Андрей Трухан: Скончался всемирно известный фоторепортер Анри Картье Брессон. Вместе с Жаком Анри Лартигом и Робером Дуано его считают ведущим фотохудожников Франции. Из Парижа корреспондент РС Дмитрий Савицкий.
Дмитрий Савицкий: Он родился в 1908 году в Шантелу, недалеко от Парижа, в состоятельной семье, и в молодые годы учился живописи у Андре Лота. В 22 года, по совету Поля Морана, он отправился в Патагонию, но путешествие его закончилось на берегу Слоновой Кости. Его называли аристократом-бродягой, и его независимость и от мнений и от влияний была легендарной. Единственное влияние, которое все же стоит отметить, на Анри Картье Брессона оказал родоначальник сюрреализма Анри Бретон со своей теорией случайного, бунта и интуиции. Анри Картье-Брессон, подписывавшийся лишь инициалами АКБ, часто говорил, что его "лейка", как магнит, сама притягивает образы. Именно в репортажной съемке в 30-х годах прошлого века он и выработал собственный стиль: охоту за мгновенным, отлавливание мгновения. Он использовал фотоаппарат, как блокнот для записей, утверждая, что чувство композиции, раскадровки, пришло к нему уже на третий день после того, как он взял "лейку" в руки. Изначально его стиль был независимым, нейтральным с особой скупой выразительностью. Ему было свойственно острое чувство перспективы и четкой организации объектов в кадре. "Чувство гармонии в фотографии,- говорил он в 1977 году,- зависит от соотношения форм и ценностей". В 32 году его работы уже были выставлены в нью-йоркской галерее Джулиана-Леви. Там же в Нью-Йорке под руководством Поля Стрэнда он учится искусству киномонтажа. В 1937 году он женится на танцовщице с Явы Ратне Мохини и становится ассистентом кинорежиссера Жана Ренуара, с которым снимает три фильма.
Творчество Анри Картье Брессона делится на довоенный и послевоенный период. Первый связан с интуитивным подходом к фотографии, и большую часть архива фотограф уничтожил. Он считал себя свидетелем эпохи и появлялся с "лейкой" или кинокамерой на всех широтах, он был одним из первых западных фотографов снимавших в Пекине, в Гаване и в Москве.
Он оставил нам блестяще выполненные портреты Джакометти под дождем, Фолкнера в профиль, Колет с подругой, Матисса с голубем в руке, Стейнберга с котом. Он создал, ставшее гигантским, фотоагентство "Магнум", но в 1973 году оставил "лейку" и перешел на карандаш, вернулся к живописи и графике.
Дмитрий Савицкий: Он родился в 1908 году в Шантелу, недалеко от Парижа, в состоятельной семье, и в молодые годы учился живописи у Андре Лота. В 22 года, по совету Поля Морана, он отправился в Патагонию, но путешествие его закончилось на берегу Слоновой Кости. Его называли аристократом-бродягой, и его независимость и от мнений и от влияний была легендарной. Единственное влияние, которое все же стоит отметить, на Анри Картье Брессона оказал родоначальник сюрреализма Анри Бретон со своей теорией случайного, бунта и интуиции. Анри Картье-Брессон, подписывавшийся лишь инициалами АКБ, часто говорил, что его "лейка", как магнит, сама притягивает образы. Именно в репортажной съемке в 30-х годах прошлого века он и выработал собственный стиль: охоту за мгновенным, отлавливание мгновения. Он использовал фотоаппарат, как блокнот для записей, утверждая, что чувство композиции, раскадровки, пришло к нему уже на третий день после того, как он взял "лейку" в руки. Изначально его стиль был независимым, нейтральным с особой скупой выразительностью. Ему было свойственно острое чувство перспективы и четкой организации объектов в кадре. "Чувство гармонии в фотографии,- говорил он в 1977 году,- зависит от соотношения форм и ценностей". В 32 году его работы уже были выставлены в нью-йоркской галерее Джулиана-Леви. Там же в Нью-Йорке под руководством Поля Стрэнда он учится искусству киномонтажа. В 1937 году он женится на танцовщице с Явы Ратне Мохини и становится ассистентом кинорежиссера Жана Ренуара, с которым снимает три фильма.
Творчество Анри Картье Брессона делится на довоенный и послевоенный период. Первый связан с интуитивным подходом к фотографии, и большую часть архива фотограф уничтожил. Он считал себя свидетелем эпохи и появлялся с "лейкой" или кинокамерой на всех широтах, он был одним из первых западных фотографов снимавших в Пекине, в Гаване и в Москве.
Он оставил нам блестяще выполненные портреты Джакометти под дождем, Фолкнера в профиль, Колет с подругой, Матисса с голубем в руке, Стейнберга с котом. Он создал, ставшее гигантским, фотоагентство "Магнум", но в 1973 году оставил "лейку" и перешел на карандаш, вернулся к живописи и графике.