Ссылки для упрощенного доступа

10-летие движения КВН в Свердловской области


Программу ведет Арслан Саидов. Григорий Гилевич беседует с одним из основателей известной команды КВН "Уральские пельмени" Сергеем Ершовым.

Арслан Саидов: В Екатеринбурге прошел фестиваль "Уральская Шизгара", посвященный 10-летию движения КВН в Свердловской области. Сегодня гость Екатеринбургской студии Радио Свобода - один из основателей известной команды КВН "Уральские пельмени" Сергей Ершов, с ним беседует мой коллега Григорий Гилевич:

Григорий Гилевич: На традиционный областной фестиваль "Уральская Шизгара", прошедший вчера, были заявлены для участия аж 25 команд из всех областных вузов, если я не ошибаюсь. Удался вчерашний фестиваль?

Сергей Ершов: Да, как и все предыдущие пять. Эта "Шизгара" уже шестая, инициаторами ее проведения были как раз мы, "Уральские пельмени", и 6 лет подряд, в общем-то, фестиваль проходит с успехом. Он выявляет лучшие команды области, по его результатам формируется областной чемпионат.

Григорий Гилевич: И кто же вчера победил?

Сергей Ершов: Победил вчера Горный институт.

Григорий Гилевич: Екатеринбургский горный институт?

Сергей Ершов: Да, естественно. Второе место - "Сельские галстуки" и третье место - "Парк текущего периода", новая команда.

Григорий Гилевич: Можно сказать, что действительно существует КВН-овское движение? Как раз о движении хотелось бы поговорить. Когда-то КВН был вполне элитарной игрой юных интеллектуалов, потом преобразовался в массовое, неофициальное, общенациональное молодежное движение. Скажите, как вы понимаете, куда именно движется это движение? Вот вы сами для себя как-то определяете его вектор, что ли.

Сергей Ершов: Вектор - вперед, видимо. А с чем сравнить – волей-неволей почему-то всегда сравнивается с комсомолом, мы еще тех времен люди. По массовости сейчас КВН приближается к комсомолу. Сейчас есть 15 официальных лиг в России, официальных, которые известны Маслякову и "АМИКу". В них играет где-то команд по 15, если умножить - получаем больше 200, только официальных, играющих. А в нашем городе, допустим, вчера было 25 команд, и из них только одна известна "АМИКу". То есть, все это еще на 25 нужно умножить. Это огромное количество людей, огромное количество молодежи, которая играет, пишет сама, сочиняет, выходит на сцену, живет этой жизнью, встречает вместе праздники. Короче говоря, это огромная организация, только с комсомолом я ее могу сравнить.

Григорий Гилевич: Вы помните, какая судьба постигла комсомол, не постигнет ли она и движение КВН-овское?

Сергей Ершов: Я думаю, нет. По всем известным причинам. Комсомол в общем-то был порождением идеологии, а юмор и молодость неподвластны никакой идеологии, это вечная ценность.

Григорий Гилевич: Кстати, о комсомоле. Вы помните, конечно, знаменитый КВН-овский лозунг начала перестройки, который потряс всю страну: "Партия, дай порулить". Постоянно существовала некая оппозиционность государству, умеренное свободомыслие. Неотъемлемые черты КВН - высмеивание официоза, бюрократизма, лицемерия на разных уровнях - все это в КВН было. Вам не кажется, что КВН сегодняшний куда более благонадежен и правилен?

Сергей Ершов: Что значит "правилен"?

Григорий Гилевич: Ну, пусть будет просто благонадежен. То есть той оппозиционности, которая была заложена в КВН начала-середины 90-х, уже нет?

Сергей Ершов: Дело в том, что и сейчас высмеиваются по-прежнему все пороки, все недостатки общества. Просто сейчас это не столь остро. Потому что развязан язык у прессы и телевидения, и все говорят всё что можно, и что нужно...и не нужно. Раньше такого не было, и это казалось остро и смешно. Поэтому шутка, которую вы процитировали, запомнилась на всю жизнь. Она будет как бы крылатой еще много лет. А сейчас времена другие. Тем не менее, все по-прежнему смешно, я считаю. На мой взгляд, и эстрада высмеивается, и политики, и олигархи, и все, что угодно, просто это не так остро стало сейчас.

