Ссылки для упрощенного доступа

В Гаагском трибунале завершается судебное разбирательство по делу Бильяны Плавшич


Айя Куге, Белград: Сегодня в Гаагском трибунале завершается судебное разбирательство по делу бывшего президента республики боснийских сербов Бильяны Плавшич, перед тем как суд вынесет приговор. Разбирательство длилось только три дня потому, что Плавшич, единственная из обвиняемых в военных преступлениях лидеров в бывшей Югославии, добровольно признала свою вину.

Бильяна Плавшич в обращении к трибуналу во вторник подтвердила, что согласна с тем, что тысячи невинных людей в Боснии стали жертвами организованных и систематических действий с целью вытеснения хорватов и мусульман с тех территорий, которые сербы считали своими. "В те времена я убедила себя, что это самооборона", заявила Плавшич. В очень эмоциональной речи она несколько раз повторила, что была, как и многие сербы, ослеплена воспоминаниями о Второй мировой войне. "Из-за навязчивой идеи - не стать снова жертвами, мы позволили себе стать преступниками", - дрожащим голосом сказала бывший президент республики Сербской. На ее лице отражалось глубокое покаяние.

Бильяна Плавич заявила, что ответственность за преступления она берет лично на себя, и не пытается разделить ее ни с другими сербскими лидерами, ни с сербским народом, который уже заплатил высокую цену за проступки своего руководства. Она выразила сожаление, что слишком поздно прервала связи с теми лидерами, последствия политики которых - могилы, беженцы и международная изоляция.

Из-за добровольного признания обвиняемой своей вины в судебном разбирательстве участвовало лишь девять свидетелей. Порой даже тяжело было отличать свидетелей обвинения от свидетелей защиты - почти каждый из них приводил факты, уменьшающие меру ответственности Бильяны Плавшич. Международные представители - бывший госсекретарь США Олбрайт, шведский дипломат Бильдт и бывший представитель ОБСЕ в Боснии Фровик, главным образом выделяли то, что после войны в Боснии, когда Плавшич стала президентом сербской республики, она, единственная из сербских лидеров - и под серьезной угрозой для жизни – сделала все, чтобы осуществить Дейтонские мирные соглашения.

Политическая карьера Бильяны Плавшич была противоречивой. Она четко делится на два в каком-то смысле противоположных периода. В начале войны она выступала с крайне радикальными националистическими заявлениями. Однако, через год ее соратники из коллективного руководства боснийских сербов, а также Слободан Милошевич в Белграде лишили Плавшич реального влияния на политику. Бывший ученый-биолог, профессор университета была отправлена подальше из военной столицы сербской республики в Боснии - Пале - в город Банья Луку заниматься гуманитарными делами. Помню те времена, когда официально вице-президент Республики сербской, Плавшич, приезжая в Пале, могла встречаться со мной, иностранной журналисткой, только тайно, в лесу. Несколько раз мне удавалось установить, что от "сербской царицы", как ее называли в народе, остальные лидеры скрывают важную информацию, открыто подсмеиваясь над нее, якобы, наивностью. От других сербских лидеров Плавшич отличается и тем, что она единственная во время войны не разбогатела. У нее нет даже собственной квартиры.

В Сербии и республике боснийских сербов почти нет реакции на добровольное признание вины Бильяной Плавшич. Как будто это ее сугубо личное дело. Складывается впечатление, что сербская общественность больше занята тем, как признание и покаяние Плавшич повлияет на судьбу остальных обвиняемых в Гааге, а не осмыслением того факта, что сербские силы совершали преступления в Боснии. Можно услышать даже утверждение, что Плавшич, мол, спасает свою шкуру и пошла на сговор с Гаагским трибуналом, чтобы только не получить пожизненное заключение. Бильяне Плавшич семьдесят два года, и она знает, что даже десять лет тюрьмы для нее может означать пожизненное заключение...

XS
SM
MD
LG