Ссылки для упрощенного доступа

Анна Маркова


Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: У нас в гостях Анна Маркова, бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга. Анна Борисовна, задержались, что, пробки на дорогах опять?



Анна Маркова: Да, пробки, причем очень серьезные.

Татьяна Валович: То есть, ситуация в Петербурге не меняется?

Анна Маркова: Она ухудшается, я не хочу хвалить себя, но я занималась этими вопросами, была председателем в организации дорожного движения, сейчас могу сказать, что положение в Петербурге с организацией дорожных потоков стало несоизмеримо хуже.

Татьяна Валович: Анна Борисовна, я пригласила вас, чтобы поговорить о выборах, и о губернаторских выборах, которые прошли 2 месяца назад, и о выборах в Думу, и о грядущих президентских. Когда только начиналась кампания по выборам губернатора Петербурга, некоторые средства информации говорили, что это репетиция ко всем выборам, которые будут в этом политическом сезоне. Поэтому не могу не спросить, как вы оцениваете, действительно ли можно сказать, что выборы губернатора были репетицией того, что мы увидели на выборах в Госдуму?

Анна Маркова: Да, во многом это действительно так. Кстати, я об этом говорила и предупреждала, и депутатов Государственной Думы, и говорила о том, что на Петербурге прокатывается модель будущих выборов и, возможно, будущей политической организации в стране. С моей точки зрения, так оно и происходит.

Татьяна Валович: На этой неделе можно сказать так уже подзабывшиеся губернаторские выборы опять вышли на первые полосы местных средств информации, вот очень характерный заголовок в одной из газет я увидела вчера: "Хочу стать обвиняемой как можно скорее", - это ваши слова. Анна Борисовна, что происходит? Я знаю, что против вас возбуждено уголовное дело. Когда вы узнали о том, что стали обвиняемой?

Анна Маркова: Обвиняемой я пока не стала, я только прошу это сделать, и как можно скорее. Наверное, для многих это покажется странным, но я - юрист, и я понимаю, где реально можно защитить свои права. Выборы в Петербурге забылись не всеми. Как ни странно, наверное, слова президента, которые он сказал в день приезда и поздравления губернатора нашего города: "Выборы закончены, забудьте, очень много работы в городе, пора работать и отказаться от политических амбиций", - они, видимо не возымели должного действия. Все это время наш уважаемый губернатор, видимо, не мог оправиться от эмоционального стресса, полученного во время дебатов, и в итоге 13 ноября, спустя почти месяц после окончания выборов, Валентина Ивановна написала заявление в прокуратуру с просьбой немедленно привлечь меня к уголовной ответственности за клевету и оскорбления. И прокуратура в течение недели думала что делать, но думаю, что приказ губернатора, который они расценили именно как приказ, есть приказ, и 18 ноября они возбудили уголовное дело.

Татьяна Валович: Анна Борисовна, ну вы же понимаете, вы - юрист, выборы действительно проходили в достаточно жесткой конкурентной борьбе, и, может, прозвучали какие-то обвинения, ведь Валентина Ивановна заявляет, что защищает именно честь и достоинство себя и своей семьи - на это имеет право каждый.

Анна Маркова: Конечно, понимаете, политическая борьба - это накал и эмоциональных, и политических страстей, посмотрев дебаты в Государственную Думу, я себя вообще воспринимаю такой девочкой в этих дебатах, тем не менее, вчера вы, наверное, все видели: победители собрались, обсудили, улыбаются, жмут руки и, по-моему, собираются дальше работать. Думаю, что то, что происходило во время дебатов, наверное, эмоционально был воспринято, и, думаю, Валентина Ивановна, не привыкшая к такого рода публичным обсуждениям, восприняла это несколько иначе, а прокурор города это подтвердил, потому что те выводы, которые он делает из дебатов, они вообще, наверное, бы вызвали смех, если бы это не было так печально, потому что прокуратура - это тот орган, который и осуществляет следствие, и осуществляет надзор. Поэтому нарушение закона присутствует в действиях прокуратуры, очень сильно и значительно, и меня, как юриста, это настораживает больше всего, даже больше эмоционального заявления моей бывшей коллеги.

