Ссылки для упрощенного доступа

Представители российского правительства не согласны с критикой решения об отмене налога с продаж


Программу ведет Арслан Саидов. Над темой работал экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов.

Арслан Саидов: Мэр Москвы Юрий Лужков называет ошибкой федеральных властей отмену с 1 января 2004-го года налога с продаж. Он также предлагает разобраться с торговыми организациями, которые, вопреки ожиданиям, не снизили цены. Однако представители правительства с его точкой зрения не согласны. Рассказывает Иван Трефилов:

Иван Трефилов: Российские власти продолжают заявленную ими политику поэтапного снижения налогового бремени. До конца прошлого года в стране действовали параллельно два оборотных сбора - налог на добавленную стоимость и налог с продаж. Теперь последний из них отменен, а вместе с ним ликвидирована и практика двойного налогообложения национального бизнеса. Теперь, как говорят эксперты, излишняя налоговая нагрузка больше не будет тормозить развитие рынка товаров и услуг. Министр экономического развития и торговли Герман Греф утверждает, что решение властей было ожидаемым – подобной практики нет ни в одной развитой стране мира:

Герман Греф: Мы исходили из того, что больше в мире нет примеров, где существует такое смешанное налогообложение - торговых оборотов и НДС одновременно. Вы знаете, скажем, в США не существует НДС, но есть налог с продаж. В целом ряде стран нет налога с продаж, но есть НДС. И мы, собственно, выбрали для себя модель, дальнейшую модель системы налогообложения. Существование и того, и другого - это нелогично, неправильно, обременительно для бизнеса, и это неравные условия обложения. Тем более, что у нас, как вы знаете, целый ряд торговых оборотов был выведен из-под налога с продаж.

Иван Трефилов: Однако отмена налога с продаж, который полностью поступал в региональные бюджеты, вызвала, мягко говоря, непонимание местных руководителей. Они пытались убедить правительство в том, что из-за выпадающих доходов их территории лишатся необходимых для развития средств. Впрочем, эти очаги сопротивления федеральная власть быстро погасила. Говорит первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов:

Сергей Шаталов: Речь действительно шла о больших суммах, порядка 62 миллиардов рублей, из этих 62 миллиардов 36 процентов приходилось на три региона – Москва, Санкт-Петербург, Московская область, и понятно, где были основные оппоненты против того, чтобы этот налог отменять. Тем не менее, удалось эту проблему решить, в том числе за счет урегулирования межбюджетных отношений, с тем, чтобы эти регионы пострадали в минимальной степени от отмены этого налога. И я с удовлетворением говорю, что это решение принято, и больше оно не будет подвергаться какому бы то ни было обсуждению.

Иван Трефилов: Крупные торговые сети, работающие в России, безусловно, были заинтересованы в отмене налога с продаж. В мае прошлого года они публично пообещали, что после такой корректировки законодательства они пойдут на снижение цен. Игрокам розничного рынка поверили и в правительстве – его чиновники неоднократно утверждали, что нагрузка на покупателей обязательно снизится. Это же обещал и президент Владимир Путин. Однако наступил новый год, и, по мнению наблюдателей, цены в магазинах не только не снизились, а, наоборот, несколько выросли. Герман Греф считает подобные утверждения не совсем справедливыми:

Герман Греф: Вопрос о снижении цен возник по инициативе торговых предприятий, когда этот вопрос рассматривался в Государственной Думе. И целый ряд торговых сетей направил за своими подписями для агитации депутатов соответствующие рекламные предложения о том, что будут снижены цены, к этому их никто не побуждал, это была не наша инициатива, и тема эта оттуда начала свою жизнь. Целый ряд торговых сетей такого рода решения уже принял, или примет в ближайшее время, но принимают они их весьма своеобразно, кто-то снижает цены на определенную номенклатуру товаров, кто-то улучшает условия потребительского кредитования, кто-то накапливает инвестиционный ресурс.

Иван Трефилов: Ситуацию на рынках быстро использовали критики налоговых изменений, прежде всего из числа региональных руководителей. Мэр Москвы Юрий Лужков обвиняет правительство в том, что оно поддержало ошибочное решение – его он называет реализацией сомнительных разделов экономической реформы. Столичный градоначальник утверждает, что цены на товары в торговле не снизились, а город из-за отмены налога потерял двадцать два социально значимых миллиарда рублей. Первый заместитель министра финансов Сергей Шаталов фактически опровергает слова московского мэра:

Сергей Шаталов: Нам пришлось регионам, за счет того, что мы отказались от налога с продаж, предусмотреть дополнительные компенсации. Теперь они получают дополнительный процент налога на прибыль, дополнительно получают все те отчисления от малого бизнеса, которые раньше шли в федеральный бюджет, и регионам переданы полностью алкогольные акцизы, которые тоже раньше делились между федеральным бюджетом и региональными.

Иван Трефилов: Впрочем, чиновники федерального правительства не удивлены тем, что в Москве лишь отдельные торговые сети рискнули снизить стоимость своих товаров. Министр экономического развития и торговли Герман Греф уверен, что в этом виноваты, прежде всего, сами столичные власти:

Герман Греф: Разные сети поступили по-разному. Ряд магазинов приняли решение о снижении цен, некоторые сказали, что не снизили цены, в том числе в московском регионе, в силу того, что московское правительство 16 декабря на 40 процентов подняло цены на коммунальные услуги, которые, в основном, и поглотили коммерческую выгоду от отмены налога. Если говорить о московском регионе, то правительство сумело деньги, высвободившиеся от ослабления налоговой нагрузки, отправить в другой карман – карман собственных коммунальных предприятий.

Иван Трефилов: Тем более Герман Греф не согласен с тем, что правительство совершило ошибку, отменив налог с продаж. Он говорит, что это решение полностью соответствует проводимой экономической политике:

Герман Греф: Мы не совершали ошибки. Мы совершенно ответственно предприняли шаг по снижению налоговой нагрузки, что соответствует всем планам правительства и тем заявлениям, которые делал президент России. Мы и дальше будем снижать налоговую нагрузку, и мы надеемся, что, в конечном итоге, эта налоговая нагрузка будет оптимальной, и сделает из России максимально привлекательную страну для инвестиций, как российских, так и иностранных. Ошибкой было бы не снижение налогов, а сохранение несобираемо-высоких налогов, которые были раньше.

Иван Трефилов: Юрий Лужков тем временем предлагает федеральным властям разобраться с теми фирмами, которые, выступив в защиту ликвидации налога, по его мнению, просто обманули президента. Однако в правительстве, похоже, никаких санкций к работающим в России торговым сетям применять не собираются. Чиновники говорят, что в стране уже наступила рыночная экономика, которая и без административного вмешательства способна регулировать рынок.

XS
SM
MD
LG