Ссылки для упрощенного доступа

Юмор и черный пиар в форме детектива на выборах в Екатеринбурге


Над темой в Екатеринбурге работала Евгения Назарец. Участвуют политолог Михаил Корабельников, сотрудник екатеринбургского архива Ольга Бухаркина и сотрудник юмористического журнала "Красная Бурда" Владимир Маурин.

Евгения Назарец: Когда на улицах и в почтовых ящиках жителей Екатеринбурга еще до начала предвыборной кампании появилась книга "Кардиограмма судьбы" авторитетного в здешних местах кардиолога Яна Габинского, иронизировали не только политологи. Екатеринбуржцам давно известно, что Ян Львович не только сочиняет, но и с удовольствием публично исполняет свои песни. "Кардиограмму судьбы" главный кардиолог Уральского федерального округа Ян Габинский написал вроде бы сам, но книга была издана предвыборным листовочным тиражом и, как следствие, слишком часто стала торчать в урнах и мусорных бачках, вызывая сочувствие к трудам автора. Это был знак, что выборы мэра совсем близко.

Чаще всего, конечно, написание предвыборной беллетристики на Урале доверяют специально обученным людям, реже профессионалам. Специально обученными часто оказываются местные журналисты, а профессионалы нередко оказываются с принципами. Ровно 8 лет назад редакция свердловского юмористического журнала "Красная Бурда" посвятила выборам главы города целую полосу в местной молодежной газете "На смену". С первого взгляда было ясно: все шутки для и про выдвигавшегося тогда на первый срок главы администрации Екатеринбурга Аркадия Чернецкого. Народ смеялся от души и оценил чувство юмора не только авторов пассажей, но и самого кандидата. Прошло 8 лет, снова выборы мэра. Среди претендентов на это место снова Чернецкий. Это сходство, а об отличиях рассказывает один из авторов и создателей "Красной Бурды" Владимир Маурин:

Владимир Маурин: Все предложения, не знаю, как в других столицах, первых двух, а в третьей столице России почему-то на этих выборах были исключительно негативные – высмеивать соперника. Какой-то кандидат приходит и говорит: давайте вот посмеемся над моим соперником, потому что он смешной, потому что он заботится о нуждах выхухолей, там, или еще о каких-нибудь смешных вещах. Но мы отказались, мы не хотим заниматься очернительством, а позитивных предложений на этих выборах не поступало. Мы на всех предвыборных кампаниях занимались тем, что сочиняли какой-то позитив. Вот эти выборы почему-то прошли мимо нас. Позитив никому не был нужен, всем был нужен негатив.

Евгения Назарец: Выборы сегодня - это действительно не смешно. Для рядового свердловчанина с зарплатой в 6 тысяч рублей запредельно звучит отчет избиркома о затратах кандидатов на свою агитацию. Но восемь миллионов рублей избирательного фонда кандидата в мэры это надводная часть айсберга. Анонимные эксперты оценивают избирательную кампанию главного оппонента Аркадия Чернецкого Юрия Осинцева в 2 миллиона долларов. Третье место занял банкир Олег Гусев, но, по оценкам тех же экспертов, он истратил 3 миллиона долларов. На что могут быть потрачены в провинции миллионы долларов? Во-первых, в эту избирательную кампанию кандидатская листовка разрослась до размеров 6 на 4 метра и больше, а во-вторых, деньги шли опять-таки на книги. Небольшой фрагмент интервью с политологом Михаилом Корабельниковым накануне первого тура выборов.

В последние дни среди горожан распространяют любопытные издания, оформленные в формате известной "Роман-Газеты", называется "Городская Роман-Газета" и рассказывает в околохудожественной форме о коррупции, интригах, подковерной борьбе и прочих скелетах в шкафах мэрии Екатеринбурга. Какова, на взгляд политолога, цена и ценность такой агитации?

Михаил Корабельников: Цена, если вы имеете в виду стоимость такой продукции, достаточно высока, а что касается ценности этой продукции, то она достаточно пролонгированного времени и едва ли успеет сработать до дня голосования.

