Ссылки для упрощенного доступа

Похороны командира ОМОНа Чечни


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют ведущий программы Радио Свобода "Кавказские хроники" Олег Кусов, корреспондент РС в Грозном Амина Азимова, член Совета Федерации России Ахмар Завгаев, бывший председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов.

Андрей Шарый: В минувшее воскресенье в Чечне прошли похороны командира республиканского ОМОНа подполковника Мусы Газимагомадова. В чеченском МВД говорят о невосполнимой потере, о том, что оборвалась жизнь непримиримого бойца с бандитизмом. Однако, некоторые наблюдатели дают деятельности командира ОМОНа и его подчиненных противоположные оценки. Подробнее об этом - обозреватель Радио Свобода Олег Кусов:

Олег Кусов: Муса Газимагомадов чуть меньше месяца назад попал в автокатастрофу. Его иномарка поздно вечером столкнулась с грузовиком. С тяжелыми травмами командира чеченского ОМОНа доставили в Моздокский госпиталь. Оттуда через несколько дней его перевели в Москву, в военный госпиталь имени Бурденко. В четверг, третьего апреля, состояние Газимагомадова резко ухудшилось. На следующий день он скончался.

Среди омоновцев Газимагомадов пользовался уважением, несмотря на то, что считался ставленником Москвы. Рассказывает наш корреспондент в Грозном Амина Азимова:

Амина Азимова: Муса Газимагомадов, учитель физкультуры по профессии, работал в органах милиции с 1985-го года. В период между двумя чеченскими войнами Газимагомадов жил в Москве, где, по одной из версий, был председателем созданной им же организации ветеранов локальных войн, а по другой - занимался автомобильным бизнесом. Во время первой войны Муса Газимагомадов был командиром спецроты МВД республики, специализировавшейся в основном на разгоне антивоенных митингов, которые проходили тогда в Грозном намного чаще, чем сейчас. Считается, что Газимагомадов вернулся в Чечню в начале осени 1999-го года и чуть ли не практически с первого дня войны принимал активное участие в боевых действиях против чеченских вооруженных формирований. На самом деле, Муса Газимагомадов появился в Чечне только в январе 2000-го года, уже командиром ОМОНа. Приказ о его назначении был подписан тогдашним министром внутренних дел России Владимир Рушайло. Сначала отношения нового командира ОМОНа с подчиненными не ладились. Бойцы были не согласны с тем, что их возглавляет московский ставленник. Но постепенно Муса сумел завоевать доверие своих сотрудников, в частности, тем, что при нем существенно изменилась оплата труда омоновцев. Они стали получать "боевые" наравне с прикомандированными в Чечню из других российских регионов милиционерами. В последнее время в Чечне устойчиво ходили слухи о том, что сотрудники ОМОНа имеют несколько засекреченных тюрем, в которых содержатся и даже подвергаются пыткам некоторые из регулярно исчезающих в республике людей. В последнее время Газимагомадов все больше увлекался политикой. Он активно агитировал чеченцев за принятие новой Конституции, которую сам, как он неосторожно признался в одном из телеэфиров, не читал. Он погиб от того, с чем должен был бороться по определению. Поздней ночью машина командира чеченского ОМОНа попала под один из трейлеров, незаконно вывозивших из Чечни незаконно добытую нефть.

Олег Кусов: Член Совета Федерации Ахмар Завгаев не исключает, что автокатастрофа, в результате которой был командир ОМОНа, могла быть подстроена противниками промосковской власти в Чечне:

Ахмар Завгаев: Человек обладающий огромным мужеством, порядочностью, который внес очень огромный вклад в установление конституционного порядка в республике, в борьбу с терроризмом, бандитизмом - это был Человек с большой буквы. У всех, кто сегодня борется с насилием, бандитизмом, беспределом, терроризмом... Террористами в прошлом году 90 человек, членов семей и самих глав районов - убито, 146 ранены, около 200 сотрудников погибли чеченского МВД, поэтому исключить я ничего не могу. Равного ему, я бы сказал, найти тяжело, хотя у нас очень много достойных и мужественных, и преданных делу людей. Но это большая утеря для чеченской милиции. Это был надежный друг, товарищ.

Олег Кусов: На деятельность Мусы Газимагомадова существует и другой взгляд. Как считает Руслан Хасбулатов, такие люди в своем стремлении угодить российским властям отнюдь не способствовали процессу нормализации в Чечне:

Руслан Хасбулатов: Что-то я мало слышал людей, которые говорили о нем хорошие слова, честно говоря. Хотя я сожалею, конечно, о смерти любого человека. Я не думаю, что деятельность таких людей, которые вот идут впереди оккупационных войск и выполняют их роль, она такая уж благоприятная и приветствуется народом. Другое дело - если бы сами чеченцы до начала войны навели бы порядок, не допустили бы рейда авантюристов в Дагестан, вот если бы тогда они же, тогда, кстати, были тоже при деле, носили погоны с золотыми звездами, служили другому режиму. А чего теперь-то - теперь там более чем стотысячная оккупационная российская армия, которая взяла на себя обязательство навести порядок. Четвертый год воюет с населением...

Олег Кусов: Муса Хасбулатов высказал свое мнение о деятельности Мусы Газимагомадова и его сторонников в Чечне.

XS
SM
MD
LG