Григорий Гилевич: Не секрет, что сегодня КВН-овское движение - солидное, умело организованное бизнес-предприятие, и даже очевидно прибыльное, раз им занимается такое количество серьезных молодых людей. Это влияет на юмор КВН, как вы считаете?

Сергей Ершов: Я думаю, что никак не влияет на юмор. Зал ведь не обманешь. Говорит это богатый человек или бедный – юмор, он и в Африке юмор.

Григорий Гилевич: В Африке все-таки, как я понимаю, немножко другой юмор.

Сергей Ершов: Наверное. В Америке еще более "другой"... Поэтому зал не обманешь. Залу без разницы.

Григорий Гилевич: Вы хотите сказать, что за эти годы, - а этим жанром вы занимаетесь, насколько я понимаю, уже лет 10, - юмор не изменился?

Сергей Ершов: Юмор изменился, наверное...

Григорий Гилевич: Острее он не стал, как вы сказали.

Сергей Ершов: Я же объяснил, что темы сейчас другие, их не нужно так остро, как раньше, подавать. Сейчас всё само собой "вскрывается", все всё знают, совершенно другая ситуация в стране. Сейчас надо над другим шутить.

Григорий Гилевич: А над чем?

Сергей Ершов: Над тем, что смешно.

Григорий Гилевич: Я не могу об этом спрашивать, потому что не видел выступления вашей команды. Хорошо, тогда с другой стороны - как изменилась за эти 10 лет ваша аудитория?

Сергей Ершов: Трудно сказать. Мне кажется, аудитория сейчас молодеет. Очень много народу стало играть, а это все молодые люди. Сейчас все больше в зале сидят именно те, кто играют в КВН. Их процентное содержание в зале увеличивается, потому что сейчас и школьные лиги есть, и заводские лиги есть у нас в городе. В тюрьмах даже сейчас играют.

Григорий Гилевич: Можно себе представить, что это за юмор.

Сергей Ершов: Поэтому, мне кажется, аудитория молодеет и больше разбирается в КВН. Сейчас уже народ не проведешь на мякине, им подавай новые ходы, новый юмор.

Григорий Гилевич: Недавно услышал высказывание, что снова наступают времена Жванецкого. Как вы думаете, для КВН сегодня не наступают какие-то новые времена? Или он уже просто безвозвратно укрепился в жанре шоу бизнеса.

Сергей Ершов: Времена Жванецкого - это что? Умный юмор, или что?

Григорий Гилевич: Я не знаю, как вы понимаете.

Сергей Ершов: Жванецкий для меня очень умный человек со специфическим юмором, над которым нужно думать.

Григорий Гилевич: Это очень острый юмор, и очень сатиричный, я бы сказал.

Сергей Ершов: Да. КВН сам себя редактирует как бы. Допустим, когда избыток команд так называемых "драйвовых", по типу Владивостока, такие молодые команды...

Григорий Гилевич: Боевых можно сказать?

Сергей Ершов: Да, боевых. Когда их становится переизбыток, появляются сами собой другие команды, например, Пермь, Пятигорск, и баланс сам собой восстанавливается. О кризисе жанра в КВН не придется, наверное, говорить еще очень долго.

Григорий Гилевич: Но для КВН времена все-таки меняются, или пока вы этого не почувствовали?

Сергей Ершов: Конечно, времена каждый раз меняются. От сезона к сезону что-то происходит. Сезон то в сторону "драйвовых" команд. Этот сезон был в сторону так называемых, сейчас модное словечко в КВН, -"тупняка" - это Пятигорск, Пермь, еще команда Сочи сейчас туда начинает загибать.

Григорий Гилевич: Последний вопрос: понятия "КВН" и "цензура" совместимы?

Сергей Ершов: Они идут бок о бок много лет.

Григорий Гилевич: Даже сегодня?

Сергей Ершов: Конечно.

Григорий Гилевич: Цензура существует?

Сергей Ершов: Да, цензура существует, но уже не такая, как раньше, и обусловлена она другими причинами: раньше цензура была из-за того, что что-то было слишком остро политически, а сейчас - просто смешно, или не смешно.

XS
SM
MD
LG