Ссылки для упрощенного доступа

Выставка бездомных фотографов в Петербурге


Программу ведет Татьяна Валович. Принимает участие редактор журнала "Путь домой" Аркадий Тюрин.

Татьяна Валович: Сегодня в Петербурге в новом выставочном зале Государственного музея городской скульптуры откроется первая в России выставка бездомных фотографов.

Татьяна Вольтская: В Петербурге существует уличный журнал «Путь домой», который продают бездомные распространители. Когда его редакция гостила в Гетеборге на футбольном чемпионате для бездомных, представитель голландского уличного издания «Стратньюс» предложил раздать бездомным одноразовые фотоаппараты, а потом сделать фотовыставку, своеобразную карту мира глазами тех, кто живет на улице. Питерским бездомным досталось 6 фотоаппаратов. Единственными критериями, по которым они раздавались, были желание снимать и трезвость получателя. Когда пленки проявили, стало ясно, что не надо ждать международной акции, надо сначала устроить выставку в городе, - говорит главный художник журнала «Путь домой» Александр Менус.

Александр Менус: Мы в данный момент выставляем именно проблему, поэтому для нас не столько важно качество самих снимков, сколько ситуация, когда есть "фотограф бездомный", который фотографирует, видит этот мир, складывается некая палитра, ну и этот взгляд - улица получается.

Татьяна Вольтская: Когда я шла посмотреть на эти фотографии, я ожидала увидеть нечто безысходное, но мир бездомных фотографов оказался совсем не мрачным. Конечно, в кадр попали и синюшные лица, и люди у мусорных бачков, и обшарпанные стены щелей и подвалов, где ютятся существа с гордым именем человек.

Александр Менус: Некоторые живут в ночлежке, некоторые живут не в ночлежке. Допустим, Петр Старостин снимает угол у алкоголиков и на фотографиях есть кадры, где запечатлены его сожители.

Татьяна Вольтская: Но в основном бездомные снимали улицу, прохожих, городские мизансцены, улыбчивых уличных музыкантов.

Александр Менус: Девушка фотографировала свое окружение, она играет на гитаре, у нее нет дома, она играет на улице, пытается так себя реализовать. Анна Амвросиевна Капорина - у нас такая есть. Главный редактор журнала Аркадий Тюрин выдал ей фотоаппарат, показал, куда надо нажимать, она тут же его сфотографировала. Потрясающе, что фотографировали люди, некоторые из которых первый раз в руках держали фотоаппарат, а в результате все-таки получились фотографии и фотографии достаточно интересные.

Татьяна Вольтская: Люди, которых общество старается не замечать, видят всех, кто проходит мимо них, и взгляд их лишен злобы и осуждения.

Татьяна Валович: Сегодня у нас в гостях один из организаторов этой выставки главный редактор журнала "Путь домой" Аркадий Тюрин. Аркадий Владимирович, ваше издание выходит уже более 10 лет, но сначала оно называлось "На дне", это была газета. Почему решили изменить название?



Аркадий Тюрин: Самый честный и короткий ответ: по рекомендации маркетологов. Уличные газеты всего мира, в том числе и наше уличное издание, распространяют технологию выживания, вероятно, имеет смысл распространять эту технологию и на себя. А следование рекомендациям маркетологов - это оно и есть.

Татьяна Валович: С изменением названия и самого бренда изменился ли подход к тематике или какие-то другие темы вы стали освещать?

Аркадий Тюрин: О, нет!

Татьяна Валович: То есть осталось основное?

Аркадий Тюрин: Хочется верить, что мы остались теми же, кем были в течение этих 10 лет.

Татьяна Валович: Из последних какие основные темы были в центре вашего внимания?

Аркадий Тюрин: Вероятно, это не должно называться темой. Самым важным всегда для нас было сохранить интонацию, сохраняя свою аутентичность. Всегда мы писали о том, что полагается нами важным и интересным и, думаю, наша важность и интересность остались теми же.

