Программу ведет Кирилл Кобрин. В программе принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.
Кирилл Кобрин: Завтра в Москве открывается 7-ой Международный фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж". В этом году он приурочен к 100-летию великого пианиста, аранжировщика и руководителя биг-бэнда Каунта Бейси. На этот раз в фестивале примут участие выдающийся американский трубач Эдди Хендерсон, молодая звезда израильского джаза гитарист Иотам Зильберштейн и вокалист Деннис Роуланд.
Марина Тимашева: Семь лет назад джазовый фестиваль первым вернул московскому саду Эрмитаж его былую славу. С тех пор кого тут только не было: и Слава Полунин с карнавалами и клоунами, и фестиваль вина, и пиротехнические шоу, но визитной праздничной карточкой Эрмитажа остается джаз под открытым небом.
О программе я разговариваю с руководителем Московской джазовой ассоциации, одним из организаторов фестиваля Владимиром Каушанским. Мы сидим в джазовом ресторане "Ле Клуб" - уютном заведении, поужинать в котором (не считая алкоголя) стоит примерно 60 долларов на человека. Раньше говорили, что джаз - "музыка толстых", но все зависит от места. Например, билет на один день фестиваля стоит 350 рублей.
Володя, значит, фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" в этом году, как я понимаю, посвящен Каунту Бейси. Об этом поговорим чуть-чуть.
Владимир Каушанский: Поговорим. Ну, во-первых, мы проводим этот фестиваль, празднуя 100-летие Каунта Бейси со всем прогрессивным джазовым человечеством. Я знаю, что во многих уголках и Соединенных Штатов, и Европы такие фестивали проходят как дань памяти. В джазе всегда было полно всевозможных "королей", иногда эти титулы присваивала публика, иногда они сами себя назначали. Ну, скажем, "граф 1" - это Уильям Бейси Каунт, фигура совершенно удивительная! Может быть, Бейси остался одним из лидеров блистательного оркестра, ведь его оркестр восходил в середине 30-х годов как танцевальный.
Америку во время "великой депрессии" спасли не только экономические всевозможные "примочки", организованные правительством, большим бизнесом и так далее, но Америку спас и свинг. Америка находила отдохновение душе: она танцевала, она принимала моду, она одевалась так, как любимые джазовые музыканты. В этом отношении Бейси - фигура удивительная. Он строил это здание свинга, он пришпорил блюз и показал его совершенно новые возможности. Он создавал звучание оркестра, которое с тех пор стало эталонным для больших свингующих оркестров. Я думаю, что совершенно прав легендарный Уиллис Каневер, радиокомментатор, историк, знаток и ведущий фестивалей джазовых, который обозначил формулу Бейси так: "Если сердце джаза - это Луи Армстронг, его душа - это Дюк Эллингтон, то ноги, на которых стоит джаз - это Каунт Бейси". И вот эти блистательные свинговые "ноги" пройдут по душам и сердцам всех, кто соберется в саду Эрмитаж.
Марина Тимашева: Это значит, что вы выбирали музыкантов, которые в чем-то совпадают с Каунтом Бейси, которые играют свинг?
Владимир Каушанский: Мы не ограничивали музыкантов в стилистике исполнительской, ни в коем случае. Достаточно, что три биг-бэнда будут играть музыку Каунта Бейси. В первый день - оркестр Олега Лундстрема с главным дирижером Георгием Гараняном; во второй день выступит замечательный детский биг-бэнд из Ростова (а дети свингуют совершенно славно). И завершит фестивальную программу «Эстониан дрим-бэнд» из Таллинна с вокалистом, который семь лет пел с оркестром Каунта Бейси. Он пришел в этот состав в 1977 году и до самой смерти Каунта Бейси в 1984 году работал с ним, объехал весь мир, и зовут его Деннис Роуланд (замечательный, около двух метров роста, темнокожий вокалист, блистательный исполнитель блюза, отлично свингующий певец). А остальные будут играть свою музыку, тут полная свобода самовыражения. Но все это будет объединено именем Каунта Бэйси.
Марина Тимашева: Володя, для человека, который слышит эту музыку, видит все эти фестивали, вот для вас лично что на этом фестивале такого, на что бы вы приехали из другого города, даже не имея никакого отношения к этому фестивалю?
