Программу ведет Петр Вайль. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Олег Кусов.
Петр Вайль: Сегодня чеченский бизнесмен и политик Малик Сайдуллаев заявил в Москве о своем намерении принять участие в назначенных н 5 октября выборах президента Чечни. Помимо Сайдуллаева о своем желании вступить в предвыборную кампанию официально заявили: преподаватель Чеченского государственного университета Овхад Ханчукаев, председатель избиркома Чечни Абудл-Керим Арсаханов и два жителя республики, не связанные с официальными организациями - Саид-Гамзат Гайрбеков и Зайнди Мовлатов. По мнению наблюдателей, решающее слово в итоге останется за российским руководством, которое пока отдает предпочтение исполняющему обязанности президента Чечни Ахмаду Кадырову.
Олег Кусов: В избирательную комиссию Чеченской республики на сегодняшний день заявления об участии в выборах обратились три кандидата: пенсионер из Грозного Зайнди Мовлатов, преподаватель чеченского университета Овхад Ханчукаев и житель Астрахани Саид-Гамзат Гайрбеков. Четвертым, по всей видимости, будет бизнесмен и политик Малик Сайдуллаев. На пресс-конференции в Москве он заявил, что намерен подать заявление в окружную избирательную комиссию 25-го июля во второй половине дня. На пресс-конференции Малик Сайдуллаев вкратце изложил свою предвыборную программу: добиваться экономического подъема Чечни, но в первую очередь, считает бизнесмен, республику необходимо избавить от произвола нынешнего исполняющего обязанности президента Чечни Ахмада Кадырова и его окружения.
Малик Сайдуллаев: Моя задача - прекратить те противоправные действия, которые совершаются именно им и его окружением. У меня мечта как можно в короткий период сделать так, чтобы в республике более не было таких элементов, которые внушают страх людям и заставляли бы их верить в невежество руководства республики. У меня мечта, чтобы как можно вы короткий период восстановить промышленность республики и вывести республику не на уровень с остальными субъектами Российской Федерации, а сделать ее первой, процветающей республики. У меня мечта, чтобы граждане нашей республики, дети получали достойную, необходимую квалифицированную медицинскую помощь, получали должное образование. И в конце концов, у меня мечта сделать так, чтобы из-за проблемы в Чечне не плакали ни чеченские, ни российские матери. Я уверен, что я смогу это сделать в достаточно короткий период. Я не собираюсь стоять с протянутой рукой. Более чем достаточно средств, которые можно привлечь в республику, чтобы они не разворовывались, и чтобы республика перешла в нормальное мирное русло.
Было бы хорошо, если бы господин Масхадов тоже выставил свою кандидатуру на этих выборах президентских и чтобы, будь то Масхадов или Сайдуллаев или Кадыров или еще кто-то, чтобы не говорили голословно, что меня народ поддерживает, а чтобы эти выборы показали, кого именно народ готов подержать и кого он поддерживает. Как говорил в свое время Наполеон: сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим. Я же бизнесмен, я уверен в своих силах.
Олег Кусов: Из всех возможных кандидатов в президенты Чечни Сайдуллаев намерен сотрудничать только с депутатом Государственной Думы России Асламбеком Аслахановым. Но у Сайдуллаева существует устная договоренность и с другими потенциальными кандидатами о совместном снятии своих кандидатур, если выборы в Чечне будут превращены формальность.
Малик Сайдуллаев: Мы с Асламбеом Аслахановым сотрудничаем уже достаточно давно. Я с уважением отношусь к Асламбеку, у нас дружеские отношения, мы друзья, очень тепло отношусь, я его очень высоко ценю, как друга и как человека, и поэтому никакие выборы нас не могут разделить. Точно также у меня очень хорошие отношения и с братьями Джабраиловыми, и с Божаевыми, но не настолько близкие, как с Асламбеком, но хорошие. Мы не собираемся друг другу препятствовать, там, где нужно, будем поддерживать. Именно по соглашению с теми, кто будет выдвигаться, это четыре-пять человек, которые сделают общее заявление, выйдут из предвыборной кампании, когда эти выборы будут считаться несерьезными и, соответственно, не будут воспринимать в мире. Я уверен, что президент сделает все, чтобы его не упрекали выборами в Чечне.