Татьяна Валович: Анна Борисовна, я знаю, что была проведена филологическая экспертиза, вы согласны с теми выводами, которые были сделаны?

Анна Маркова: Вы знаете, это парадокс. Представьте себе, 18 ноября прокуратура возбуждает уголовное дело, по закону в течение 24 часов я должна быть поставлена в известность, что против меня было возбуждено уголовное дело. Это понятно, об этом говорит закон, но не тут-то было. Втихаря прокуратура проводит некую филологическую экспертизу, которой никто не видел, и я в том числе. И только 8 декабря, после выборов уже прошедших, я приглашаюсь в прокуратуру, через 20 дней после 24 часов, и мне говорят: "Здравствуйте, вы - подозреваемая".

Татьяна Валович: А как действительно юридически обстоит дело, вы можете обжаловать это?

Анна Маркова: Я сразу же заявила ходатайство на имя генерального прокуратура Устинова, и думаю, он сам заинтересован, чтобы прокуратура исполняла закон. Потому, что это беспрецедентный случай: обвинение 20 дней что-то делает, проводит какие то филологические экспертизы, но здесь все-таки юристы, наверное, должны работать, а не филологи, а меня поставили в известность только через 20 дней. Уже мои права нарушены. Поэтому мной было заявлено ходатайство, что я не доверяю прокуратуре города в лице городского прокурора Винниченко в связи с тем, что он был практически подчиненным Валентины Ивановны, оперативным подчиненным, федеральным инспектором по Петербургу, и не без участия Валентины Ивановны был назначен прокурором города - с ее ходатайства. Поэтому я попросила перенести рассмотрение этого дела в другой субъект Федерации, например, в Ленинградскую область.

Татьяна Валович: Анна Борисовна, наверное, для Петербурга можно заносить этот политический год в книгу рекордов Гиннеса по выборам - это и выборы губернатора, и выборы Госдумы, и выборы президента, и говорят о выборах в муниципалитеты. Если бы, на ваш взгляд, появился лидер, который хотел бы противостоять Владимиру Путину, насколько реально было бы его обращение, донесение его программ на широкую публичную сцену. Я спрашиваю потому, что были очень интересные публикации - как международные наблюдатели оценивали прошедшие выборы в Думу. Они говорили о том, что получили партии количество мест по количеству того эфирного времени на центральных телеканалах страны, которое было предоставлено им. Как вы считаете, сейчас в России вообще возможно, чтобы кто-то честно и открыто доносил свою позицию?

Анна Маркова: Нет, я думаю, что, во-первых, на это не хватит ни времени, ни денег, потому что и последние выборы в Государственную Думу показали, что так называемый административный ресурс очень силен, это и эфирное время, и встречи, реклама, и так далее. То есть, даже если такой человек появится, он не сможет за столь короткий срок внятно донести свою программу, показать своих сторонников и стать понятным лидером, которому поверят.

Татьяна Валович: Вы тоже боролись, но и имели этот административный ресурс, на своем опыте вы могли бы сказать, как действует этот механизм?

Анна Маркова: Я уже об этом говорила. Знаете, я ресурса этого не имела, потому что не я была выбрана определенной политической элитой, я, наоборот, была в качестве оппозиции и говорила "нет". Для многих может показаться странным, когда государственный чиновник говорит "нет", когда он может, наверное, идти в ногу вместе со всеми, но, наверное, все-таки мои опасения за судьбу города, судьбу страны оказались сильнее такого испуга за собственную жизнь, собственную судьбу. Ведь и сейчас я выступаю не от себя, ведь мне предложили публично: "Извинитесь, Анна Борисовна, и все будет забыто". Знаете, никогда в жизни... Потому что я выступаю не от себя, несмотря на то, что я не победила, а от имени 300 тысяч, а возможно и больше, с учетом несколько завышенных результатов, людей, которые разделили мои опасения и также со мной шли вместе, и проголосовали за меня. Поэтому никаких изменений не будет, я доведу это до конца, и я думаю, что сейчас могу сказать, что мы переживаем определенный период, и для меня это очень важно. Мы имеем дело с началом вкрадчивых репрессий в Санкт-Петербурге, а мы уже видим, что в Петербурге прокатываются все новые политические технологии. И не зря меня поставили в известность о том, что возбуждено уголовное дело, именно 8 декабря. Выборы в Думу закончились, наша партия - посчитали местные чиновники - победила, теперь можно все. Ничего подобного! Я думаю, что молчать здесь нельзя, и, честно говоря, в последние дни хороший сигнал был из Выборгского района, когда детей, школьников, пытались заставить написать сочинение, где они должны были рассказать о политических взглядах своих родителей. Это просто беспрецедентно. Это именно та атмосфера, в которой мы начинаем жить, которую там создают.

