Программу ведет Кирилл Кобрин. Принимают участие художник Виктор Пивоваров и куратор выставки в Третьяковской галерее Лариса Кашук.
Кирилл Кобрин: В Москве в помещении Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка известного русского художника, живущего в Праге, Виктора Пивоварова. Выставка называется несколько загадочно - "Шаги механика". Она действительно задумана как отражение основных этапов творчества Пивоварова, шагов его живописи и графики. К тому же, "Шаги механика" - название одного из его художественных альбомов.
Творчество Виктора Пивоварова имеет две важнейшие стороны. Он один из самых известных детских иллюстраторов 60-70-х годов. Несколько поколений советских детей читали книжки с рисунками Виктора Пивоварова. Особенно запомнились пивоваровские иллюстрации к сказкам Андерсена, одного из любимых писателей художника. Среди авторов детских книг, которые иллюстрировал Пивоваров, Овсей Дриз, Генрих Сапгир, Людмила Петрушевская. С другой стороны, с рубежа тех же 60- и 70-х Пивоваров становится одним из самых авторитетных московских неофициальных художников. Вместе с Ильей Кабаковым, чья выставка графики только прошла в Третьякове, Пивоваров считается важнейшим представителем так называемой московской концептуальной школы или московского романтического концептуализма.
Виктор Пивоваров с 1982-го года живет в Праге и с тех пор участвует в чешской художественной жизни. В последние несколько месяцев у него прошло здесь две персональные выставки. Но вот "Шаги механика" в Третьяковке - первая такого масштаба выставка художника на родине. Мы побеседовали с Виктором Пивоваровым несколько дней назад, перед его отъездом в Москву.
Виктор, как и у кого возникла идея вашей выставки в Третьякове? Что для вас Третьяковская галерея и, отдельно, выставка в Третьяковской галерее вообще?
Виктор Пивоваров: Надо отдать должное Третьяковской галерее. Мне страшно нравится консерватизм этой институции, она очень внимательно блюдет, чтобы туда все-таки не попали какие-то сомнительные фигуры, и старается не приглашать таких художников. И меня тоже не пригласили, я постучался сам. Меня впустили, чаю, правда, не предложили, раздеться тоже, но разрешили посидеть возле двери. Я благодарен.
Кирилл Кобрин: Известно, что вы любите удивить зрителя. Что вы выставляете в Третьяковке?
Виктор Пивоваров: Я не знаю, удастся ли мне как-нибудь удивить зрителя, но просто мои работы практически не знакомы на родине. Так что я надеюсь, что то, что я покажу, будет уже само по себе неожиданно, поскольку это практически неизвестно. Кроме того, эта выставка имеет некоторую особенность: одна часть ее будет в Третьяковской галерее, она называется "Шаги механика", и в этот же день будет открытие второй выставки, которая состоится в галерее "XL". Это выставка совсем другая, очень небольшая, камерная выставка. Она называется "Темные комнаты или Невинные".
Кирилл Кобрин: Почему "Шаги механика"?
Виктор Пивоваров: Мне не хотелось бы сейчас раскрывать содержание этой выставки. Я думаю, что для внимательного зрителя и читателя будет понятно, почему называется "Шаги механика" и что означают эти слова "Шаги механика". Я могу только сказать о типе этой выставки, сейчас я имею в виду выставку в Третьяковской галерее. Эта выставка текстовая. Это означает не только, что там много текстов, хотя там много картин, которые без всяких текстов, но ее общее построение - она построена по текстовому принципу. Можно выставку сравнить с программной симфонией. Выставка имеет пять частей и две интермедии. Части, как в классической драме, действующие лица, время действия, место действия, затем часть "Эйдесы" и последняя часть, которая называется "Разговор о лимонной корочке". Основной блок этих частей разбит двумя альбомами. Один называется так же, как вся выставка, "Шаги механика" и второй альбом - "Заблудившийся Данте".
Кирилл Кобрин: Продолжим тему текстов. За последние несколько лет вышли две ваши книги. Книги, которые без всякого преувеличения можно назвать прозаическими, хотя там почти нет вымышленных сюжетов. Сейчас выходит еще одна. Нельзя ли сказать, что вы переквалифицировались из одного вида искусства в другой?
Виктор Пивоваров: Нет, нельзя сказать. Я писателем себя не ощущаю, и надеюсь, что мои читатели тоже не думают обо мне, что я писатель. Но так получилось, что вышли две книги в издательстве "Новое литературное обозрение", и к выставке в Третьяковской галерее готовится третья книга, которая называется "О любви слова и изображения". О жанре этой книги мне сказать очень трудно, почему что я совершенно не понимаю, что это за жанр. К счастью, в современной культуре есть такое слово "тексты", под это слово попадет все, что угодно. Вот в этой книге тексты.