Олег Кусов: Малик Сайдуллаев убежден, что в Чечне необходима президентская форма правления.
Малик Сайдуллаев: Конечно, самый идеальный вариант – это парламентское правление. Но мы не должны забывать, что парламентское правление может быть только в том государстве, только в той республике, где уже придерживаются демократических нормам. На сегодняшний день мы достаточно далеки от демократии, мы начали только играть в демократию, мы достаточно далеки от демократии, которая существует в Европе, в Великобритании ив Соединенных Штатах. Поэтому, я считаю, что в республике должен быть руководитель, на сегодняшний день президентское правление должно быть, и парламент, две палаты обязательно, нижняя и верхняя палата.
Олег Кусов: Бизнесмен Сайдуллаев заявил, что помогает чеченским боевикам, но чуть позже он поправился: помощь эта, якобы, не связана с финансами.
Малик Сайдуллаев: Обращались боевики и обращаются по сей день. Я не отмахиваюсь от них, как это делают некоторые. Поскольку, я считаю, если мы хотим в мире жить в республике, мы должны создать условия для этих людей, чтобы они вернулись к нормальной мирной жизни, при которой они будут защищены от любого произвола, от кого бы это ни исходило. Второе: я помогал, помогаю жителям республики, матерям, сестрам, братьям тех же боевиков и не скрываю этого. Поскольку я не делю народ чеченский, жителей республики на тейпы или же на боевиков и не боевиков, для меня все они братья и сестры, если даже с оружием в руках воюют. Самое главное, чтобы эти люди вернулись в нормальное цивилизованное русло. И не заставлять этих людей, объявляя амнистию, чтобы они сдавали оружие и выдавать им новое, не заставлять их убивать своих товарищей, с которыми они вчера бок о бок воевали. Речь не идет о какой-то финансовой помощи боевикам. Помощь боевикам – это когда больную мать я помогаю оперировать, лечить больных детей, которые в Чечне. Я думаю, что у них достаточно и так, этой финансовой помощи, что они не будут опускаться у меня просить ее. Я никогда ни одному человеку, ни боевикам, ни федералам, тем более Кадырову не дам ни копейки на убийства.
Олег Кусов: Наши корреспонденты в регионе в течение последних месяцев опрашивали жителей Чечни, пытаясь выяснить, кому они намерены отдать свои голоса на выборах. Чаще всего чеченцы называли имена Аслаханова, Хасбулатова и Сайдуллаева. О Кадырове, как рассказали мне коллеги, почти никто во время опросов не вспоминает. Однако, на взгляд чеченского журналиста Исы Тасуева, проблема заключается в самих выборах – они могут только еще более осложнить ситуацию в Чечне.
Иса Тасуев: Власть себя еще дальше загоняет в тупик, притом, если мы говорим о выборах, назначенных в спешном порядке на октябрь месяц, это означает – времени почти не осталось. Это значит, что власти, Путину придется изменить свой подход к чеченской проблеме или чеченская проблема будет лежать на России до срока его окончания. Но тут надо учитывать, что это еще не значит, что Россия выдержит Путина до конца. Кадыров хочет быстрее легитимизировать свою власть, здесь все ясно. Его поддерживают стотысячная группировка, личная охрана, конкурентов нет. Нормальный человек не должен свой шанс упускать. В то время, когда не то, что отдельный человек, многие люди доказывают, подсказывают, объясняют, что неправильно, нельзя так делать, и в тоже время Кремль не слушает, не прислушивается к этим людям. Это не просто кто-то, это известные люди, профессора и так далее, если их не слушают, значит цель какая-то есть.
Олег Кусов: Иса Тасуев убежден, что чеченскому обществу, исходя из исторических реалий, нужна не президентская форма правления, а представительство наиболее уважаемых людей в обществе. Он считает, что в Чечне необходимо пойти по американскому пути, когда в конфликтных регионах центральная власть опирается на старейшин, к которым прислушиваются люди. Словом, считает Иса Тасуев, стабилизировать ситуацию в республике можно только, хорошо изучив историю формирования чеченского общества.
