Ссылки для упрощенного доступа

Юрий Кузнецов


Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: Сегодня, 3 декабря, Международный день инвалидов, день, когда в России принято вспоминать о проблемах людей с ограниченными возможностями. Европейская комиссия, провозгласившая 2003-й год годом инвалида, основной упор делала на том, что люди с ограниченными возможностями должны стать полноправными гражданами своей страны. Россия также присоединилась к проведению на своей территории Года инвалида. Но есть ли в России возможности для того, чтобы инвалиды были полностью интегрированы в жизнь и что для этого нужно? Об этом мы поговорим с нашим гостем, президентом петербургской организации инвалидов "Мы вместе" Юрием Кузнецовым. Юрий, очень коротко напомните слушателям, потому что год назад, когда объявленный Европейской комиссией год инвалидов только начинался, вы были у нас в эфире, напомните, сколько лет вы существуете, каковы ваши основные направления работы?

Юрий Кузнецов: Нам вот будет 12 лет, основная деятельность нашей организации - это организация досуга для людей с ограниченными возможностями и формирование в обществе позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями.

Татьяна Валович: Европейская комиссия, объявляя 2003-й год Годом инвалидов, провозгласила девизом как раз независимый образ жизни и средства к существованию. В России инвалид - это по-прежнему объект лечения, реабилитации всех видов, поскольку в стране не достигнут ни должный уровень медицинского и социального обслуживания, ни достаточный объем благотворительности по отношению к инвалидам, так что пока о независимом образе жизни и полной интеграции в общество таких людей говорить не приходится. Не так давно новый вице-губернатор правительства Петербурга которая будет отвечать за социальные вопросы, Людмила Косткина, заявила, что и в 2004-м году на нужды инвалидов Петербурга из федерального бюджета поступит только 30 процентов от суммы, которая была заложена первоначально. Эту тему продолжит наш корреспондент Дмитрий Казнин:

Дмитрий Казнин: Главная проблема инвалидов, по мнению недавно назначенной вице-губернатором Петербурга по социальным вопросам Людмилы Косткиной, отсутствие достаточного финансирования из федерального бюджета.

Людмила Косткина: По всем практически пунктам бюджет федеральный предполагал нам выделить менее 30 процентов от потребности.

Дмитрий Казнин: Эти потребности просты и понятны. Телефон, ортопедическая обувь, путевки, транспорт, междугородний проезд, радио.

Людмила Косткина: Сегодня я не могу сказать, что они профинансируются в 2004-м году полностью.

Дмитрий Казнин: 2003-й год объявлен Еврокомиссией Годом инвалидов. Тема года звучит как независимый образ жизни и средства к существованию. Особый упор делается не на том, что инвалид является пациентом и объектом благотворительности, для Запада это пройденный этап, а на том, что он - полноправный член общества. В России, где этот год тоже Год инвалида, задачи другие. Ни медицинское, ни социальное обслуживание не находятся на должном уровне, государство не обеспечивает инвалидов средствами даже к сносному существованию. В Петербурге живет свыше 647 тысяч инвалидов, в том числе инвалидов первой, самой тяжелой, группы, более 43 тысяч детей-инвалидов, почти 16 тысяч человек. При этом многие социальные объекты, призванные обслуживать инвалидов, находятся в плачевном состоянии, в частности, интернат № 2 для ветеранов Второй мировой войны. Инвалидов редко можно встретить на улице. Город совершенно не приспособлен для проживания в нем людей с ограниченными возможностями. Инвалиды не просто не чувствуют себя равными среди остальных людей, они не могут перемещаться в транспорте или попасть внутрь подавляющего большинства зданий. По мнению Людмилы Косткиной, это одна из самых запущенных проблем.

Людмила Косткина: Это одно из самых слабых мест в городе. Я думаю, что мы много говорим, мало делаем, и нет, видимо, того механизма, чтобы заставить и транспортников, прежде, чем покупать новые автобусы, подумать об этом и заставить комитеты культуры, образования, здравоохранения, прежде, чем ремонтировать, строить, не пропускать ни один проект, если там нет пандусов, и так далее. Сегодня это все пропускается.

