Ссылки для упрощенного доступа

Российские экспортеры прекращают поставки газа потребителям Белоруссии


Программу ведет Арслан Саидов. Участвуют: экономический обозреватель Радио Свобода Иван Трефилов, корреспондент РС в Минске Игорь Корней и обозреватель Белорусской службы Радио Свобода Марат Дымов.

Арслан Саидов: В ночь на 24 января российские экспортеры газа полностью прекратят поставки сырья потребителям Белоруссии - они утверждают, что полностью выполнили свои обязательства. Возобновление продаж в Москве связывают с подписанием новых экспортных контрактов, которые до сих пор не согласованы. Рассказывает Иван Трефилов:

Иван Трефилов: В 2003-м году белорусские потребители купили у российских компаний около 17 миллиардов кубометров природного газа. Десять из них экспортировал "Газпром", остальное – независимые поставщики "Итера" и "ТрансНафта". Приблизительно такие же объемы и такие же пропорции планировались и на этот год. Однако уже в субботу Белоруссия может остаться без российского газа – экспортеры говорят о выполнении согласованных ранее обязательств и ждут подписания новых контрактов.

Подконтрольный государству "Газпром" прекратил продавать сырье еще с первого января. Последние пять лет, скорее по политическим причинам, компания вынуждена была нести убытки, экспортируя газ по ценам, установленным для приграничных с Белоруссией российских территорий. В прошлом году покупатели платили исправно, однако общая задолженность республики за ранее потребленный газ практически достигла 140 миллионов долларов. Сейчас "Газпром" предлагает покончить с привилегиями – заместитель председателя правления компании Александр Рязанов не понимает, почему Россия должна быть дойной коровой для своих партнеров, пусть даже очень хороших. "Газпром" добивается согласования нового контракта на рыночных условиях, однако, по словам Рязанова, белорусская сторона откровенно саботирует его подписание.

Примеру "Газпрома" последовали и независимые российские поставщики. Они продавали сырье по рыночным ценам, но объемы поставок, в соответствии с межправительственными соглашениями, были относительно небольшими. "Итера" и "ТрансНафта", как утверждают их представители, еще к 16 января продали Белоруссии весь запланированный на январь газ – чуть более миллиарда кубометров. После этой даты потребление сырья из транзитных газопроводов, по сути, стало несанкционированным. С этим фактом российские экспортеры смириться не пожелали и объявили о прекращении поставок белорусским потребителям.

Сейчас "Итера" и "ТрансНафта" также призывают Минск согласовать условия дальнейшего сотрудничества и подписать новые контракты. Но, как признают представители компаний, пока сложно говорить о возможной дате завершения переговоров.

Арслан Саидов: Белорусские власти пытаются не допустить прекращения поставок российского газа в страну, о чем заявили компании "Итера" и "Транснафта". Этой проблеме было посвящено экстренное заседание правительства Белоруссии. Официальный Минск называет претензии российской стороны необоснованными. Рассказывает корреспондент Радио Свобода в Минске Игорь Корней:

Игорь Корней: Еще вечером 22 января белорусское правительство было уверено, что никаких проблем с газом нет – пока что действует контракт 2003-го года, согласно которому "Газпром" и независимые поставщики продолжают поставки по ценам прошлого года - заявил накануне пресс-секретарь белорусского премьер-министра Евгений Мелешко. Однако все больше белорусских экспертов полагает, что неожиданное прекращение поставок газа в Белоруссию явилось итогом неудачных переговоров в прошедший вторник между руководителями "Белтрансгаза" и "Газпрома" Петром Петухом и Алексеем Миллером. Тем не менее, в парламенте Белоруссии надеются на положительное решение проблемы, хотя не скрывают, что решение о прекращении поставок газа независимыми поставщиками сугубо политическое. "Я не верю, что в январе Белоруссия выбрала все объемы газа, поскольку в первую неделю месяца предприятия фактически не работали. В данной проблеме больше политики, нежели экономики", - сказал глава парламентской комиссии по денежно-кредитной политике Алексей Ваганов.

Руководитель депутатской группы содействия экономическому развитию Кирилл Холопик считает, что у белорусской стороны есть запасные рычаги решения газовой проблемы. По мнению Холопика, белорусское руководство просчитывало такой вариант развития событий и знает, какие делать ответные шаги.

Руководство страны пока никак не отреагировало на решение российских поставщиков газа. Наблюдатели уверены, что сейчас Александр Лукашенко занят именно газовым вопросом. Из источников в государственных органах стало известно, что он придерживается позиции, согласно которой Белоруссия может осуществлять отбор транзитного газа и рассчитываться за него по ценам пятого ценового пояса России, поскольку "Газпром" осуществляет транзит газа через республику, не имея соответствующего контракта. В целом, оценивая ситуацию, некоторые представители власти считают, что на уровне субъектов хозяйствования - "Газпрома" и "Белтрансгаза" - сложилась патовая ситуация, и разрешение конфликта находится полностью в политической сфере.