Иса Тасуев: Само по себе избрание президента, даже при наличии Махсадова, такого влияния не оказывает. Мы всегда должны исходить из того, что раскол чеченского народа начался не при Дудаеве, не при Масхадове и не при Кадырове, национальный раскол чеченского народа произошел еще в дороссийские времена, и он до сих пор преследует. Когда мы говорим, что у большинства чеченцев менталитет неприятия авторитарной власти, и в то же время мы должны знать, что в чеченском обществе есть часть народа, которая уже прошла феодальную стадию развития, это надтеречные чеченцы, и есть так называемые ичкериты, которые приняли мусульманский феодализм так называемый, тоже авторитарное правление. Другое дело, что промусульманская часть настроена против России, но тут принципиальный вопрос стоит, что часть народа за авторитарное правление, притом меньшая часть, большая часть не приемлет этого авторитарного правления. И когда Кадыров или Масхадов или еще кто-то проводит выборы, он, естественно, опирается на ту часть, которая это принимает. И тогда российское общество, аналитики, они воспринимают, что есть поддержка народа. Если бы большинство народа было бы за авторитарное правление, все вопросы были бы закрыты давно. В течение 12 лет в Чечне было столько фигур, но ни за кем большинство народа не пошло, потому что каждый, кто приходил, сначала создавал авторитарную власть, а потом пытался решать основные вопросы. На самом деле должно быть наоборот – сначала определиться, какой должна быть власть, а потом ее избирать. Почему это здравомыслие не доходит до наших властей, я не понимаю. Притом, наши чеченцы, которые рвутся к власти, они должны это знать, но, видимо, им что-то заслоняет или жажда власти или жажда денег, что-то заслоняет.
Олег Кусов: Иса Тасуев считает, что выборы президента не способны приблизить Чечню к миру, но в то же время могут породить новые проблемы для региона.
Петр Вайль: Сегодня чеченский бизнесмен и политик Малик Сайдуллаев заявил в Москве о своем намерении принять участие в назначенных н 5 октября выборах президента Чечни. Помимо Сайдуллаева о своем желании вступить в предвыборную кампанию официально заявили: преподаватель Чеченского государственного университета Овхад Ханчукаев, председатель избиркома Чечни Абудл-Керим Арсаханов и два жителя республики, не связанные с официальными организациями - Саид-Гамзат Гайрбеков и Зайнди Мовлатов. По мнению наблюдателей, решающее слово в итоге останется за российским руководством, которое пока отдает предпочтение исполняющему обязанности президента Чечни Ахмаду Кадырову.
Олег Кусов: В избирательную комиссию Чеченской республики на сегодняшний день заявления об участии в выборах обратились три кандидата: пенсионер из Грозного Зайнди Мовлатов, преподаватель чеченского университета Овхад Ханчукаев и житель Астрахани Саид-Гамзат Гайрбеков. Четвертым, по всей видимости, будет бизнесмен и политик Малик Сайдуллаев. На пресс-конференции в Москве он заявил, что намерен подать заявление в окружную избирательную комиссию 25-го июля во второй половине дня. На пресс-конференции Малик Сайдуллаев вкратце изложил свою предвыборную программу: добиваться экономического подъема Чечни, но в первую очередь, считает бизнесмен, республику необходимо избавить от произвола нынешнего исполняющего обязанности президента Чечни Ахмада Кадырова и его окружения.