Татьяна Валович: Когда вы начинали проект, это был первый проект и в России. Сейчас появились ли подобные проекты в российских регионах?

Аркадий Тюрин: Некоторое время существовала газета "На дне» в Сибири, совсем короткое время существовала газета "На дне» в Нижнем Новогороде и газета "На дне» в Одессе, она стала изданием "Дорога" потом.

Татьяна Валович: А в Сибири прекратил существование проект или он тоже трансформировался во что-то другое?

Аркадий Тюрин: Он законсервирован, скажем так. Люди, которые его делали, вернулись на историческую родину. В Сибири очень много немцев. Парень, который был, вероятно, самым важным в газете, уехал в Германию.

Татьяна Валович: Насколько сложно сегодня сохранять этот проект и кто на сегодняшний день поддерживает его?

Аркадий Тюрин: Мне сложно оценить это, находясь внутри проекта. Я искренне полагаю, что все, что дается человеку, дается ему по силам. При этом совершенно точно знаю, что искушение свернуться в позу эмбриона и пожалеть себя в жизни присутствует так или иначе, но это искушение можно преодолеть действием и радостью от полученного.

Татьяна Валович: Не секрет, что любое информационное издание сопряжено со многими проблемами – проблемами с изданием, с продвижением.

Аркадий Тюрин: Все эти проблемы есть, однозначно. Я уже говорил, что мы должны распространять технологию выживания в том числе и на себя. Поскольку мы исполнены решимости это делать, мы это делаем.

Татьяна Валович: Эта выставка, как мы слышали, ее идея родилась в Гетеборге, когда проходил футбольный турнир между бездомными, и инициатором была голландская сторона, да?

Аркадий Тюрин: Да. На самом деле все выглядело так. Еще до чемпионата в Гетеборге Франк Дрейс, редактор ультрехской газеты «Стратньюс» раздал голландским бездомный фотоаппараты и на основе отобранных фотографий сделал фотоальбом небольшой. Уже в Гетеборге началась вторая стадия. Он придумал раздать это продавцам всяких разных уличных газет, чтобы, вероятно, что-то подобное повторить. Когда мы увидели проявленные пленки, когда мы просмотрели все негативы, пробные отпечатки, все остальное, мы поняли, что нам этого мало. Для нас оказалась очень ценной и важной каждая фотография и мы захотели сделать выставку, а не альбом.

Татьяна Валович: Не кажется ли вам, что проведение выставки сейчас в такие предрождественские, предновогодние дни не привлечет должного внимания в обществе и пройдет как-то мимо. Все заняты своими делами суетными...

Аркадий Тюрин: Первый шаг - очень важный, когда-то должен быть сделан, и чем быстрее он будет сделан, тем лучше. Я уверен, что мы не ограничимся одной экспозицией. Мы бы хотели, чтобы эта выставка постоянно экспонировалась.

Татьяна Валович: Нельзя ли устроить такую выставку, которую бы посмотрело большее количество людей и не только петербуржцев? Знаете, иногда бывают уличные выставки в теплое время года, не планируете?

Аркадий Тюрин: Прямо сейчас уже начинаем над этим думать.

Татьяна Валович: Замечательно. Скажите, пожалуйста, сколько фотографий на этой выставке будет представлено?

Аркадий Тюрин: 126. Все, которые получились, все, которые смогла увидеть, отпечатать машина. Эти снимки не обрабатывал художник, не обрабатывал никакой профессионал, проявляла пленку машина, цифровала машина, печатала машина, расклеивали мы уже, руками.

Татьяна Валович: Как мы слышали, некоторые люди впервые держали в руках фотоаппарат. Сложно было им объяснить, как им пользоваться? Как потом они объясняли свое желание поучаствовать в этом проекте?

Аркадий Тюрин: Очень важна мотивация тех, кто решил работать вместе с нами: им было интересно. Когда интересно жить это здорово. Других объяснений не было. А сложно? Я не думаю, что сложно. Это очень простые фотоаппараты. Пластмассовая крошечная камера с пластмассовыми линзами, с пластмассовым всем, что только может быть пластмассовым, кроме батареек.