Дмитрий Казнин: Нужно пересматривать всю сложившуюся систему заботы об инвалидах, считает Людмила Косткина.

Татьяна Валович: Юра, мы встречались в начале года, который был провозглашен Годом инвалидов, на ваш взгляд, хоть что-то в Петербурге изменилось за этот год. В лучшую сторону, скажем так?

Юрий Кузнецов: Скажем, говорить стали больше о нас, нас стало больше появляться в средствах массовой информации, ну, а инфраструктура, о чем говорила Людмила Андреевна, она сама объехала город и убедилась в том, что работы непочатый край.

Татьяна Валович: Я знаю, что в этой поездке вы сопровождали Людмилу Косткину. Она хотела проинспектировать, насколько действительно петербургские здания приспособлены для инвалидов. Что было во время этой поездки.



Юрий Кузнецов: Она проверяла программу "Доступная среда жизнедеятельности для инвалидов". Объехали 4 объекта, из которых если настоящий инвалид колясочник захочет попасть, в один объект он может попасть точно, в один он теоретически мог попасть, а в два даже бы и теоретически не попал. И главный лейтмотив всего обсуждения, который состоялся с членами общественных организаций, членами администрации города, которые сопровождали вице-губернатора: давайте хотя бы луч в конце туннеля сделаем, поэтому хватит изучать, хватить планировать, давайте действовать, такое впечатление, что туннели бесконечны.

Татьяна Валович: Вы сказали, что теоретически в какие-то здания можно попасть, это что за здания в Петербурге?

Юрий Кузнецов: Это было здание реабилитационного центра для слепых в данном случае, которое мы объезжали, там есть одна ступенька, а даже первый этаж, в принципе, доступен. Кроме этого, сегодня можно все-таки попасть в Мариинский дворец, там остался еще со старых времен пандус, можно попасть при помощи пандуса в Смольный, можно попасть в Эрмитаж, можно попасть в Русский музей, можно попасть в реабилитационный центр на Васильевском острове, новое здание, вот, пожалуй, и все

Татьяна Валович: Я знаю, что накануне празднования 300-летия Петербурга как раз приезжала вице-премьер Галина Карелова, которая также инспектировала Русский музей и Эрмитаж на предмет того, как туда могут попасть инвалиды. И я знаю, что, по-моему, ни один из подъемных механизмов, при ней, во всяком случае, не сработал.

Юрий Кузнецов: Да, пришлось очень долго ждать, пока они сработают, а все дело в том, что ими крайне редко пользуются. Ведь, кроме того, чтобы помещение и здание были доступны внутри, до этих зданий еще, к сожалению, нужно добраться. Мы как-то все время забываем, что транспортная проблема для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - это очень важная проблема. Никакой Русский музей, никакой театр, ни что не будет нам нужно, если туда нельзя добраться. Много говорится о проблеме социального такси. Вот уже на моей памяти лет 6, наверное, говорят. Тут недавно Виталий Леонтьевич Мутков, когда уходил из "Зенита" в Совет Федерации, долго рассказывал о том, что вот в городе существует это социальное такси. Вы знаете, сказать, что это совсем неправда, невозможно, но это далеко не то, что должно быть. Всего два автобуса работают, с 10 часов до 17, вы сами понимаете, что они могут сделать на такой большой город.

Татьяна Валович: То есть, если человек захочет попасть, скажем, в театр, на концерт, это невозможно?

Юрий Кузнецов: Это все, это невозможно. А как мы понимаем социальное такси - пускай даже с очередью, пускай с каким-то временным запасом, но это на любое время, нужно ли мне в театр, нужно ли мне к друзьям на день рождения - я заказал, ко мне приехали, меня доставили и также доставили назад. Как должна эта система работать - наверное, надо думать, пробовать, потому что те рецепты, которые есть в европейских странах, они, наверное, полностью на нашу почву пока не переложатся.

Татьяна Валович: Но ведь такие программы действительно были разработаны. Чего не хватает? Финансирования, желания, или другого мышления и системного подхода к решению задач?

