Андрей Плахов, Венеция: В воскресенье вечером завершился Венецианский кинофестиваль. Золотой Лев достался фильму британского кинорежиссера Питера Маллана "Сестры Магдалины". Второй по значению приз - Гран-При жюри - получил фильм Александра Кончаловского "Дом дураков". Серебряный лев присужден короткометражке Ирины Евсеевой "Клоун".
О том, что Золотой Лев достанется "Сестрам Магдалины", можно было догадаться хотя бы потому, что ни один другой конкурсный фильм не сумел перебить самый высокий рейтинг картины Питера Маллана. Публика на просмотрах аплодировала и кричала от восторга, критики хвалили картину, а реакционные политики ругали и возмущались - что еще нужно для победы?.. Картина рассказывает об ирландских девушках, которых в течение многих лет подвергали чудовищным издевательствам и эксплуатации в монастыре. Режиссер утверждает, что это не атака на католицизм в чистом виде, скорее - на власть и теократию, которые вчера воплощали, в частности, Ирландия - последний монастырь Сестер Магдалены был закрыт только в 1996-м году, а сегодня - Талибан.
Картина Маллана действительно сильная, эмоциональная, хотя и несколько лобовая. Более изысканные "Оазис" Ли Чанг Донга или "Далеко от рая" Тодда Хейнса получили призы рангом пониже, хотя и более чем заслуженные. Кореец Ли Чанг Донг - спецприз за режиссуру, а актриса Мун Су Ри, игравшая парализованную, бессловесную героиню - приз Марчелло Мастрояни - для самого обещающего молодого актерского дарования. Супермодная в Голливуде Джулиана Мур, для которой Хейнс специально написал роль "идеальной американки", названа лучшей актрисой фестиваля.
В решениях жюри неожиданностей было две. Первая, не самая радостная для поклонников фильма "Куклы" Такеши Китано - эту блистательную, но формальную работу жюри столь же блистательно проигнорировало. Вторая неожиданность оказалась приятной для тех, кто с самого начала оценил фильм Андрея Кончаловского "Дом дураков". Он резко поляризовал фестивальное общественное мнение, что сделало затруднительными всякие прогнозы. Кончаловский уже выехал из Венеции и был возвращен обратно для получения Гран-При. Здесь он произнес со сцены прочувствованную речь. Впервые он получал приз на этом фестивале 40 лет назад. Свой новый фильм он назвал искренней попыткой разобраться в человеке в эпоху масс-медиа и политкорректности. На этом фоне Серебряный лев короткометражки Ирины Евсеевой "Клоун" можно расценивать как еще один подарок русским от фестиваля, столь же заслуженный и более предсказуемый. Анимационная фантазия с участием Славы Полунина выгодно подчеркнула уникальность режиссерской манеры Евсеевой и ее незаурядное мастерство. Удачно прошли, вызвав много хороших отзывов, и другие российские картины - "Небо, самолет, девушка" Веры Сторожевой и "Змей" Алексея Мурадова. Но главная удача состоит в том, что с приходом нового руководства в Венеции произошел перелом в отношении российского кино в целом. Были приложены все усилия к тому, чтобы Россию представлял целый массив фильмов, включая ретроспективные. Теперь можно утверждать, что эти не усилия не были ни натужными, ни бесплодными.
О том, что Золотой Лев достанется "Сестрам Магдалины", можно было догадаться хотя бы потому, что ни один другой конкурсный фильм не сумел перебить самый высокий рейтинг картины Питера Маллана. Публика на просмотрах аплодировала и кричала от восторга, критики хвалили картину, а реакционные политики ругали и возмущались - что еще нужно для победы?.. Картина рассказывает об ирландских девушках, которых в течение многих лет подвергали чудовищным издевательствам и эксплуатации в монастыре. Режиссер утверждает, что это не атака на католицизм в чистом виде, скорее - на власть и теократию, которые вчера воплощали, в частности, Ирландия - последний монастырь Сестер Магдалены был закрыт только в 1996-м году, а сегодня - Талибан.
Картина Маллана действительно сильная, эмоциональная, хотя и несколько лобовая. Более изысканные "Оазис" Ли Чанг Донга или "Далеко от рая" Тодда Хейнса получили призы рангом пониже, хотя и более чем заслуженные. Кореец Ли Чанг Донг - спецприз за режиссуру, а актриса Мун Су Ри, игравшая парализованную, бессловесную героиню - приз Марчелло Мастрояни - для самого обещающего молодого актерского дарования. Супермодная в Голливуде Джулиана Мур, для которой Хейнс специально написал роль "идеальной американки", названа лучшей актрисой фестиваля.
В решениях жюри неожиданностей было две. Первая, не самая радостная для поклонников фильма "Куклы" Такеши Китано - эту блистательную, но формальную работу жюри столь же блистательно проигнорировало. Вторая неожиданность оказалась приятной для тех, кто с самого начала оценил фильм Андрея Кончаловского "Дом дураков". Он резко поляризовал фестивальное общественное мнение, что сделало затруднительными всякие прогнозы. Кончаловский уже выехал из Венеции и был возвращен обратно для получения Гран-При. Здесь он произнес со сцены прочувствованную речь. Впервые он получал приз на этом фестивале 40 лет назад. Свой новый фильм он назвал искренней попыткой разобраться в человеке в эпоху масс-медиа и политкорректности. На этом фоне Серебряный лев короткометражки Ирины Евсеевой "Клоун" можно расценивать как еще один подарок русским от фестиваля, столь же заслуженный и более предсказуемый. Анимационная фантазия с участием Славы Полунина выгодно подчеркнула уникальность режиссерской манеры Евсеевой и ее незаурядное мастерство. Удачно прошли, вызвав много хороших отзывов, и другие российские картины - "Небо, самолет, девушка" Веры Сторожевой и "Змей" Алексея Мурадова. Но главная удача состоит в том, что с приходом нового руководства в Венеции произошел перелом в отношении российского кино в целом. Были приложены все усилия к тому, чтобы Россию представлял целый массив фильмов, включая ретроспективные. Теперь можно утверждать, что эти не усилия не были ни натужными, ни бесплодными.