Татьяна Валович: Лично вас что-то поразило в фотографиях, когда вы их уже просматривали?

Аркадий Тюрин: Жизнь вообще удивительна, поэтому ее и воспринимаешь, как удивительную, так или иначе поражаешься каждый день всему. Но, признаться, я не ожидал, что все до одного снимки окажутся такими эффектными. Я не могу сказать, что они имеют художественную ценность, потому что я не профессионал, не художник. Но они оказались необычайно эффектными все до одного. Поэтому мы решили, что мы хотим делать выставку.

Татьяна Валович: Аркадий, в организации этой выставки кто вам еще помогал?

Аркадий Тюрин: Когда речь зашла о том, где эта выставка будет проходить, кого мы хотели бы видеть в качестве партнеров-экспозиционеров, у нас появились как размышления, так и предложения со стороны наших знакомых, наших партнеров, самым надежным и самым приятным в работе из которых мы продолжаем считать Государственный музей городской скульптуры. Мы с радостью согласились на их предложение организовать эту выставку.

Татьяна Валович: С их стороны это какое-то благотворительное предложение? Нужно ли вам платить аренду, как это обычно бывает, или для вас есть какие-то льготные условия?

Аркадий Тюрин: Мы смогли договориться, с ними всегда можно договориться. Для нас был очень важным статус этого музея - государственная организация, которая стала партнером организации негосударственной. В таком сотрудничестве мы видим будущее.

Татьяна Валович: То есть все-таки возможность привлечь более широкие слои общества и в том числе государственных чиновников к этой проблеме?

Аркадий Тюрин: Да, конечно.

Татьяна Валович: Была ли какая-то тематика, было ли какое-то предварительное обсуждение тем с теми, кто делал фотографии или вы просто раздали фотоаппараты и сказали: снимайте все, что хотите.

Аркадий Тюрин: В целом, да. Единственное, мы объяснили, откуда появились фотоаппараты, кому принадлежала идея и что со снимками будет потом - негативы отправятся в Голландию. Все.

Татьяна Валович: Вы профессиональных фотографов приглашали или будете приглашать для того, чтобы проанализировать те снимки, которые получились?

Аркадий Тюрин: Специально - нет. Если кто-то из них захочет высказать свое мнение, я с интересом, с радостью выслушаю.

Татьяна Валович: Аркадий, в пресс-релизе, который мы получили, об открытии выставки, сказано, что также участвует и генеральное консульство Великобритании. Какова его роль?

Аркадий Тюрин: О, да! Его роль в нашей жизни всегда была велика для нас. Дело в том, что до сих пор мы являемся совместным предприятием шотландско-российским. Из 8 учредителей 2 у нас оттуда - из Шотландии. Поэтому вся организационная и правовая поддержка нашей совместной деятельности обеспечивается консульством Великобритании.

Татьяна Валович: Я знаю, что принц Майкл Кентский заявлял о желании помочь фонду "Ночлежка", в том числе, по-моему, и вашему проекту. Какие-то есть контакты?

Аркадий Тюрин: Последний контакт с принцем Майклом Кентским состоялся года три назад, когда он заявил о том, что останется патроном фонда "Ночлежка". Поскольку вот это наше совместное предприятие - автономная организация, а фонд "Ночлежка" - это то, откуда мы выросли, сейчас мы не имеем возможности, работая отдельно, отслеживать все контакты, в том числе и контакты с принцем Майклом Кентским.

Татьяна Валович: Как вы считаете, работа, которую за прошедший год проделали вы, проделал фонд "Ночлежка", находит ли должное понимание среди горожан и среди чиновников Петербурга?

Аркадий Тюрин: О чиновниках говорить мне сложно.

Татьяна Валович: То есть вы с ними не контактируете?