Владимир Каушанский: Тут я деликатно должен сказать, что ведь можно приехать в Москву на этот фестиваль, чтобы послушать нашу молодежь джазовую. А где, собственно, еще есть возможность послушать молодых исполнителей? И каких! Вот, допустим, выступит Аня Королева, саксофонистка, композитор, молодая девчонка, фанатично влюбленная в джаз, - и вот это юное дарование в сентябре поедет в Штаты на стажировку, и не куда-нибудь, а в колледж Дейва Брубека. Приедет молодой исполнитель (ему в этом году 25 лет исполняется) из Израиля гитарист Иотам Зильберштейн. Из наших звезд прежних лет выступит гитарист Николай Громин, который проживает ныне в Дании, вместе с Николаем Кузнецовым. Герман Лукьянов порадует новым проектом своего ансамбля "Каданс" - "Миллениум". Очень трепетно отнеслись все к подготовке фестивальных программ.
Но будут звезды, конечно, и первой величины, первый эшелон. Допустим, первый эшелон российского джаза - это оркестр Олега Лундстрема с Георгием Гараняном. Из зарубежных исполнителей - безусловно, блистательный трубач Эдди Хендерсон из США, в свое время он работал с Херби Хэнкоком, и формировался под воздействием Майлса Дэвиса (кстати, практикующий психотерапевт, что тоже интересно, - джаз объединяет людей разных профессий). Ну, конечно же, Деннис Роуланд, вокалист. Очень интересная деталь: он выступил с оркестром "Линкольн-центра", который возглавляет трубач Уинтон Марсалис, в программе, посвященной Каунту Бейси. В первом отделении он играл роль певца 30-х годов Джимми Рашинга, а во втором отделении - более позднего певца Джо Уильямса. Это то, что обязательно надо посмотреть.
Ну, и конечно, наши уважаемые дамы из цикла "В джазе только девушки" - это квартет "Four Roses" ("Четыре розы") из Швейцарии и "Пиано-бас-ударные", классическое такое джазовое трио женское. Такой регион, как Аргентина и Испания, будет представлен замечательной певицей аргентинской Алехандрой Мартин. И в этот состав войдет специальный гость, уже хорошо известный москвичам, трубач Густаво Бергалли, Москва его видела в саду Эрмитаж в программе "Танго в джазе". То есть на все вкусы, довольно разнообразная и интересная программа.
Марина Тимашева: Замечательна не только музыка, которая звучит в саду Эрмитаж, но и атмосфера самого большого в России летнего джазового фестиваля.
Владимир Каушанский: Я бы сказал, это вселенский джазовый собор, который пребывает в приподнятом настроении, который свингует ногами и руками. В глазах публики - любовь. Это праздник радости, праздник счастья, это карнавал. Это будет праздник всеобщего братания и любви.
Кирилл Кобрин: Завтра в Москве открывается 7-ой Международный фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж". В этом году он приурочен к 100-летию великого пианиста, аранжировщика и руководителя биг-бэнда Каунта Бейси. На этот раз в фестивале примут участие выдающийся американский трубач Эдди Хендерсон, молодая звезда израильского джаза гитарист Иотам Зильберштейн и вокалист Деннис Роуланд.
Марина Тимашева: Семь лет назад джазовый фестиваль первым вернул московскому саду Эрмитаж его былую славу. С тех пор кого тут только не было: и Слава Полунин с карнавалами и клоунами, и фестиваль вина, и пиротехнические шоу, но визитной праздничной карточкой Эрмитажа остается джаз под открытым небом.
О программе я разговариваю с руководителем Московской джазовой ассоциации, одним из организаторов фестиваля Владимиром Каушанским. Мы сидим в джазовом ресторане "Ле Клуб" - уютном заведении, поужинать в котором (не считая алкоголя) стоит примерно 60 долларов на человека. Раньше говорили, что джаз - "музыка толстых", но все зависит от места. Например, билет на один день фестиваля стоит 350 рублей.
Володя, значит, фестиваль "Джаз в саду Эрмитаж" в этом году, как я понимаю, посвящен Каунту Бейси. Об этом поговорим чуть-чуть.
Владимир Каушанский: Поговорим. Ну, во-первых, мы проводим этот фестиваль, празднуя 100-летие Каунта Бейси со всем прогрессивным джазовым человечеством. Я знаю, что во многих уголках и Соединенных Штатов, и Европы такие фестивали проходят как дань памяти. В джазе всегда было полно всевозможных "королей", иногда эти титулы присваивала публика, иногда они сами себя назначали. Ну, скажем, "граф 1" - это Уильям Бейси Каунт, фигура совершенно удивительная! Может быть, Бейси остался одним из лидеров блистательного оркестра, ведь его оркестр восходил в середине 30-х годов как танцевальный.
