Ссылки для упрощенного доступа

Экологическая катастрофа у берегов Испании


Ведет программу Петр Вайль. Участвуют корреспонденты радио свобода Аурора Гальего, Никита Ваулин, Марина Катыс и Мелани Бачина беседуют с руководителем "Гринпис Россия" Оганесом Тургуляном.

Петр Вайль: Танкер "Престиж", потерпевший бедствие в Атлантике у берегов Испании, раскололся надвое и затонул. Слово нашему испанскому корреспонденту Ауроре Гальего.

Аурора Гальего: Сбылись самые мрачные прогнозы. После того, как танкер "Престиж" был отбуксован от скалистого испанского побережья в воды Португалии сегодня, он раскололся на две части и затонул в 150-ти километрах от испанского северо-западного побережья, сначала одна половина, а затем примерно в пять часов дня вторая. По заявлениям экспертов и экологических организаций, последствия произошедшего будут намного серьезнее печально-знаменитой аварии танкера "Эксон Вальдиз" в 89-м году у берегов Аляски. Вчера вечером премьер-министр Испании Хосе-Мария Аснар заявил по телевидению: "Сейчас нам точно известно – танкер направлялся в Гибралтар". Танкер "Престиж" принадлежал греческой компании, и по заявлениям, сделанным прессе представителями испанских властей, он уже в 99-м году был признан негодным к использованию. Испанские представители правительства утверждают, что все возможные меры были приняты своевременно. Иного мнения придерживается президент Франции Жак Ширак. Он заявил журналистам, что он в ужасе от пассивности местных правительств и европейских структур по поводу действий некоторых предприятий. Жак Ширак добавил, что нужно наконец предпринять серьезные меры, чтобы предотвратить регулярно повторяющиеся такого рода события. Дешевые танкеры, перевозящие нефть под чужими флагами - международная проблема.

Петр Вайль: В мире ежегодно разливается, по разным оценкам, от 4-х до 8% добываемой нефти. Самые крупные экологические катастрофы такого рода перечисляет наш корреспондент Никита Ваулин.

Никита Ваулин: Весной 67-го итальянский нефтяной танкер "Тори Каньон" сел на мель у юго-западного побережья Англии. В судне образовалась 150-метровая пробоина, через которую вылилось около 118-ти тысяч тонн сырой нефти. В марте 78-го в ста километрах от полуострова Бретань разбился о скалы принадлежавший американской компании "Амоко-Ойл" танкер "Амоко Кадис", в воду вылилось 220 тысяч тонн нефти, образовав пятно размером в две тысячи квадратных километров. Пострадало 360 километров Атлантического побережья Франции. В июне 79-го после выброса из-под буровой установки "Исток-1" в Мексиканском заливе образовалось гигантское нефтяное пятно, распространившееся на 640 квадратных километров. Скважина была перекрыта в марте следующего года, всего в воду утекло 500 тысяч тонн нефти. В 79-м году в Карибском море в результате столкновения двух танкеров недалеко от острова Тобаго в воду вылилось 280 тысяч тонн нефти. В марте 89-го нефтяной танкер "Эксон Валдез" американской компании "Эксон" сел на мель в заливе Принц Уильямс у побережья Аляски. В танкере образовалась пробоина, через которую в океан вылилось свыше 30-ти тысяч тонн нефти. Из 28-ми наиболее пострадавших видов животных восстановилось лишь два. От загрязнения пострадало свыше двух с половиной тысяч квадратных километров морской акватории. Экологический ущерб от катастрофы составил три миллиарда долларов. В январе 91-го в ходе войны в Персидском заливе из терминала в Кувейте иракцами было сброшено в воды залива около 600 тысяч тонн нефти. Потребовалось почти 247 дней и 27 специальных команд из США, России, Великобритании, Франции, Канады и других стран, чтобы положить конец бедствию, которое, по оценкам ученых, грозило экологической катастрофой в планетарном масштабе. В марте 94-го при столкновении танкера с сухогрузом в проливе Босфор из-за разлива нефти образовалась нефтяная пленка, в результате катастрофы погибло 24 человека. В январе 97-го российский нефтяной танкер "Находка" затонул на пути из Китая на Камчатку. Около 19 тысяч тонн нефти вылилось из его резервуаров в Японское море, образовав 50-километровое ядро. В декабре 97-го мальтийский нефтяной танкер "Эрика" попал в шторм и раскололся недалеко от побережья Франции. 25 тысяч тонн нефти вылилось в воду. К счастью, удалось избежать масштабного выброса топлива на берег. В марте 2001-го в результате столкновения в балтийском море нефтяного танкера с сухогрузом образовалось нефтяное пятно, которое из-за сильного ветра вскоре достигло берегов Дании и нанесло серьезный экологический ущерб побережью и морской фауне Балтийского моря.

