Ссылки для упрощенного доступа

Дело Буданова


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Сергей Слепцов и Кристина Горелик, беседовавшая с адвокатом Станиславом Маркеловым и председателем комитета "Гражданское содействие" Светланой Ганнушкиной, и ведущий программы Радио Свобода "Кавказские хроники" Олег Кусов.

Петр Вайль: Северокавказский окружной военный суд, который сегодня должен был вынести приговор полковнику Юрию Буданову, принял неожиданное решение о возобновлении судебного следствия и проведении очередной психолого-психиатрической экспертизы подсудимого. По мнению суда, результаты этой уже третьей по счету экспертизы дадут окончательный ответ на вопрос о вменяемости Буданова в момент убийства чеченской девушки Эльзы Кунгаевой. Рассказывает наш корреспондент в Ростове-на-Дону Сергей Слепцов:

Сергей Слепцов: Решение суда возобновить судебное следствие по делу Буданова, что и говорить, было неожиданным. В начале июня после резких заявлений защитники потерпевших адвокаты Хамзаев, Меркулов и Тихомирова демонстративно покинули судебное заседание. Они обвинили суд в предвзятости и ущемлении своих прав. Родители убитой девушки Роза Башаева и Виса Кунгаев тоже покинули судебное заседание, заявив, что они не надеются на справедливость в суде. "Нам здесь обрезали язык", - сказал Виса Кунгаев по поводу одного из отклоненных судом ходатайств. Кстати, потерпевшие и их адвокаты не раз предъявляли претензии государственному обвинителю в процессе полковнику юстиции Сергею Назарову. Особенно резкими стали высказывания потерпевших в его адрес, когда, выступая в прениях сторон, военный прокурор заявил суду, что подсудимый Юрий Буданов подлежит оправданию по факту убийства Эльзы Кунгаевой, так как судебно-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым в момент совершения им этого преступления. Тогда же в суде отец убитой Виса Кунгаев заявил, что военный прокурор выступает в суде, скорее, в качестве будановского адвоката. Защитники потерпевших в прениях сторон не участвовали, но после того, как он со своими доверителями покинули судебное заседание и уехали, неожиданно прозвучали заявления генерального прокурора России Устинова об обжаловании прокуратурой еще не вынесенного приговора и сомнения генерального прокурора России в выводах психолого-психиатрической экспертизы. Эту экспертизу в отношении Юрия Буданова назначил военный суд, и проводилась она в Институте имени Сербского.

В понедельник на судебное заседание прибыл новый государственный обвинитель, помощник главного военного прокурора России полковник юстиции Милованов. Он пояснил суду, что его предшественник, военный прокурор Сергей Назаров 10 дней назад был уволен из вооруженных сил России по состоянию здоровья. Полковник Милованов вручил суду письменное заявление, которое, по его словам, содержит новую позицию военной прокуратуры в деле Буданова, отличающуюся от мнения Сергея Назарова. В судебном заседании этот документ оглашен не был. Защитник Буданова адвокат Алексей Дулимов назвал эти события откровенным давлением на суд со стороны государства. "Это надругательство над правосудием", - заявил он. Возглавляющий защитников потерпевших адвокат Абдулла Хамзаев, хотя и настаивал неоднократно на продолжении судебного следствия, так же к такому повороту событий не был готов. Объявляя о возобновлении судебного следствия, председатель суда полковник Костин заявил, что суд намерен рассмотреть вопрос о назначении еще одной психолого-психиатрической экспертизы.

Петр Вайль: По мнению московских правозащитников, решение суда оставляет шанс на вынесение Юрию Буданову справедливого приговора. В то же время, адвокаты потерпевшей стороны на процессе, не раз требовавшие назначения новой психиатрической экспертизы, недоумевают, почему суд удовлетворил ходатайство только сейчас? Слово Кристине Горелик:

Кристина Горелик: Председательствующий на суде по делу полковника Юрия Буданова Виктор Костин пояснил, что согласно новому Уголовно-процессуальному кодексу суд имел право принять решение о возобновлении судебного следствия только после того, как завершатся прения сторон, и обвиняемые выступят с последним словом. По словам адвоката семьи Кунгаевых Станислава Маркелова, суд мог принять это решение до того, как начался заключительный этап судебного процесса.

Станислав Маркелов: Суд самостоятельно, после уже прений, это, надо сказать, беспрецедентный шаг, вообще в этом деле очень много беспрецедентных шагов, суд принял решение о том, что судебное следствие возобновляется, в связи с тем, что не выяснен вопрос о психической вменяемости Буданова и возникают сомнения по поводу результатов последней психолого-психиатрической экспертизы. Когда это происходит после прений, это действительно уже вещь достаточно уникальная. Прения - это всегда заключительная часть судебного следствия до вынесения приговора. Данный шаг вполне оправдан, единственное, что не понятно: а почему же это не происходило раньше, зачем нужно целый месяц было придерживаться выводов той экспертизы позиция, которой столь явно оспаривается? И это неоднократно требовалось, причем требовалось со всеми фактами, выводами экспертов, заключениями независимых психиатров.

Кристина Горелик: Как вы считаете, по какой причине суд принял именно такое решение во вторник?