Юрий Кузнецов: Вы правы, нужен другой, системный подход к решению задач, и, конечно, одноразово, сразу, чтобы решить проблему социального такси единовременно - это потребует достаточно больших денег. Наверное, когда-то это придется сделать, потому что иначе, потихонечку - нельзя что-то отрезать потихоньку. Это будет вечно больно. Два автобуса, три автобуса... Да, у нескольких организаций еще у кого-то есть автобусы, но они не работают в единой системе, и отдельно взятому маленькому человеку это все равно никак не помогает.

Татьяна Валович: То есть, пока все-таки такой службы, чтобы ты позвонил и был уверен в том, что закажешь такси и можешь съездить на концерт - для людей которые не могут сами передвигаться это невозможно?

Юрий Кузнецов: Это невозможно.

Татьяна Валович: Юрий, близятся выборы. Я смотрела многие программы различных партий, есть разные социальные лозунги, увеличение пенсий, увеличение зарплаты врачам, но, может быть, вы меня поправите, но никто из партий на первое место не выносит проблемы инвалидов. Как обычно в России, эта проблема - она затушевывается, ну, нет инвалидов в России. Может, я не права. Может, я что-то пропустила...

Юрий Кузнецов: Да нет, тут вы почти что правы. Это не модно. Это как бы стыдно - говорить о инвалидах. Ну, между прочим, вот, пенсии всем повышают и инвалидам повысят. То есть вот такой подход. Мы как бы электорат. Вот, проголосовали и забыли. Но мало кто помнит о том, что существует большая проблема еще среди незрячих людей в нашей стране. Ведь бюллетени не отпечатаны системой Брайера, и слепые люди полагаются только на честность тех людей, которые рядом с ними, это тоже большая проблема.

Татьяна Валович: То есть, в общем, тут нарушается даже гражданское право проголосовать.

Юрий Кузнецов: И тайна голосования.

Татьяна Валович: А как общественная организация вы как-то можете влиять на чиновников, на госструктуры, выходить к ним с программами, с какими-то разработками, я не знаю, создать партию, чтобы отстаивать свои интересы?

Юрий Кузнецов: Вот уж партию создавать точно не будем, это бессмысленное дело. А что касается общения с госчиновниками, то, безусловно, общаемся, пытаемся на них влиять, не очень быстро это получается. Но то, что вот Людмила Андреевна объезжала город и решила сама посмотреть фактически, что сделано в городе, по той или иной программе, это уже все-таки шаг вперед, потому что на бумаге может быть все хорошо, и бумага все стерпит.

Татьяна Валович: У нас в эфире слушатель.

Слушатель: Я представлюсь, первый заместитель генерального директора акционерного общества "Дворец спорта", в народе его называют ледовый. В дополнение к тому, что было сказано: наш дворец изначально по проекту задумывался и исполнен таким образом, что к нам во дворец люди, особенно с проблемами, связанными с опорно-двигательной системой, могут всегда прийти и посетить. Для этого есть специальный вход. Для этого предусмотрены специальные лифты, туалеты. Поэтому понимаю, что все это очень мало для большого города, тем не менее.

Татьяна Валович: Спасибо, вы нас поправили.

Юрий Кузнецов: Приношу вам свои извинения, был неоднократно, настолько удобно, что просто в голову не приходит. Просто сам был неоднократно, и сегодня там у вас будем, так что большое вам спасибо, что напомнили.

Татьяна Валович: Юра, вы сказали, что в городе каким-то образом начали больше говорить о проблемах инвалидов. Но вот меня немножко поразил такой как бы проект хороший, задумывался изначально - социальная реклама о проблемах инвалидов. Выигралл тендер на создание такой рекламы агентство "Гради", однако, те постеры, которые должны быть в ближайшее время размещены на улицах города, несколько шокируют. Чего стоит, например, такой: "Работаю, не вставая", - изображена женщина в коляске инвалидной. ""Делаю дело с закрытыми глазами", - на постере молодой человек с белой тростью, понятно, что это слепой. Вот, на ваш взгляд, какова вообще должна быть социальная реклама для того, чтобы общество помнило каждодневно о том, что есть такие люди, и не отворачивалось от них.