Петр Вайль: О том, кто понесет ответственность за нынешнее бедствие в Атлантике и чем грозит такое количество разлившейся нефти, мои коллеги Мелани Бачина и Марина Катыс беседовали с руководителем нефтяного проекта "Гринпис Россия" Оганесом Тургуляном.

Марина Катыс: Телевидение показывает, как спасатели на побережье Испании буквально лопатами собирают нефть, которую уже вынесло на песчаные пляжи. Но это то, что могут сделать местные жители, проживающие на этой территории. А как это коснется водоплавающих птиц и дельфинов тех же?

Оганес Тургулян: Очень плохо им будет, они умрут, кто случайно наглотается этой нефтью или если нефть попадет им в органы дыхания, если это птицы, то нефть склеит им крылья. К сожалению, детергенты, которые будут использоваться для борьбы с нефтью, а их точно будут использовать, они тоже не безвредны, они оказывают существенное воздействие на животных, рыб, кораллы.

Марина Катыс: Но насколько эффективен ручной сбор вынесенной на побережье нефти?

Оганес Тургулян: На самом деле нам показывают наиболее шокирующие кадры. Все-таки, конечно же, вначале собирают некими помпами, откачивают нефть, а тем где собирают лопатами, это куда помпа не дотянулась. Эффективность очень низкая. Мы собирали нефть в Нижневартовске в течение трех недель, сорок человек собрали 50 тонн. Представьте, сколько могут собрать местные жители с помощью лопат – очень немного. Тысячи тонн будут собираться годами.

Марина Катыс: Возникают всякие слухи по поводу того, кто является владельцем танкера, и кто несет юридическую ответственность за произошедшую катастрофу. Насколько я знаю, у вас есть сведения на этот счет.

Оганес Тургулян: Само судно построено в Греции, оно ходит под флагом Багамских островов, заказчиком перевозки была английская фирма "Краун". Как известно, судно перевозило российскую нефть в Гибралтар. Далее, по информации наших французских коллег, фирма "Краун" она принадлежит "Альфа-Груп", это крупная финансовая группа, которой одновременно принадлежат такие компании известные как Тюменская нефтяная компания, работающая на Саматлоре, торговая сеть "Перекресток" в Москве и ряд других компаний. То есть получается, что российская в двух обличиях – как физическое тело берегов Испании, и как некая финансовая корпорация, владеющая нефтяными компаниями, торговыми домами и так далее. Насколько это правда, мы пока не знаем, то есть это пока не подтвержденные данные по поводу "Альфа-Груп", но весьма вероятно.

Марина Катыс: Можно ли в этом случае говорить, что если это "Альфа-Груп", то на эту корпорацию ложится ответственность за нанесенный ущерб побережью Испании и Португалии?

Оганес Тургулян: По-видимому, да, хотя, возможно, они застраховали перевозку, в таком случае это может лечь на страховые компании, да то Бог.

Мелани Бачина: Насколько подобные происшествия с разливом нефти, я имею в виду, они случаются часто и на территории России, несколько случаев уже Оганес называл, как вся эта ситуация влияет на экологическую обстановку, насколько это действительно страшно?

Оганес Тургулян: Вы знаете, в России танкерами не очень много нефти перевозится, в основном в России перекачка по трубопроводам. "Гринпис" оценивает утечки из трубопроводов различного диаметра порядка десяти миллионов тонн ежегодно теряется нефти. То есть она оказывается в западносибирских болотах. При танкерных перевозках в настоящий момент существует в большей степени опасность, чем реальная опасность на территории прилегающих к России морей. И подвержены таким авариям в теории могут быть Сахалин, где очень похожие условия транспортировки, где тоже часто не используются танкеры с двойным корпусом. Это перевозка через Черное море от Новороссийска к Босфору и так далее, по Средиземному морю. Там используются нормальные танкеры, но аварии могут быть всегда. При попадании нефти в воду это действительно очень страшно, потому что, скажем, в России ПДК по рыбохозяйственному показателю составляет пять сотых миллиграмма на литр.

XS
SM
MD
LG