Станислав Маркелов: Я надеюсь, что общими усилиями удалось переломить ситуацию, удалось отказаться суду от принципов корпоративного права, когда просто, как сторона гособвинения, так и фактически суд, если использовать не юридические термины -"вытягивали" обвиняемого, старались представить его в наиболее выгодном свете. На этом этапе это наша победа, потому что это то, к чему мы шли весь последний месяц, собственно, то, на что была направлена вся наша работа. Я думаю, что это очень повлияет на процесс по делу Буданова, потому что встает вопрос о том, кто виновен, конкретное лицо в нарушении норм российского права, или это мы будем списывать на некие обстоятельства на некую непонятную болезнь, на какие-то неизвестные силы, которые влияли вдруг на то, что происходило тогда во время совершения преступления.

Кристина Горелик: Председатель комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина приветствует решение суда. По ее словам, оно не только дает надежду на вынесение справедливого приговора Юрию Буданову, но, в первую очередь, может повысить доверие граждан к российской судебной системе:

Светлана Ганнушкина: Безусловно, это решение дает нам надежду на то, что в России еще не все пропало, и существует право, потому что то, что происходило до сих пор, вызывало у нас ассоциации со старыми временами, когда делались заказные экспертизы и подписывались той же самой госпожой Печерниковой, засадившей в психиатрические клиники не одного человека, и нашего депутата Игрунова, и Александра Гинзбурга, и Виктора Кузнецова, и этот список можно продолжать и продолжать. Сейчас мы надеемся, что экспертиза может быть сделана объективно, мы надеемся, что суд при этом допустит к проведению экспертизы независимых наблюдателей из числа психиатров, которые будут предложены потерпевшей стороной, и в этом случае мы можем надеяться на то, что наша армия на следующий день не приобретет лицо Буданова, так сказать, он не станет ее олицетворением, а этот суд не станет олицетворением старого судопроизводства, которое не имело никакого отношения к праву. Я думаю, что это чрезвычайно важно, и что это важнее того, чтобы один человек был осужден, такой, как Буданов, несмотря на то, что он преступник, и нам бы хотелось, чтобы суд по отношению к нему был честный и справедливый.

Кристина Горелик: По словам Светланы Ганнушкиной, суд прислушался к мнению российской общественности, и это положительно сказалось на его решении возобновить судебное следствия и назначить новую третью судебно-психиатрическую экспертизу полковника Юрия Буданова.

Петр Вайль: В заключение этой темы комментарий ведущего программы Радио Свобода Кавказские хроники Олега Кусова:

Олег Кусов: Свою минимальную задачу для военного командования судебный процесс Юрия Буданова все же выполнил. На протяжении двух лет общественность России следит за разбирательством правоохранительных и судебных органов в отношении убийцы чеченской девушки. Следствию, как создается впечатление, нет ни конца, ни края. Между тем, за это время на территории Чечни тысячи таких Будановых продолжали грабить, истязать и убивать жителей республики. Уже никто не может сказать, сколько после этой трагедии замучено и изнасиловано чеченских девушек. Процессом полковника Буданова российские следователи заслонились от других многочисленных преступлений на территории Чечни. О том, что их за последние два года войны стало не меньше, а больше, говорят сведения, собранные зарубежными и отечественными правозащитниками, в частности центром "Мемориал".

Но, как выясняется, власти, после всего этого, уже не хотят приносить в жертву и самого Юрия Буданова. Иначе нельзя объяснить позицию прежнего государственного обвинителя на процессе Сергея Назарова, который предложил оправдать полковника по статье "убийство" - даже после признания самого Буданова в совершении этого убийства. В позиции прежнего гособвинителя, вне всяких сомнений, очень мало от права и юриспруденции, и много - политики.

Юрий Буданов за время судебного процесса стал символом российской армии в Чечне. И его проигрыш в суде для многих означало бы моральное поражение всей российской армии на Северном Кавказе. Российский генералитет допустить такого не мог, тем более, что позиции российской группировки в Чечне и на самом деле с течением времени только слабеют. Два года назад руководство Генерального штаба, публично осудив полковника Юрия Буданова за внесудебную казнь чеченской девушки, еще могло себя позволить заигрывать с международными организациями. Тогда широкомасштабное наступление на отряды чеченского сопротивления убедило россиян в скорой победе российского тяжелого оружия и авиации. Генералы могли пожертвовать одним полковником. Сегодня ситуация для российских военных во многом изменилась не в лучшую для них сторону. Массированные атаки авиации и бесконечные ракетно-бомбовые удары по чеченским укреплениям в итоге не намного сократили численный состав вооруженных отрядов. Чеченцы, как известно, бегут в горы и леса от так называемых "зачисток". К федеральным военным и властям почти никто в Чечне не бежит.

Позиция нового государственного обвинителя на процессе Буданова неизвестна. Не исключено, что он предъявит новые, более суровые обвинения полковнику. Если Буданов получит строгое наказание, можно допустить, что некоторая часть чеченцев даже заговорит о справедливости в России. Кое-кто из них, возможно, перестанет чувствовать себя второсортными людьми в этой стране. Все это соответствует новой позиции Владимира Путина, который на пресс-конференции в Кремле дал понять, что "чеченцы тоже россияне". Так ли это на самом деле - чеченцы узнают, когда начнет говорить новый обвинитель на процессе полковника Буданова.

XS
SM
MD
LG