Кирилл Кобрин: Таким образом, можно сказать, что вы художник и автор тестов?
Виктор Пивоваров: Да, пожалуй, это так.
Кирилл Кобрин: Виктор, вы известный детский иллюстратор, повлияло ли это на ваше взрослое творчество? Я знаю, вы не любите этот вопрос, но я все-таки его задам.
Виктор Пивоваров: Повлияло, безусловно. Я думаю, что это не совсем правильная постановка вопроса - повлияло. Один и тот же человек делал эти иллюстрации и эти картины, эти альбомы, объекты. Короче, это единое целое. Там трудно сказать "иллюстрация повлияла", просто это выходит из одного места, из одного корня.
Кирилл Кобрин: Вы один из представителей московского концептуализма 70-х годов, советский андерграундный художник. Вы, видя сейчас свои картины в Третьякове, чувствуете ли вы себя триумфатором?
Виктор Пивоваров: В настоящий момент я до сих пор не знаю, состоится ли эта выставка, потому что не знаю, доедут ли картины. Сейчас они где-то находятся в Беловежской пуще, и машина пробирается через эту пущу в 20-градусном морозе. Что довезут в Москву в Третьяковскую галерею, я понятия не имею. Поэтому ни о каком триумфаторстве, конечно, речь не может быть. Я просто трясусь как заячий хвост, и не знаю, чем эта авантюра кончится.
Кирилл Кобрин: Предположим, они все-таки доедут?
Виктор Пивоваров: Тогда просто будет рабочая ситуация, нужно будет делать инсталляцию выставки, развешивать, компоновать - все, на этом кончается весь триумф для художника.
Кирилл Кобрин: А когда она, наконец, откроется?
Виктор Пивоваров: Я уеду в Прагу, вернусь.
Кирилл Кобрин: Несмотря на все транспортные, погодные и таможенные трудности, картины Пивоварова доехали до Москвы, и выставка открылась. Слово куратору выставки Ларисе Кашук, кандидату искусствоведения, заведующей отдела живописи второй половины ХХ века Третьяковской галереи.
Лариса Кашук: Выставка Виктора Пивоварова, открывающаяся в залах Третьяковской галереи, чрезвычайно важное событие для московской художественной среды. Дело в том, что выставки концептуалистов, к сожалению, в Третьяковской галерее до сих пор не проводились. Первыми прецедентами были выставки Булатова и Кабакова, когда нам удалось показать только графическое, и то, фрагментарно-графическое творчество этих художников. Поэтому выставка Пивоварова, который наряду с Кабаковым и Булатовым является одним из провозвестников и одним из активных участников концептуального направления в Москве, эта выставка чрезвычайно важна, потому что она дает нам возможность показать творчество художника весьма полно, начиная с самых ранних его работ, которые он начал делать в начале 70-х годов в Москве, и вплоть до последних работ, которые были сделаны в Праге.
Выставка построена очень интересно, концептуально. Она представляет московскую жизнь 50-70-х годов, со всем ее развитием, начиная даже с юношеских лет его жития в коммунальной квартире, и представляет время действия, место действия, где развивалась московская концептуальная среда. Пивоваров свою жизнь и творчество делит как бы на два периода - московский и пражский. Но в целом, когда смотришь на все творчество Пивоварова, то понимаешь, что, конечно, Пивоваров чрезвычайно тесно связан с Россией, и совершенно определенно с Москвой. Потому что Москва для него означает практически все. Как сам он писал об этом: "Для меня кроме Москвы ничего не существует. Для меня нет понятия Россия, например, реальна только Москва". И вот эта выставка, которая сейчас проводится в залах Третьяковской галереи, она, действительно, чрезвычайно московская. И этой выставкой художник возвращает себя в Москву.
Однако совершенно нельзя забывать о том, что как раз именно в Праге, в достаточном удалении от Москвы, Пивоварову удалось проанализировать, осознать и создать целые блоки, целые циклы, связанные с этой жизнью. Безусловно, пражская почва, она дала для этого богатую пищу, именно для какого-то аналитического подхода и осмысления на расстоянии. Прага, она оказалась для художника чрезвычайно важным местом для очень творческого развития, для очень творческого анализа и осознания всего материала, который был создан ранее, и который в пражский период удалось объединить в определенные большие циклы, как живописные, так и графические, создав определенную концептуальную и очень индивидуальную пивоваровскую модель мира.