Малик Сайдуллаев: Моя задача - прекратить те противоправные действия, которые совершаются именно им и его окружением. У меня мечта как можно в короткий период сделать так, чтобы в республике более не было таких элементов, которые внушают страх людям и заставляли бы их верить в невежество руководства республики. У меня мечта, чтобы как можно вы короткий период восстановить промышленность республики и вывести республику не на уровень с остальными субъектами Российской Федерации, а сделать ее первой, процветающей республики. У меня мечта, чтобы граждане нашей республики, дети получали достойную, необходимую квалифицированную медицинскую помощь, получали должное образование. И в конце концов, у меня мечта сделать так, чтобы из-за проблемы в Чечне не плакали ни чеченские, ни российские матери. Я уверен, что я смогу это сделать в достаточно короткий период. Я не собираюсь стоять с протянутой рукой. Более чем достаточно средств, которые можно привлечь в республику, чтобы они не разворовывались, и чтобы республика перешла в нормальное мирное русло.
Было бы хорошо, если бы господин Масхадов тоже выставил свою кандидатуру на этих выборах президентских и чтобы, будь то Масхадов или Сайдуллаев или Кадыров или еще кто-то, чтобы не говорили голословно, что меня народ поддерживает, а чтобы эти выборы показали, кого именно народ готов подержать и кого он поддерживает. Как говорил в свое время Наполеон: сначала ввяжемся в бой, а там посмотрим. Я же бизнесмен, я уверен в своих силах.
Олег Кусов: Из всех возможных кандидатов в президенты Чечни Сайдуллаев намерен сотрудничать только с депутатом Государственной Думы России Асламбеком Аслахановым. Но у Сайдуллаева существует устная договоренность и с другими потенциальными кандидатами о совместном снятии своих кандидатур, если выборы в Чечне будут превращены формальность.
Малик Сайдуллаев: Мы с Асламбеом Аслахановым сотрудничаем уже достаточно давно. Я с уважением отношусь к Асламбеку, у нас дружеские отношения, мы друзья, очень тепло отношусь, я его очень высоко ценю, как друга и как человека, и поэтому никакие выборы нас не могут разделить. Точно также у меня очень хорошие отношения и с братьями Джабраиловыми, и с Божаевыми, но не настолько близкие, как с Асламбеком, но хорошие. Мы не собираемся друг другу препятствовать, там, где нужно, будем поддерживать. Именно по соглашению с теми, кто будет выдвигаться, это четыре-пять человек, которые сделают общее заявление, выйдут из предвыборной кампании, когда эти выборы будут считаться несерьезными и, соответственно, не будут воспринимать в мире. Я уверен, что президент сделает все, чтобы его не упрекали выборами в Чечне.
Олег Кусов: Малик Сайдуллаев убежден, что в Чечне необходима президентская форма правления.
Малик Сайдуллаев: Конечно, самый идеальный вариант – это парламентское правление. Но мы не должны забывать, что парламентское правление может быть только в том государстве, только в той республике, где уже придерживаются демократических нормам. На сегодняшний день мы достаточно далеки от демократии, мы начали только играть в демократию, мы достаточно далеки от демократии, которая существует в Европе, в Великобритании ив Соединенных Штатах. Поэтому, я считаю, что в республике должен быть руководитель, на сегодняшний день президентское правление должно быть, и парламент, две палаты обязательно, нижняя и верхняя палата.
Олег Кусов: Бизнесмен Сайдуллаев заявил, что помогает чеченским боевикам, но чуть позже он поправился: помощь эта, якобы, не связана с финансами.
Малик Сайдуллаев: Обращались боевики и обращаются по сей день. Я не отмахиваюсь от них, как это делают некоторые. Поскольку, я считаю, если мы хотим в мире жить в республике, мы должны создать условия для этих людей, чтобы они вернулись к нормальной мирной жизни, при которой они будут защищены от любого произвола, от кого бы это ни исходило. Второе: я помогал, помогаю жителям республики, матерям, сестрам, братьям тех же боевиков и не скрываю этого. Поскольку я не делю народ чеченский, жителей республики на тейпы или же на боевиков и не боевиков, для меня все они братья и сестры, если даже с оружием в руках воюют. Самое главное, чтобы эти люди вернулись в нормальное цивилизованное русло. И не заставлять этих людей, объявляя амнистию, чтобы они сдавали оружие и выдавать им новое, не заставлять их убивать своих товарищей, с которыми они вчера бок о бок воевали. Речь не идет о какой-то финансовой помощи боевикам. Помощь боевикам – это когда больную мать я помогаю оперировать, лечить больных детей, которые в Чечне. Я думаю, что у них достаточно и так, этой финансовой помощи, что они не будут опускаться у меня просить ее. Я никогда ни одному человеку, ни боевикам, ни федералам, тем более Кадырову не дам ни копейки на убийства.