Аркадий Тюрин: Несколько контактов в прошлом году нельзя назвать результативными, поэтому мы вынуждены были самостоятельно решать какие-то проблемы, и решили их. Что касается эффективности нашей деятельности, да, мы бы хотели, конечно, каким-то образом влиять на общественное сознание, но прежде всего мы каким-то образом хотели бы сделать жизнь наших продавцов немножко другой. Судя по тому, что мы остались вместе, судя по тому, что продажи журнала растут, судя по тому, что нам удаются все совместные акции с нашими продавцами и они верят нам, они остаются с нами, я могу говорить об эффективности.

Слушатель: Александр, Петербург. У вас есть определенные требования к распространителям газет? Частенько вижу их неопрятными, в небрежном виде, с грязными руками. Может быть, и купил бы газетку, да боюсь, честно говоря, какую-то заразу подцепить. Спасибо.

Аркадий Тюрин: Вы совершенно правы, Александр. Требования существуют и требования, вероятно, именно те, которые вы имеете в виду. Дело в том, что у нас нет возможности всегда контролировать выполнение этих требований. Я могу уверенно сказать, что пьяному и грязному продавцу, пришедшему за газетой, будет отказано в ее получении. Увы, это пока то единственное, что мы можем делать.

Татьяна Валович: Как-то повлияло участие в выставке на судьбу "бездомных фотографов"?

Аркадий Тюрин: Конечно, хотелось бы уверенно сказать: о, да! С другой стороны, привычка быть реалистом побеждает: никаких взлетов, никаких падений, никаких творческих кризисов нет. Существовало и продолжает существовать то теплое ощущение, что жить интересно - и у нас, и тех, кто работал.

Татьяна Валович: Возможно, ее как раз то, что эта выставка открывается только сегодня, произойдут еще какие-то интересные моменты?

Аркадий Тюрин: Да.

Татьяна Валович: Вы сказали, что хотели бы влиять на общественное мнение. Как вы оцениваете ситуацию в городе с освещением темы бездомных? Есть ли какие-то специальные программы? Кто, кроме вас, публикует проблемные какие-то репортажи? Есть ли у вас связи с другими изданиями?

Аркадий Тюрин: Так или иначе тема эта, конечно, освещается, ибо все предпосылки есть для ее освещения - то есть сама проблема существует. При этом существует масса разных других обстоятельств, которые влияют на то, как эта тема освещается. В свое время меня очень удивляла сама интонация, с какой большая часть средств массовой информации говорила о бездомных: максимум - пренебрежение, а минимум - не очень деликатная ирония.

Татьяна Валович: То есть непонимание того, что в принципе любой может в сегодняшней ситуации оказаться на их месте?

Аркадий Тюрин: Даже не это. Непонимание того, что перед ними живые люди, у которых есть честь и достоинство, и сфера национальной безопасности, и так далее.

Татьяна Валович: Аркадий, вы сказали, что эта выставка, да и весь проект международные. То есть вы предполагаете дальнейшее участие в каком-то международном проекте? Есть какие-то уже идеи, где это будет, или выставка, или какие-то буклеты будут изданы?

Аркадий Тюрин: Мы принимаем участие в международном проекте уже 10 лет, поскольку издание, сам проект является членом Международной сети уличных газет. Это очень интересная организация, которая объединяет более 50 газет из 26 стран мира. Объединяет она их очень необычным образом - предоставляя полную свободу, не координируя, не надзирая, не советуя. У нас есть возможность в любой момент вместе со всеми или с кем-то по отдельности придумать что-нибудь интересное, нужное и важное. Вот таким образом появился этот проект и таким же образом он будет развиваться. Мы обязательно где-то появимся, мы не закончим на этом.

Татьяна Валович: А на страницах своего же издания вы планируете какой-то отчет о выставке или публикацию каких-то избранных фотографий?

Аркадий Тюрин: Вчера из типографии привезли первый номер журнала "Путь домой" 2005 года, разворот его посвящен этой выставке, с фотографиями.

