Ссылки для упрощенного доступа

Выход воспоминаний сына восточногерманского шпиона Гюнтера Гийома


Евгений Бовкун, Германия: "Мой отец был человеком, предавшим Вилли Брандта"... Слова этой горькой исповеди принадлежат сыну восточногерманского шпиона Гюнтера Гийома. Узнав тайну своих родителей много лет назад, он не захотел носить их фамилию и с тех пор ведет замкнутый образ жизни, владея небольшим информационным агентством в Берлине. Но сейчас все заговорили о нем. К тридцатой годовщине сенсационной отставки Вилли Брандта Пьер Бум опубликовал воспоминания, представляющие в новом свете давнюю шпионскую аферу. "Чужой отец" – так назвал он свою книгу о восточногерманском шпионе Гюнтере Гийоме, из-за которого сломалась политическая карьера популярного социал-демократического канцлера.

В тот день, 24 апреля 1974-го года семнадцатилетний гимназист Пьер Гийом проснулся утром раньше обычного, услышав чужие голоса в квартире, находившейся в одном из благоустроенных кварталов тихого боннского пригорода Бад-Годесберга. Незнакомый мужчина в черном костюме вошел в спальню и посоветовал ему попрощаться с родителями. Гюнтер и Кристель Гийом были арестованы как агенты "Штази", за шпионаж в пользу ГДР. Пьер еще не понимал, в чем дело и полностью осознал случившееся только 6 мая: после того, как телевидение и газеты ФРГ красочно и доходчиво объяснили бюргерам причину неожиданной отставки Брандта: многолетнее присутствие шпиона в его ближайшем окружении. Воспоминания Пьера Бума - это книга о крушении иллюзий и личной драме.

В ней мало политики и много размышлений о превратностях судьбы, но именно этим она интересна. Пьер Гийом родился во Франкфурте-на-Майне в 1957-м году, вскоре после того, как родители перебрались из ГДР на Запад вместе с потоком беженцев. О шпионской карьере отца и матери мальчик не догадывался. Изменения, происходившие в жизни семьи, казались ему естественными и не были омрачены подозрениями и догадками. Он посещал обычную школу, у него были обычные друзья. Проводя отпуск в Голландии, или отдыхая в Норвегии вместе с Вилли Брандтом, помощник канцлера брал с собой своего сына, но времени ему не уделял. Многих из тех, с кем общался его отец, Пьер привык считать своими друзьями. Поэтому с арестом родителей мир вокруг него рухнул. По требованию руководства "Штази" мюнхенский адвокат Гюнтера Гийома увез юношу обратно в ГДР, где для него началась, по его словам, "жизнь в золотой клетке". Несколько раз ему выдавали разрешение посетить в тюрьме отца и мать, и он с каждым разом все больше убеждался, что они чужие. Отец не пытался ничего объяснить своему сыну. Даже когда в 1981-м году его досрочно выпустили из тюрьмы, бывший шпион продолжал молчать. Годы спустя он умер от инфаркта, унеся в могилу не только профессиональные, но и личные тайны. Единственное, что удалось понять Пьеру, взявшему к тому времени фамилию бабушки, что родители на протяжении всех лет пребывания на Западе поддерживали между собой исключительно служебные отношения.

В 1988-м году Пьер Бум женился, и они с женой решили уехать жить на Запад. Отец тогда навестил их, долго сидел на диване и молчал, а потом ушел, так ничего и не сказав. Новая жизнь на Западе еще больше отдалила Пьера от тех людей, которые были его отцом и матерью. Настолько, что он даже не поехал на похороны отца. Печальный финал в отношениях людей, родных по крови.

XS
SM
MD
LG