Кирилл Кобрин: В Москве в помещении Третьяковской галереи на Крымском валу открылась выставка известного русского художника, живущего в Праге, Виктора Пивоварова. Выставка называется несколько загадочно - "Шаги механика". Она действительно задумана как отражение основных этапов творчества Пивоварова, шагов его живописи и графики. К тому же, "Шаги механика" - название одного из его художественных альбомов.
Творчество Виктора Пивоварова имеет две важнейшие стороны. Он один из самых известных детских иллюстраторов 60-70-х годов. Несколько поколений советских детей читали книжки с рисунками Виктора Пивоварова. Особенно запомнились пивоваровские иллюстрации к сказкам Андерсена, одного из любимых писателей художника. Среди авторов детских книг, которые иллюстрировал Пивоваров, Овсей Дриз, Генрих Сапгир, Людмила Петрушевская. С другой стороны, с рубежа тех же 60- и 70-х Пивоваров становится одним из самых авторитетных московских неофициальных художников. Вместе с Ильей Кабаковым, чья выставка графики только прошла в Третьякове, Пивоваров считается важнейшим представителем так называемой московской концептуальной школы или московского романтического концептуализма.
Виктор Пивоваров с 1982-го года живет в Праге и с тех пор участвует в чешской художественной жизни. В последние несколько месяцев у него прошло здесь две персональные выставки. Но вот "Шаги механика" в Третьяковке - первая такого масштаба выставка художника на родине. Мы побеседовали с Виктором Пивоваровым несколько дней назад, перед его отъездом в Москву.
Виктор, как и у кого возникла идея вашей выставки в Третьякове? Что для вас Третьяковская галерея и, отдельно, выставка в Третьяковской галерее вообще?
Виктор Пивоваров: Надо отдать должное Третьяковской галерее. Мне страшно нравится консерватизм этой институции, она очень внимательно блюдет, чтобы туда все-таки не попали какие-то сомнительные фигуры, и старается не приглашать таких художников. И меня тоже не пригласили, я постучался сам. Меня впустили, чаю, правда, не предложили, раздеться тоже, но разрешили посидеть возле двери. Я благодарен.
Кирилл Кобрин: Известно, что вы любите удивить зрителя. Что вы выставляете в Третьяковке?
Виктор Пивоваров: Я не знаю, удастся ли мне как-нибудь удивить зрителя, но просто мои работы практически не знакомы на родине. Так что я надеюсь, что то, что я покажу, будет уже само по себе неожиданно, поскольку это практически неизвестно. Кроме того, эта выставка имеет некоторую особенность: одна часть ее будет в Третьяковской галерее, она называется "Шаги механика", и в этот же день будет открытие второй выставки, которая состоится в галерее "XL". Это выставка совсем другая, очень небольшая, камерная выставка. Она называется "Темные комнаты или Невинные".
Кирилл Кобрин: Почему "Шаги механика"?
Виктор Пивоваров: Мне не хотелось бы сейчас раскрывать содержание этой выставки. Я думаю, что для внимательного зрителя и читателя будет понятно, почему называется "Шаги механика" и что означают эти слова "Шаги механика". Я могу только сказать о типе этой выставки, сейчас я имею в виду выставку в Третьяковской галерее. Эта выставка текстовая. Это означает не только, что там много текстов, хотя там много картин, которые без всяких текстов, но ее общее построение - она построена по текстовому принципу. Можно выставку сравнить с программной симфонией. Выставка имеет пять частей и две интермедии. Части, как в классической драме, действующие лица, время действия, место действия, затем часть "Эйдесы" и последняя часть, которая называется "Разговор о лимонной корочке". Основной блок этих частей разбит двумя альбомами. Один называется так же, как вся выставка, "Шаги механика" и второй альбом - "Заблудившийся Данте".
Кирилл Кобрин: Продолжим тему текстов. За последние несколько лет вышли две ваши книги. Книги, которые без всякого преувеличения можно назвать прозаическими, хотя там почти нет вымышленных сюжетов. Сейчас выходит еще одна. Нельзя ли сказать, что вы переквалифицировались из одного вида искусства в другой?
Виктор Пивоваров: Нет, нельзя сказать. Я писателем себя не ощущаю, и надеюсь, что мои читатели тоже не думают обо мне, что я писатель. Но так получилось, что вышли две книги в издательстве "Новое литературное обозрение", и к выставке в Третьяковской галерее готовится третья книга, которая называется "О любви слова и изображения". О жанре этой книги мне сказать очень трудно, почему что я совершенно не понимаю, что это за жанр. К счастью, в современной культуре есть такое слово "тексты", под это слово попадет все, что угодно. Вот в этой книге тексты.