Татьяна Валович: Кроме того, что этот журнал распространяют люди, которые могут с помощью него поддержать себя как-то экономически, куда-то вы его еще распространяете, скажем, среди международных организаций, консульств?

Аркадий Тюрин: Наш журнал можно найти в Британском консульстве и изрядную его часть покупают заведения, организации и проекты, близкие нам по духу и, вероятно, по формату. Этот журнал можно найти в магазине "Кайлас", можно найти в магазине "Эксклюзивный секонд-хэнд оф", в клубе "Грибоедов".

Татьяна Валович: Насколько ваши авторы свободны в изложении информации на страницах вашего журнала? Не было к вам каких-то претензий со стороны других органов?

Аркадий Тюрин: Пока все претензии к себе мы высказываем сами. Я уже говорил о том, что нам очень важно быть аутентичными, очень важно не позволять себе быть нечестными, даже при достижении каких-то кажущихся нам очень важными целей. Да, оставаться самим собой и пока нам это удается. Претензии со стороны органов?.. Года два назад был звонок. Секретарь или пресс-секретарь одного из важных чиновников просил нас уточнить, когда и как именно его шеф, в данном случае шефиня, высказала те мысли, по поводу которых мы позволили себе нелестный комментарий. Мы указали источник. Проблема была исчерпана. На моей памяти все, единственный случай.

Татьяна Валович: Расскажите немногко шире о журнале - о рубриках, статьях, как он изменился, превратившись из газеты в журнал?

Аркадий Тюрин: Эти изменения коснулись прежде всего названия, они коснулись обложки, она стала цветной, ну, и формата - из А3 мы стали А4. Мы перестали публиковать афишу (в свое время у нас была, вероятно, самая полная в городе афиша), потому что сейчас не публикуют афишу только ленивые, и заполнили 48 страниц текстом того качества, которое представляется нам нужным. В свое время газета "Аргументы и Факты" года 3-4 назад сообщала, что публикации в газете (тогда еще газете) "На дне" является сертификатом профессиональной пригодности авторов. Вероятно, это та рекламная пауза, которую я мог себе позволить в вашей передаче.

Слушатель: Это Николаева из Санкт-Петербурга. Наши небожители со Смольного смотрели все эти фотографии и, вообще, как они реагируют на все, что вы говорите? Мне очень интересно это.

Аркадий Тюрин: Слово "небожители" я бы не стал употреблять. Просто люди, облеченные какими-то правами, какими-то возможностями. Нет, выставка еще не открылась, она открывается сегодня.

Татьяна Валович: А вы пригласили кого-то из власть придержащих, так назовем их?

Аркадий Тюрин: Мы пригласили власть придержащих. Мы приглашаем нашу слушательницу, благодаря ее за звонок. А все остальное, отвечая на ваш вопрос, можно будет узнать только после открытия.

Татьяна Валович: В Смольный ваш журнал не попадает, вы не пытаетесь его там распространять?

Аркадий Тюрин: Не совсем честно, наверное, это будет. Это уличное издание. Пусть все люди, в том числе и люди из Смольного, покупают его на улице.

Татьяна Валович: Но люди из Смольного, по-моему, на улицах оказываются только в тот момент, когда садятся и выходят из автомобиля.

Аркадий Тюрин: За это время можно успеть купить.

Татьяна Валович: Если человека, который распространяет допустят туда.

Аркадий Тюрин: Или, если есть желание, попросить остановить автомобиль там, где можно купить газету.

Татьяна Валович: Чего вы ждали, когда начинали этот проект и насколько оправдались ваши ожидания?

Аркадий Тюрин: На обложке номера, который мы вчера получили в типографии, такой уличный слоган "Все супер!" Когда мы начинали этот проект, мы, не говоря друг другу об этом, отдавали себе отчет в том, что единственно наше желание - показать себе и друг другу, что невозможное возможно. У нас это получилось.

XS
SM
MD
LG