Юрий Кузнецов: Что касается социальной рекламы, мы, конечно, уже очень отстали от этого, и, наверное, тут немножко люди поторопились. Мне кажется, что сегодня социальная реклама должна быть добрее и должна вызывать какие-то ассоциации, которые у нас уже есть. Я бы на месте этой компании сделал рекламу со спортсменами. Ведь у нас замечательный клуб по танцам на колясках. У нас замечательные баскетболисты, у нас есть футболисты. Нужно что-то, что у людей вызовет еще какую-то ассоциацию. А дальше может быть подписано все, что угодно. А вот эти картинки эстетичные не вызывают ничего, кроме жалости.

Татьяна Валович: Юра, а вот это агентство, оно к вам, вот у вас одна из таких крупных организаций инвалидов в городе, они не обращались за советом?

Юрий Кузнецов: Они обращались, по всей вероятности, как я понимаю, в организацию Московского района. Еще раз могу сказать, они, по всей вероятности, поспешили. Просто нужно было выполнить заказ к какому-то времени. Может, надо было посидеть, подумать, помозговать побольше. Хотели, как лучше, а получилось, как всегда, собственно.

Татьяна Валович: У нас еще один звонок, вы в эфире.

Слушатель: Я инвалид первой группы. У меня есть старенький автомобиль. До сих пор, до 2003-го года сбор с транспортных средств с нас не брали. С 2003-го года нам присылают транспортный налог. Как это понимать?

Татьяна Валович: Это отмена льгот, которая прошла по очень многим социальным слоям, как действительно помочь?

Юрий Кузнецов: Мы задаем этот вопрос. Я задавал как раз летом, когда была госпожа Карелова в городе, этот вопрос и еще вопрос по автогражданке, на сегодняшний день в бюджете денег не заложено, а значит, мы будем страдать по этому поводу.

Татьяна Валович: У нас еще один вопрос от слушателя, вы в эфире.

Слушатель: Можно ли организовать юридическую помощь?

Юрий Кузнецов: Сегодня такая юридическая помощь для инвалидов существует, это Красногвардейский переулок, дом 8. Телефон секретаря могу дать: 2-45-40-01. Вас должны соединить.

Татьяна Валович: То есть, это бесплатная помощь?

Юрий Кузнецов: Консультация бесплатна. А в случае оформления каких-то документов там существует какая-то, разумеется, оплата, потому что бумага, ксерокс - все это стоит денег.

Татьяна Валович: Юра, совсем недавно я увидела положение о конкурсе, который будет проводиться под эгидой Министерства России по делам печати. Честно скажу, когда прочитала название - обрадовалась. Называется он очень громко: "Социальный медиа-вызов. XXI век". Я подумала, что так как проблема людей, которые каким-то образом ущемлены в своих физических параметрах, одна из наиболее социально значимых для России, там она будет затронута, но, к сожалению, в положении о конкурсе нет ни слова об этом. Как вы считаете, не является ли это симптоматичным для России вообще такое положение?

Юрий Кузнецов: Опять забыли. Зато сегодня, 3 декабря, о нас вспомнят все, причем до такой степени, до приторности сладко. Наедимся сегодняшними воспоминаниями как раз до 3 декабря.

Татьяна Валович: Что бы вам хотелось изменить реально в нынешней жизни, чтобы в России как-то повернулись к этой проблеме другой стороной, как планировала Еврокомиссия, не рассматривать инвалида, как объект только социальной или медицинской реабилитации, а чтобы он воспринимался, как полноправный гражданин?

Юрий Кузнецов: Это будет тогда, когда город будет доступен, когда телевизионные и радиопрограммы будут иметь постоянный, а не циклический характер, когда газеты будут печатать по мере необходимости свои материалы о людях с ограниченными возможностями, когда просто в принципе о нас не будут вспоминать по случаю каких-то проблем. Тут есть одно такое интересное высказывание которое я хотел бы высказать: "Во всем мире инвалиды борются за свои права. Пожалуйста, не мешайте нам в нашей борьбе за лучшую жизнь, мы требуем признания, которого заслуживаем. Не надо нас жалеть, лучше включайтесь и поддержите нас". Мне кажется, это - девиз сегодняшнего дня.

XS
SM
MD
LG