Кирилл Кобрин: Таким образом, можно сказать, что вы художник и автор тестов?
Виктор Пивоваров: Да, пожалуй, это так.
Кирилл Кобрин: Виктор, вы известный детский иллюстратор, повлияло ли это на ваше взрослое творчество? Я знаю, вы не любите этот вопрос, но я все-таки его задам.
Виктор Пивоваров: Повлияло, безусловно. Я думаю, что это не совсем правильная постановка вопроса - повлияло. Один и тот же человек делал эти иллюстрации и эти картины, эти альбомы, объекты. Короче, это единое целое. Там трудно сказать "иллюстрация повлияла", просто это выходит из одного места, из одного корня.
Кирилл Кобрин: Вы один из представителей московского концептуализма 70-х годов, советский андерграундный художник. Вы, видя сейчас свои картины в Третьякове, чувствуете ли вы себя триумфатором?
Виктор Пивоваров: В настоящий момент я до сих пор не знаю, состоится ли эта выставка, потому что не знаю, доедут ли картины. Сейчас они где-то находятся в Беловежской пуще, и машина пробирается через эту пущу в 20-градусном морозе. Что довезут в Москву в Третьяковскую галерею, я понятия не имею. Поэтому ни о каком триумфаторстве, конечно, речь не может быть. Я просто трясусь как заячий хвост, и не знаю, чем эта авантюра кончится.
Кирилл Кобрин: Предположим, они все-таки доедут?
Виктор Пивоваров: Тогда просто будет рабочая ситуация, нужно будет делать инсталляцию выставки, развешивать, компоновать - все, на этом кончается весь триумф для художника.
Кирилл Кобрин: А когда она, наконец, откроется?
Виктор Пивоваров: Я уеду в Прагу, вернусь.
Кирилл Кобрин: Несмотря на все транспортные, погодные и таможенные трудности, картины Пивоварова доехали до Москвы, и выставка открылась. Слово куратору выставки Ларисе Кашук, кандидату искусствоведения, заведующей отдела живописи второй половины ХХ века Третьяковской галереи.
Лариса Кашук: Выставка Виктора Пивоварова, открывающаяся в залах Третьяковской галереи, чрезвычайно важное событие для московской художественной среды. Дело в том, что выставки концептуалистов, к сожалению, в Третьяковской галерее до сих пор не проводились. Первыми прецедентами были выставки Булатова и Кабакова, когда нам удалось показать только графическое, и то, фрагментарно-графическое творчество этих художников. Поэтому выставка Пивоварова, который наряду с Кабаковым и Булатовым является одним из провозвестников и одним из активных участников концептуального направления в Москве, эта выставка чрезвычайно важна, потому что она дает нам возможность показать творчество художника весьма полно, начиная с самых ранних его работ, которые он начал делать в начале 70-х годов в Москве, и вплоть до последних работ, которые были сделаны в Праге.
Выставка построена очень интересно, концептуально. Она представляет московскую жизнь 50-70-х годов, со всем ее развитием, начиная даже с юношеских лет его жития в коммунальной квартире, и представляет время действия, место действия, где развивалась московская концептуальная среда. Пивоваров свою жизнь и творчество делит как бы на два периода - московский и пражский. Но в целом, когда смотришь на все творчество Пивоварова, то понимаешь, что, конечно, Пивоваров чрезвычайно тесно связан с Россией, и совершенно определенно с Москвой. Потому что Москва для него означает практически все. Как сам он писал об этом: "Для меня кроме Москвы ничего не существует. Для меня нет понятия Россия, например, реальна только Москва". И вот эта выставка, которая сейчас проводится в залах Третьяковской галереи, она, действительно, чрезвычайно московская. И этой выставкой художник возвращает себя в Москву.
Однако совершенно нельзя забывать о том, что как раз именно в Праге, в достаточном удалении от Москвы, Пивоварову удалось проанализировать, осознать и создать целые блоки, целые циклы, связанные с этой жизнью. Безусловно, пражская почва, она дала для этого богатую пищу, именно для какого-то аналитического подхода и осмысления на расстоянии. Прага, она оказалась для художника чрезвычайно важным местом для очень творческого развития, для очень творческого анализа и осознания всего материала, который был создан ранее, и который в пражский период удалось объединить в определенные большие циклы, как живописные, так и графические, создав определенную концептуальную и очень индивидуальную пивоваровскую модель мира.