Петр Вайль, Прага: В штате Коннектикут в возрасте 96 лет скончалась выдающаяся американская актриса, обладательница четырех премий "Оскара" Кэтрин Хепберн.
Мало сказать, что Кэтрин Хепберн - одна из самых знаменитых актрис мира. Она - из самых-самых, что подтверждает арифметика ее славы. Двенадцать оскаровских номинаций - это достижение только в нынешнем году превзошла Меррил Стрип. Четыре Оскара - абсолютный актерский рекорд. Что впечатляет еще больше: между первой и последней ее премиями - 48 лет, почти полвека.
Вся долгая киножизнь Кэтрин Хепберн прошла в борьбе за самоутверждение, даже тогда, когда в этом и не было особой надобности. Она, в отличие от своей однофамилицы Одри, от Мерилин Монро, от Вивьен Ли и других современниц, никогда не была ничьей любимицей, в том числе и зрительской. Ею допустимо было восхищаться - снизу вверх. Главной ее ролью можно считать королеву Алиенору Аквитанскую в фильме "Лев зимой", принесшую ей третьего "Оскара". Хепберн тогда было уже 60, и королевская осанка далась ей совершенно естественно. Все свои актерские годы она самоутверждалась вне зависимости от Голливуда, став на этом пути голливудской суперзвездой и голливудской рекордсменкой. С самой молодости она приняла этот безупречно выигрышный в Америке стиль - устанавливать свои правила игры. Будто о ней пропел свой манифест Синатра: "I did it my way" – "Я поступил по-своему".
Юной театральной актрисой Хепберн получила приглашение сняться в кино и сразу потребовала неслыханную ставку в полторы тысячи долларов в неделю: это в 1932-м-то году. Потребовала - получила. А на следующий же после дебюта год ей присудили первого "Оскара". С этих высот Хепберн могла настаивать на своем с большими основаниями. Она не считалась с принятыми обычаями. У нее был один, но долгий, на четверть века, роман - со Спенсером Трейси. Они стали одной из лучших пар в истории кино - в девяти картинах, в том числе оскароносном фильме "Угадай, кто придет к обеду?". Они были любящей парой столько лет - что в мире кино необычно, но необычно и то, что они так и не поженились. Хепберн всегда - в пику Голливуду и Калифорнии - подчеркивала свое происхождение из Новой Англии, не одевалась по моде, редко давала интервью и автографы, не посещала киношных сборищ. И чем дальше, тем больше утверждалась в образе американской героини, служащей образцом поклонения и подражания. Декларативно отвергая расхожие американские стереотипы, она целиком вписывалась в главный американский стереотип - независимой личности, берущей игру на себя.
Став такой уже в начале 30-х, Кэтрин Хепберн пронесла этот образ через десятилетия. Оттого она, своенравная и непохожая, дает ощущение стабильности и постоянства. "В каких рождались, в тех и умирали гнездах", – написал Бродский о неких давних временах, о каком-то золотом веке. Прожившая разнообразную, яркую, огромную - вековой длины - жизнь, Кетрин Хепберн скончалась в Олд Сейбруке, штат Коннектикут, в том самом доме, в котором родилась 96 лет назад.
Мало сказать, что Кэтрин Хепберн - одна из самых знаменитых актрис мира. Она - из самых-самых, что подтверждает арифметика ее славы. Двенадцать оскаровских номинаций - это достижение только в нынешнем году превзошла Меррил Стрип. Четыре Оскара - абсолютный актерский рекорд. Что впечатляет еще больше: между первой и последней ее премиями - 48 лет, почти полвека.
Вся долгая киножизнь Кэтрин Хепберн прошла в борьбе за самоутверждение, даже тогда, когда в этом и не было особой надобности. Она, в отличие от своей однофамилицы Одри, от Мерилин Монро, от Вивьен Ли и других современниц, никогда не была ничьей любимицей, в том числе и зрительской. Ею допустимо было восхищаться - снизу вверх. Главной ее ролью можно считать королеву Алиенору Аквитанскую в фильме "Лев зимой", принесшую ей третьего "Оскара". Хепберн тогда было уже 60, и королевская осанка далась ей совершенно естественно. Все свои актерские годы она самоутверждалась вне зависимости от Голливуда, став на этом пути голливудской суперзвездой и голливудской рекордсменкой. С самой молодости она приняла этот безупречно выигрышный в Америке стиль - устанавливать свои правила игры. Будто о ней пропел свой манифест Синатра: "I did it my way" – "Я поступил по-своему".
Юной театральной актрисой Хепберн получила приглашение сняться в кино и сразу потребовала неслыханную ставку в полторы тысячи долларов в неделю: это в 1932-м-то году. Потребовала - получила. А на следующий же после дебюта год ей присудили первого "Оскара". С этих высот Хепберн могла настаивать на своем с большими основаниями. Она не считалась с принятыми обычаями. У нее был один, но долгий, на четверть века, роман - со Спенсером Трейси. Они стали одной из лучших пар в истории кино - в девяти картинах, в том числе оскароносном фильме "Угадай, кто придет к обеду?". Они были любящей парой столько лет - что в мире кино необычно, но необычно и то, что они так и не поженились. Хепберн всегда - в пику Голливуду и Калифорнии - подчеркивала свое происхождение из Новой Англии, не одевалась по моде, редко давала интервью и автографы, не посещала киношных сборищ. И чем дальше, тем больше утверждалась в образе американской героини, служащей образцом поклонения и подражания. Декларативно отвергая расхожие американские стереотипы, она целиком вписывалась в главный американский стереотип - независимой личности, берущей игру на себя.
Став такой уже в начале 30-х, Кэтрин Хепберн пронесла этот образ через десятилетия. Оттого она, своенравная и непохожая, дает ощущение стабильности и постоянства. "В каких рождались, в тех и умирали гнездах", – написал Бродский о неких давних временах, о каком-то золотом веке. Прожившая разнообразную, яркую, огромную - вековой длины - жизнь, Кетрин Хепберн скончалась в Олд Сейбруке, штат Коннектикут, в том самом доме, в котором родилась 96 лет назад.