Евгения Назарец: Теперь уже ясно, что екатеринбуржцы успеют дочитать этот неряшливо и с грамматическими ошибками написанный детективный роман под названием "Тайны третьей столицы". Ведь второй тур состоится 21декабря. Но знающие люди говорят, что столь обстоятельную контрагитацию именно под второй тур заказал Олег Гусев, а сам, увы, в него не прошел. Как скажется содержание "Горноуральского детектива", а это подзаголовок произведения, на умах избирателей во втором туре, даже интересно. Ведь автор под псевдонимом П.Латинкин (Латинка - историческое место в центре Екатеринбурга) щедро раздает и давнему мэру Екатеринбурга Чернецкому, и губернатору Росселю, чей кандидат Осинцев вышел во второй тур. Фабула такова: московский детектив Быков расследует убийство одного областного депутата (убийство действительно имело место два года назад) и увязает в местных политических интригах. Совпадение фамилий и названий с реальными не может быть случайным. Изменено лишь по одной букве. Этот роман - новая для Екатеринбурга форма антиагитации на выборах мэра. Именно в дни выборов в музее города Екатеринбурга открылась выставка "215 лет уральской демократии". Историю народовластия от первого заседания городской думы Екатеринбурга в 1787-м году музейщики восстановили по материалам Государственного архива Свердловской области. Завотделом архива Ольга Бухаркина рассказывает екатеринбургский политический детектив начала прошлого века:

Ольга Бухаркина: 11 октября 1912-го года в разгар предвыборной кампании в Государственную Думу в Екатеринбурге в ресторане "Венеция" случилось следующее. Туда зашел Петр Мохов, который служил в страховом обществе "Якорь", и там познакомился с приказчиком Павлом Аржанниковым. Играли они в бильярд и заспорили, за кого же голосовать. Два кандидата выдвигалось, господин Мандельштам и господин Чернавин. Инициатором спора был страховой агент Мохов, он все приставал к приказчику Аржанникову и требовал, чтобы тот высказался точно, за кого он будет голосовать. Тот высказался в том духе, что уж если будет голосовать, то за Чернавина. А Мохов был сторонником Мандельштама, он очень возмутился и обозвал Аржанникова черносотенцем и шпиком. Аржанников возмутился, ударил Мохова пивной бутылкой, тут прибежала прислуга, лакеи, официанты, как-то их растащили, и хотели Мохова уже выводить из ресторана, и он уже оделся почти, но выхватил из кармана пальто револьвер, выстрелил в своего идеологического противника и, к несчастью, попал прямо в сердце. Человек скончался прямо на месте. Примерно через год, в апреле 1913-го года, состоялся суд. Присяжные оправдали убийцу.

Евгения Назарец: Но все-таки с особым удовольствием работник архива Ольга Бухаркина читает юмористический журнал "Гном", выходивший в Екатеринбурге в XIX-XX веках.

Ольга Бухаркина: "Не видят лишь ленивые, что в нынешнем году уста медоточивые в большом у нас ходу. Со злобою и с бранью иной ждет черняка, (то есть, черного шара - шара против) но мы его к избранию ведем наверняка. Ведем-то без условия, за что и почему, подчас за пустословие, отнюдь не по уму". Здесь комментарии излишни.

Евгения Назарец: Так писал в начале ХХ века екатеринбургский журнал "Гном". Современный уральский юмористический ежемесячник "Красная Бурда" можно купить сегодня в киоске. Но в нем нет ни слова о настоящих современных политиках. Рассказывает сотрудник "Красной Бурды" Владимир Маурин

Владимир Маурин: Мы просто не делали специальный какой-то номер к выборам. Просто так получилось, что в стране случились выборы, а у нас родились такие партии. Партия "За застой". Лозунги: "Наша цель - 3.62"; "Через 3.62 к 2.40". Для тех, кто помнит старые времена, это о многом говорит. Партия "Российская Россия" выходит на выборы под лозунгами: "У России будет будущее"; "Россия богата богатствами"; "Держись, держава"; "Не забыть незабываемого и не допустить недопустимого". Рядом с ней выходит на выборы партия "Союз реалистов". У нее следующие лозунги: "У России будущее так себе"; "Не надо строить иллюзий - ничего нельзя гарантировать"; Не хотим вас обманывать"... И последний лозунг - "Надо отсюда валить". Также Российская партия "Дрын" - "Демократия и рынок" - предлагает лозунг: "Если уж продавать Россию, то за дорого". Российская партия "Трудовой Таджикистан", с лозунгом "С нами дешевле". Голосуйте за кого-нибудь, и вам, наверное, будет счастье.

Евгения Назарец: Этих партий, разумеется, не было в бюллетенях для голосования. Может быть, поэтому в Екатеринбурге накануне выборов огромной популярностью пользовалась распечатанная из Интернета листовка с изображением сурового мужчины в строгом пальто возле урны для голосования и надписью: "Бюллетень возьму с собой. Х... им, а не голос мой".

XS
SM
MD
LG