Олег Кусов: Наши корреспонденты в регионе в течение последних месяцев опрашивали жителей Чечни, пытаясь выяснить, кому они намерены отдать свои голоса на выборах. Чаще всего чеченцы называли имена Аслаханова, Хасбулатова и Сайдуллаева. О Кадырове, как рассказали мне коллеги, почти никто во время опросов не вспоминает. Однако, на взгляд чеченского журналиста Исы Тасуева, проблема заключается в самих выборах – они могут только еще более осложнить ситуацию в Чечне.
Иса Тасуев: Власть себя еще дальше загоняет в тупик, притом, если мы говорим о выборах, назначенных в спешном порядке на октябрь месяц, это означает – времени почти не осталось. Это значит, что власти, Путину придется изменить свой подход к чеченской проблеме или чеченская проблема будет лежать на России до срока его окончания. Но тут надо учитывать, что это еще не значит, что Россия выдержит Путина до конца. Кадыров хочет быстрее легитимизировать свою власть, здесь все ясно. Его поддерживают стотысячная группировка, личная охрана, конкурентов нет. Нормальный человек не должен свой шанс упускать. В то время, когда не то, что отдельный человек, многие люди доказывают, подсказывают, объясняют, что неправильно, нельзя так делать, и в тоже время Кремль не слушает, не прислушивается к этим людям. Это не просто кто-то, это известные люди, профессора и так далее, если их не слушают, значит цель какая-то есть.
Олег Кусов: Иса Тасуев убежден, что чеченскому обществу, исходя из исторических реалий, нужна не президентская форма правления, а представительство наиболее уважаемых людей в обществе. Он считает, что в Чечне необходимо пойти по американскому пути, когда в конфликтных регионах центральная власть опирается на старейшин, к которым прислушиваются люди. Словом, считает Иса Тасуев, стабилизировать ситуацию в республике можно только, хорошо изучив историю формирования чеченского общества.
Иса Тасуев: Само по себе избрание президента, даже при наличии Махсадова, такого влияния не оказывает. Мы всегда должны исходить из того, что раскол чеченского народа начался не при Дудаеве, не при Масхадове и не при Кадырове, национальный раскол чеченского народа произошел еще в дороссийские времена, и он до сих пор преследует. Когда мы говорим, что у большинства чеченцев менталитет неприятия авторитарной власти, и в то же время мы должны знать, что в чеченском обществе есть часть народа, которая уже прошла феодальную стадию развития, это надтеречные чеченцы, и есть так называемые ичкериты, которые приняли мусульманский феодализм так называемый, тоже авторитарное правление. Другое дело, что промусульманская часть настроена против России, но тут принципиальный вопрос стоит, что часть народа за авторитарное правление, притом меньшая часть, большая часть не приемлет этого авторитарного правления. И когда Кадыров или Масхадов или еще кто-то проводит выборы, он, естественно, опирается на ту часть, которая это принимает. И тогда российское общество, аналитики, они воспринимают, что есть поддержка народа. Если бы большинство народа было бы за авторитарное правление, все вопросы были бы закрыты давно. В течение 12 лет в Чечне было столько фигур, но ни за кем большинство народа не пошло, потому что каждый, кто приходил, сначала создавал авторитарную власть, а потом пытался решать основные вопросы. На самом деле должно быть наоборот – сначала определиться, какой должна быть власть, а потом ее избирать. Почему это здравомыслие не доходит до наших властей, я не понимаю. Притом, наши чеченцы, которые рвутся к власти, они должны это знать, но, видимо, им что-то заслоняет или жажда власти или жажда денег, что-то заслоняет.
Олег Кусов: Иса Тасуев считает, что выборы президента не способны приблизить Чечню к миру, но в то же время могут породить новые проблемы для региона.