Ссылки для упрощенного доступа

Завод превращается в музей


Программу ведет Петр Вайль. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Светлана Толмачева.

Петр Вайль: В Свердловской области завершился международный конгресс по сохранению индустриального наследия. Участники конгресса посетили уникальный завод-музей в Нижнем Тагиле и уральскую падающую башню в Невьянске.

Светлана Толмачева: Международный комитет по сохранению индустриального наследия работает более 30 лет. Он объединяет более 70-ти ассоциаций, университетов и научно-технических музеев европейских государств, США, Канады и Японии. По словам ректора уральской архитектурно-художественной академии Александра Старикова. Задача комитета – найти новое применение старым фабрикам и заводам.

Александр Стариков: Сейчас в развитых индустриальных странах идет процесс перехода в постиндустриальную. Огромное количество промышленных предприятий, фабрик останавливают свое производство, и встает вопрос, как использовать, как сохранить это наследие.

Светлана Толмачева: Раз в три года проводятся выездные конгрессы. Предыдущий проходил в Великобритании, нынешний - в городах Свердловской области. Такой выбор сделан неслучайно – в Нижнем Тагиле создан первый в России завод-музей. Он был открыт пять лет назад на базе остановленных цехов металлургического предприятия. О нижнетагильском заводе-музее рассказывает его директор Маргарита Кузовкова.

Маргарита Кузовкова: Этот завод, начиная с 1720-го года, находился в металлургическом цикле, проработал до 1987-го года, и уже 1987-м году становится музеем. Полный металлургический цикл – домен, мартен, прокатка, энергокомплекс. У нас сохраняется действующее производство. У нас есть кузница, там паровые молота работают, печи нагревательные. То есть это все горит, крутится, молотит все. У нас котельная работает 1913-го года, вся полностью привезена из Лондона. То есть завод у нас организм будь здоров какой.

Светлана Толмачева: завод музей располагается в центральной части Нижнего Тагила, его площадь 27 гектаров. На содержание музея в этом году потрачено около шести миллионов рублей, большая часть суммы – это благотворительные перечисления нижнетагильского металлургического комбината. На конгрессе было принято решение направить письмо в Государственную Думу с просьбой предоставить льготы тем предприятиям, которые заботятся о сохранении российского индустриального наследия. Что касается самого завода-музея, один из его цехов скоро станет концертной площадкой, что обеспечит еще один источник дохода. В уральской архитектурно-художественной академии уже разработан проект. Рассказывает ректор Академии Александр Стариков.

Александр Стариков: В Тагиле мы когда были в мартеновском цехе бывшего завода-музея, мы устраивали презентацию проекта по приспособлению этого мартеновского цеха под выставочный центр и там будут проводится выставки, может быть даже дискотеки молодежные, где в интерьере сохраняются старые мартеновские печи, очень красиво вписаны в интерьер.

Светлана Толмачева: В большинстве стран, где развиваются программы по сохранению индустриального наследия, историческим зданиям продлевают жизнь именно таким способом – промышленные постройки приспосабливают под супермаркеты, выставочные и развлекательные центры. В России такая практика большая редкость, гораздо чаще индустриальные памятники находятся на территориях действующих предприятий, куда без пропуска не попасть. Так, например, наклонная башня на территории располагается за забором механического завода. Пройти туда можно только вместе с экскурсоводом. Однако, как утверждаются сотрудники невьянского музея, если бы не охрана режимного предприятия, вряд ли бы постройка начала 18-го века пережила век 20-й. При высоте в 57 метров башня уклоняется почти на два метра. Как ее строили – для ученых остается загадкой, документы не сохранились. По словам сотрудника невьянского музея Валентины Мешковой, строители применяли уникальные для своего времени технологии.

Валентина Мешкова: На невьянской башне в ее шатре и на крыше крыльца впервые в мире была применена металлическая стропильная конструкция. Кроме того, впервые опять-таки в мире применен принцип железобетона, в тело чугунной балки втоплен железный стержень, еще не сам железобетон, а идея железобетона.

Светлана Толмачева: Участников конгресса поразили часы на невьянской башне.

Валентина Мешкова: Не так давно заново был отреставрирован музыкальный часовой механизм, также 18-го столетия. Он был изготовлен примерно в 1730-м году в Англии. До сих пор эти часы на невьянской башне работают, и каждые 15 минут английские колокола отбивают время, а каждые три часа колокола исполняют мелодию. На музыкальном барабане английских курантов закодировано 30 мелодий начал 18-го столетия.

Светлана Толмачева: Итогом международного конгресса стало обращение его участников к правительству Свердловской области с просьбой позаботиться об индустриальном наследии Урала. Это не только нижнетагильский завод-музей и невьянская наклонная башня, но и тот же Уралмашзавод, многие здания которого построенные в 30-е годы, являются сегодня памятниками конструктивизма.

XS
SM
MD
LG