Америку во время "великой депрессии" спасли не только экономические всевозможные "примочки", организованные правительством, большим бизнесом и так далее, но Америку спас и свинг. Америка находила отдохновение душе: она танцевала, она принимала моду, она одевалась так, как любимые джазовые музыканты. В этом отношении Бейси - фигура удивительная. Он строил это здание свинга, он пришпорил блюз и показал его совершенно новые возможности. Он создавал звучание оркестра, которое с тех пор стало эталонным для больших свингующих оркестров. Я думаю, что совершенно прав легендарный Уиллис Каневер, радиокомментатор, историк, знаток и ведущий фестивалей джазовых, который обозначил формулу Бейси так: "Если сердце джаза - это Луи Армстронг, его душа - это Дюк Эллингтон, то ноги, на которых стоит джаз - это Каунт Бейси". И вот эти блистательные свинговые "ноги" пройдут по душам и сердцам всех, кто соберется в саду Эрмитаж.
Марина Тимашева: Это значит, что вы выбирали музыкантов, которые в чем-то совпадают с Каунтом Бейси, которые играют свинг?
Владимир Каушанский: Мы не ограничивали музыкантов в стилистике исполнительской, ни в коем случае. Достаточно, что три биг-бэнда будут играть музыку Каунта Бейси. В первый день - оркестр Олега Лундстрема с главным дирижером Георгием Гараняном; во второй день выступит замечательный детский биг-бэнд из Ростова (а дети свингуют совершенно славно). И завершит фестивальную программу «Эстониан дрим-бэнд» из Таллинна с вокалистом, который семь лет пел с оркестром Каунта Бейси. Он пришел в этот состав в 1977 году и до самой смерти Каунта Бейси в 1984 году работал с ним, объехал весь мир, и зовут его Деннис Роуланд (замечательный, около двух метров роста, темнокожий вокалист, блистательный исполнитель блюза, отлично свингующий певец). А остальные будут играть свою музыку, тут полная свобода самовыражения. Но все это будет объединено именем Каунта Бэйси.
Марина Тимашева: Володя, для человека, который слышит эту музыку, видит все эти фестивали, вот для вас лично что на этом фестивале такого, на что бы вы приехали из другого города, даже не имея никакого отношения к этому фестивалю?
Владимир Каушанский: Тут я деликатно должен сказать, что ведь можно приехать в Москву на этот фестиваль, чтобы послушать нашу молодежь джазовую. А где, собственно, еще есть возможность послушать молодых исполнителей? И каких! Вот, допустим, выступит Аня Королева, саксофонистка, композитор, молодая девчонка, фанатично влюбленная в джаз, - и вот это юное дарование в сентябре поедет в Штаты на стажировку, и не куда-нибудь, а в колледж Дейва Брубека. Приедет молодой исполнитель (ему в этом году 25 лет исполняется) из Израиля гитарист Иотам Зильберштейн. Из наших звезд прежних лет выступит гитарист Николай Громин, который проживает ныне в Дании, вместе с Николаем Кузнецовым. Герман Лукьянов порадует новым проектом своего ансамбля "Каданс" - "Миллениум". Очень трепетно отнеслись все к подготовке фестивальных программ.
Но будут звезды, конечно, и первой величины, первый эшелон. Допустим, первый эшелон российского джаза - это оркестр Олега Лундстрема с Георгием Гараняном. Из зарубежных исполнителей - безусловно, блистательный трубач Эдди Хендерсон из США, в свое время он работал с Херби Хэнкоком, и формировался под воздействием Майлса Дэвиса (кстати, практикующий психотерапевт, что тоже интересно, - джаз объединяет людей разных профессий). Ну, конечно же, Деннис Роуланд, вокалист. Очень интересная деталь: он выступил с оркестром "Линкольн-центра", который возглавляет трубач Уинтон Марсалис, в программе, посвященной Каунту Бейси. В первом отделении он играл роль певца 30-х годов Джимми Рашинга, а во втором отделении - более позднего певца Джо Уильямса. Это то, что обязательно надо посмотреть.
Ну, и конечно, наши уважаемые дамы из цикла "В джазе только девушки" - это квартет "Four Roses" ("Четыре розы") из Швейцарии и "Пиано-бас-ударные", классическое такое джазовое трио женское. Такой регион, как Аргентина и Испания, будет представлен замечательной певицей аргентинской Алехандрой Мартин. И в этот состав войдет специальный гость, уже хорошо известный москвичам, трубач Густаво Бергалли, Москва его видела в саду Эрмитаж в программе "Танго в джазе". То есть на все вкусы, довольно разнообразная и интересная программа.
Марина Тимашева: Замечательна не только музыка, которая звучит в саду Эрмитаж, но и атмосфера самого большого в России летнего джазового фестиваля.
Владимир Каушанский: Я бы сказал, это вселенский джазовый собор, который пребывает в приподнятом настроении, который свингует ногами и руками. В глазах публики - любовь. Это праздник радости, праздник счастья, это карнавал. Это будет праздник всеобщего братания и любви.