Экономист Валерий Дашкевич считает, что Москва устала играть с Минском в кошки-мышки. Одно из ключевых условий соглашения, подписанного еще в конце 2001-го года - создание совместного предприятия на базе "Белтрансгаза", которое должно было заработать еще 1 июля прошлого года. Белорусская сторона упорно настаивала на своих условиях, и лишь когда кризис в переговорах стал очевиден, пошла на некоторые уступки. Как оказалось, для достижения компромисса этого было недостаточно. Поэтому некие аналитики не исключают, что именно на чиновниках "Белтрансгаза" в ближайшее время отыграется Александр Лукашенко. Тем не менее, практически все уверены, что газовую блокаду можно прорвать лишь на высшем уровне.

Арслан Саидов: Прокомментировать очередной белорусско-российский конфликт мы попросим нашего коллегу из Белорусской службы Радио Свобода Марата Дымова. Марат, на ваш взгляд, чего больше в этом столкновении – экономики или политики?

Марат Дымов: Белорусские и российские эксперты сходятся на том, что нынешняя фаза белорусско-российского газового конфликта имеет явственную политическую подоплеку. На первый взгляд, конечно, это спор хозяйствующих субъектов. Один, точнее, два - "Итера" и "Транснафта" - заявляют, что поставили в Беларусь в январе все , что обещали и даже сверх того, и потому, по крайней мере, в январе больше газа не будет.

Другой субъект - "Белтрансгаз", а точнее белорусское правительство, в ответ говорит, что поскольку "Газпром" не заключил на этот год контракт на прокачку газа через Беларусь в Европу, то Минск будет откачивать из трубы газпромовский газ и платить за него по расценкам прошлого года, то есть по внутрироссийским ценам. Заметим, что договора с "Газпромом" у Беларуси на этот год нет вообще никакого, и с 1 января российский газовый концерн Беларуси вообще ничего не поставляет. Возводить отъем чужого добра в принцип экономической политики – стратегия несколько экзотическая, но расчет Минска, видимо, строится на том, что отказаться от поставок газа в Европу "Газпром" все равно не сможет, а потому будет вынужден смириться с отъемом.

У конфликта есть и другое измерение - тоже вроде бы экономическое. "Газпром" готов поставлять в Беларусь дешевый газ, так сказать, хоть вчера, но при условии, что Минск продает свою газотранспортную сеть – "Белтрансгаз" по сходной цене. Минск, в свою очередь, готов это сделать, но по цене примерно в 10 раз большей. В таком случае – говорят в "Газпроме" – покупайте наш газ по расценкам, по которым мы поставляем его Украине. У нас ниже тариф на прокачку - отвечают из Минска, вы ставите нас в условия худшие, чем украинцев. Результат - газовая война, газ в Беларусь не поставляется вообще, Беларусь угрожает отбирать газ, предназначенный для Европы.

Арслан Саидов: Марат, ну и где же тут политика, в чем та самая политическая подоплека, о которой вы говорили?

Марат Дымов: Это прозвучит парадоксально, но политика в том, что "Газпром" действует, ему позволили действовать, как чисто коммерческое предприятие: или продавайте свое добро, или платите рыночную цену за газ. В подтексте – или соглашайтесь на переход на российский рубль на российских условиях, а если нет, то пусть братья-белорусы расплачиваются за упрямство своего правительства и лично Александра Григорьевича холодными батареями. В Минске сегодня, кстати, 17 градусов мороза. Раньше припирать стратегического союзника и славянского брата, так сказать, к холодной батарее Кремль считал для себя недопустимым. В Минске, несмотря на все интеграционные скандалы, полагали, что так будет и сейчас, тем более, замерзающий союзник, а вместе с ним и интеграция - не лучшая агитация за фаворита президентских выборов. Однако, как видим, в Кремле этот фактор не считают значимым.

Арслан Саидов: Марат, каким, на ваш взгляд, может быть дальнейшее развитие событий, какие варианты действий есть у Москвы и Минска?

Марат Дымов: Какие есть варианты? Самый простой - Беларусь докупает у "Итеры" и "Транснафты" недостающий до конца января довольно дорогой газ. Но он не самый вероятный – заявление Минска о намерении откачивать газпромовский газ свидетельствует о том, что Беларусь принимает вызов. Возможны и иные болезненные для Москвы шаги Минска: увеличение тарифа на прокачку нефти в Европу, требование заплатить за российские военные станции слежения в Ганцевичах и Вилейке. Свои рычаги давления есть и у Москвы, возможен маневр газовым транзитом через ту же Украину, вряд ли украинцы бросятся в этой ситуации помогать белорусам, в конце концов, у России есть такое крайнее средство, как разрыв таможенного союза с Беларусью. Сейчас это кажется малореальным, но представляется, что остановить эту эскалацию могут только решения на высшем политическом уровне.

Арслан Саидов: И какими могут быть эти решения, от чего это зависит?

Марат Дымов: Характер этих решений не в последнюю очередь зависит от того, чего на самом деле добивается Москва своей политикой. То ли получить “Белтрансгаз” , то ли научить белорусов жить по средствам, без скидок на братство. Напомним, что два года назад Владимир Путин предложил Беларуси войти в Россию шестью губерниями. Из его ответа на недавней пресс-конференции в Интернете можно было понять, что предложение остается в силе. Некоторые издания обратили внимание на то, что Россия отключает газ бывшей республике СССР впервые с 1991-го года. Тогда подобную операцию Москва проделала с балтийскими странами. Но тогда странам Балтии на помощь пришел Запад. Кто поможет белорусам во главе с великим борцом с Западом Александром Лукашенко - большой вопрос.

XS
SM
MD
LG