в замок и положил их на стол. Получился отдельный небольшой спектакль, не предусмотренный афишей фестиваля, – на тему "Любимов и власть".