Татьяна Валович: У нас в эфире слушатель. Слушатель: Хотелось бы одно отдельное соображение высказать. Ведь дело в том, что свобода реально существует, борьба идет, начиная от уровня бактерий, до уровня человека включительно, то есть, это закон природы, всеобщий, для земного бытия, во всяком случае. Поэтому не надо обижаться, что мы не на все имеем реальные возможности победить, например, исторические импульсы - они перемалывают любую индивидуальность, которая идет против них. Другой вопрос - как узнать, в чем именно состоит исторический импульс. Вот такое соображение.

Татьяна Валович: Я думаю, без борьбы вообще никакое историческое движение вперед было бы невозможно. Анна Борисовна, мне хочется еще вот какой вопрос задать: дело в том, что скоро в Петербурге должны состояться еще одни выборы – уполномоченного по правам человека. На эту должность, кстати, среди прочих новый губернатор выдвинула Дмитрия Краснянского, который известен в городе как заместитель председателя горизбиркома. Как вы относитесь к такому выдвижению? Он человек в городе известный, но может ли он занимать такую правозащитную должность?

Анна Маркова: Мне бы, конечно, сейчас не хотелось характеризовать личности, но я бы, наверное, сказала так, что все-таки на такую должность хорошо бы, чтобы попал человек более независимый, который, наверное, все-таки обладает собственным пониманием и видением, хорошим знанием закона и не настолько зависим опять-таки от региональной политической элиты. Но я говорю, исходя из той практики, впечатлений, которые я видела.

Татьяна Валович: Анна Борисовна после выборов вы говорили о том, что намерены создать, может быть, или новый фонд, или партию, и даже были такие названия, как "Новая правая политика", в этом плане что-то происходит, вы как-то будете продолжать в этом направлении работать?

Анна Маркова: Обязательно. Наверное то, что происходит сейчас конкретно со мной - у меня нет никаких обид, я считаю, что все нормально, я это прогнозировала, и, наверное, так и должно быть, и даже очень хорошо, что я имею возможность и доказывать свои права, и, наверное, все-таки ставить на место правоохранительные органы, которые нарушают закон. Но то, о чем я говорила, безусловно, осуществляется, и именно сейчас я считаю, что просто не имею права уходить из политики. Хотя два месяца я занималась иным, пыталась закончить свою диссертацию, хотя это было вперемешку с общением с прокуратурой, следственными органами - это все последствия выборов... Но такой фонд мы практически создали. Единственное: исходя из того, что происходит, мы не будем его регистрировать в Санкт-Петербурге, потому что давление продолжается достаточно сильное. Но подумали мы вот о чем: безусловно, это правое движение, но фонд будет называться "Новая региональная политика", потому что, к сожалению, то, что исходит из центра - происходят такие изменения в регионах, которые никак не сообразуются ни с законом, ни с политикой. Поэтому практически мы закончили формирование этого фонда, и, наверное, очень знаменательно, что именно в Думе, к сожалению, правые силы в результате звездности лидеров потерпели такое поражение. Я думаю, что все знают, что оппозиция просто необходима, чтобы абсолютная власть не стала абсолютно безграничной и абсолютно безвластной.

XS
SM
MD
LG