Ссылки для упрощенного доступа

Прогнозы социологов на исход голосования в Санкт-Петербурге


Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Татьяна Валович, которая беседует с руководителем Центра изучения и прогнозирования социальных процессов Леонидом Кесельманом.

Андрей Шарый: В ночь на этот день Городская избирательная комиссия Санкт-Петербурга утвердила окончательный список кандидатов на пост губернатора города, В список вошли 11 кандидатов, в их числе лидер питерского "Яблока" Михаил Амосов, и вице-губернатор Анна Маркова, которых называют основными конкурентами полномочного представителя президента России в Северо-западном федеральном округе Валентины Матвиенко. Главное управление внутренних дел Петербурга пыталось не допустить регистрации этих кандидатов, но выдвинутые милицией обвинения оказались настолько абсурдными, при детальном анализе выяснилось, что обвинения милиции в адрес оппонентов Матвиенко были попросту сфальсифицированы, что Горизбирком был вынужден их отклонить. Корреспондент Радио Свобода в Петербурге Татьяна Валович беседовала по поводу предвыборной кампании в городе с руководителем Центра изучения и прогнозирования социальных процессов Леонидом Кесельманом.

Татьяна Валович: Леонид Евсеевич, как вы считаете, добавили ли действия Горизбиркома и ГУВД Петербурга популярности главным соперникам Валентины Матвиенко - Михаилу Амосову и Анне Марковой?

Леонид Кесельман: Дело не в их популярности, в данном случае, насколько я понимаю, весь административный ресурс направлен на то, чтобы каким-то образом обеспечить одного кандидата. Поскольку других исполнителей нет, извините, но ведь работники УВД они ведь не обучены различным политтехнологиям, не обучены общению с такими тонкими материями, они делают ту работу, которую им доверяют, так, как они умеют это делать. Но как они умеют – мы видим. Поэтому, в конечном счете, проблема заключается не в том ресурсе и не в том количестве симпатий, которыми пользуются сегодня Амосов или Маркова, а в том количестве антипатий у населения города, которые вызывает основной претендент, и особенно те методы, которыми пытаются этого кандидата каким-то образом уже навязать. Возникает такое дежавю, я помню 89-й год, когда обком КПСС – это была всесильная организация, и она тоже примерно такими же методами с помощью предвыборных собраний пыталась отсеивать всех, неважно кого – Болдырева, любых оппонентов. И если вы помните, тогда первый секретарь обкома партии Соловьев, он даже один пытался баллотироваться и даже в этой ситуации не сумел получить необходимого количества голосов. Я боюсь, что сегодняшние организаторы и особенно исполнители этих задач, они пытаются воспроизвести ситуацию 89-го года.

Татьяна Валович: Леонид Евсеевич, у меня вот какой вопрос: вы сказали об антипатиях, проводя последний опрос горожан, насколько сильны и у каких групп, может быть, населения антипатии к Валентине Матвиенко?

Леонид Кесельман: Вы знаете, на самом деле сказать, что эти антипатии сколько-нибудь распространены, нельзя. Где-то в пределах 14%, это немного. Но здесь важно то, что эти люди, во-первых, твердо намерены участвовать в голосовании. А ведь вообще-то в выборах примет участие в районе 35, чуть больше, чуть меньше процентов. Вспомним, что эти 14% от этого небольшого количества, если они все придут, это больше полумиллиона. А всего-то придет около миллиона, и тогда это может оказаться решающим. Поэтому та неуклюжесть, с которой нынешние исполнители чей-то высокой воли пытаются реализовать ту задачу, которую перед ними поставили, она приводит к результату в общем-то, мягко выражаясь, противоположному тому, которого они добиваются.

Татьяна Валович: Леонид Евсеевич, все чаще можно услышать мнение, что в первом туре Валентина Матвиенко, возможно, и не наберет 50% голосов, и понадобится второй тур. Вы разделяете эту точку зрения?

Леонид Кесельман: Дело не в моей точке зрения, дело, что называется, в фактах. Мне неизвестны замеры, в которых бы этот лидер, он лидер, безусловный лидер – она идет с большим отрывом, но, тем не менее, она не набирает 50%. По нашим данным, среди всего населения она имеет порядка 25, чуть меньше, а среди тех, кто непременно будет голосовать, эти люди, как правило, уже имеют позиции, среди них она набирает где-то 40%, по нашим данным и, насколько мне известно, по данным центра, который работает прямо на ее избирательную кампанию, примерно те же самые цифры, там нет 50%. Нужно еще 10%, а вот как их сделать, мне кажется, задача довольно сложная. Потому что ведь эти 40% - это уже близко пределу того, что может обеспечить, такая и информационная изоляция, такой режим приоритетов и прочее. Это проблема, я не знаю, как можно обеспечить 50%.

Татьяна Валович: А что более опасно для Валентины Матвиенко – высокая или низкая явка избирателей?

Леонид Кесельман: Вы знаете, и то, и другое не решает. Во-первых, 50% и в том, и в другом случае, насколько я знаю, пока не получается, потому что, во-первых, те, кто непременно придет, 40%, есть еще какая-то часть сомневающихся, резерв, еще примерно вот эти 28 или 29% они непременно придут, среди них мы имеем порядка 40%. Среди тех, кто не очень уверен, что придет, количество голосующих или готовых поддержать лидера этой предвыборной гонки еще меньше 40%, где-то около 30. То есть это еще более неопределенная часть электората. Если их втянуть в избирательную кампанию, то скорее всего уровень поддержки даже немножко понизится. Каким образом его повышать, мне трудно сказать.

Татьяна Валович: Леонид Евсеевич, а вот как вы считаете, если все-таки будут двухтуровые выборы, кто реально, кроме Валентины Матвиенко, может пройти на второй тур из тех 11 кандидатов, которых сейчас мы имеем?

Леонид Кесельман: Сегодня, поскольку избирательная кампания практически еще не начиналась, и сегодня наиболее заметные, кроме того лидера, на которого работают все обстоятельства, еще два довольно заметных кандидата – это, с одной стороны, лидер местного отделения "Яблоко" Михаил Амосов, с другой стороны, наследница экс-губернатора Яковлева Анн Маркова. Они имеют примерно по 5%, чуть больше, чуть меньше. Но проблема не в этом. Сегодня они имеют шанс стать вторым. Но ведь кампания еще не начиналась. Я думаю, немного заметен Петр Щелищ, он депутат Госдумы, у него есть какое-то количество сторонников. Я напоминаю, что он свой мандат выиграл у Собчака - это в общем дорогого стоит. Есть еще несколько кандидатов, Сухенко, у них тоже есть какие-то теоретические шансы стать вторым. Но, повторяю, проблема все-таки не в том (хотя и в этом тоже) кто станет вторым, а проблема пока, по крайней мере, для основного кандидата, будет ли второй тур. И как они решат ее, я, честно говоря, пока не берусь предсказывать.

XS
SM
MD
LG