Ссылки для упрощенного доступа

Татьяна Дарутина


Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: Мировая практика доказала, что в интересах всего населения и каждого избирателя продуктивнее работают парламенты, в которых хотя бы треть составляют женщины. Увеличится ли количество женщин в новом составе петербургского парламента, и почему в России женщин в политике так мало? Об этом мы поговорим сегодня с нашей гостьей, председателем общественной организации Лига избирательниц Петербурга Татьяной Дарутиной. Татьяна Сергеевна, вот основная тема сейчас, и в петербургских СМИ, и в транспорте, конечно - предстоящие выборы. Волей-неволей все граждане города вовлечены в это, получая и всевозможные листовки, и видео-агитационные плакаты на улицах. Как бы вы охарактеризовали проходящую и уже заканчивающуюся предвыборную кампанию?

Татьяна Дарутина: Я не соглашусь с вами, что слишком много разговоров о выборах, к сожалению - мало. На собственном примере могу сказать, что в моем почтовом ящике была только одна листовочка "Яблока" и СПС, а практически я даже не знаю кандидатов, которые проходят по округу. Это я, человек, интересующийся политикой, то есть, я зашла в Интернет и нашла все нужные мне сведения. Обычному зрителю это сделать намного сложнее. Хотя, по количеству судебных дел может создаться впечатление, что там идет такая активная борьба. Вот активная борьба развивается внутри сообщества кандидатов. И она в этот раз приобрела ярко выраженную юридическую окраску. Некоторые кандидаты устроили юридическую войну друг с другом. Лучше бы они направили свои усилия на работу с людьми.

Татьяна Валович: А какое количество женщин баллотируется в этот раз в законодательное собрание.

Татьяна Дарутина: Я должна отметить, что общее количество кандидатов в этот раз выдвинуто немножко меньше, чем в прошлые выборы, в 1998-м году. Тогда было, я подсчитывала, процентов 15 женщин, в этом же году выдвинулось 15 процентов от общего количества кандидатов, 63 женщины. В прошлый раз их было 12 процентов. То есть, чуть-чуть побольше, но надо отметить, что в трети округов вообще нет женщин. Несмотря на то, что в закон о политических партиях вошла статья 8 о пропорциональном представительстве в списках, когда партии участвуют в выборах –о пропорциональном представительстве женщин, это не прописано в законе о выборах. Поэтому как бы декларируется, но не принимается во внимание.

Татьяна Валович: Как вы вообще описываете такую ситуацию, очень интересное исследование я читала одной антикоррупционной организации, которая провела это международное исследование, опрашивая различные слои политической и экономической элиты, и пришла к очень интересным выводам, что если в парламенте в управлении государством участвует хотя бы одна треть женщин, то это сказывается и на коррупции, то есть уменьшается коррупция в стране, увеличиваются социальные программы. В России, к сожалению, количество женщин в политике, можно сказать, мизерное. Почему?

Татьяна Дарутина: Женщины, которые сегодня попали в Государственную Думу, они продвинуты мужчинами. которые помогали им финансово или политически. В политических партиях - у нас тоже мужские политические партии, и получается, что женщины, работающие в Госдуме, представляют мужские интересы. Вот для того, чтобы женщины начали представлять интересы людей, они должны представлять людей, то есть, например, женские сообщества, их должны поддерживать, различные общественные организации. То есть, как таковое гражданское общество. Вот именно поэтому на Западе, потому что женщины не опираются на мужское сообщество, они выражают интересы населения.

Татьяна Валович: Но сейчас в России достаточно много уже женских общественных организаций, чего не хватает женщинам, может, они не верят в свои силы сами?

Татьяна Дарутина: В последнее время женские общественные организации четко знают, что могут чего-то добиться, если будут участвовать в принятии государственных решений. Но кроме этого нужно сотрудничество политических партий с женскими общественными организациями. Мне кажется, что это звено очень плохо прорабатывается, как политическими партиями, так и женскими общественным организациями. Я постоянно сталкиваюсь с тем, что женские общественные организации, женщины, собираясь вместе, говорят дуг с другом, как нужно пробиваться во власть. Но, к сожалению, этого не слышат мужчины. Вот я думаю, что это нужно делать сообща. Посмотрите, только в последнее время у нас слово "гендер" стало неругательным, его можно услышать из уст политиков, государственных деятелей, идет речь о гендерном образовании. Это все этапы, которые проходит демократическое государство. Думаю, чем быстрее у нас просветятся и мужчины, и женщины, по теме гендерного равноправия, тем более быстро мы будем двигаться к цивилизованному государству.

Татьяна Валович: А вот конкретно ваша общественная организация, Лига избирательниц Петербурга, как помогает женщинам ощутить себя, чтобы они были избраны в политику, или сделать какую-то карьеру в экономической области?

Татьяна Дарутина: Мы занимаемся с одной стороны просветительством, то есть, рассказываем о положении дел сегодня в российском государстве, как в политике, так и в обществе, надо отметить, что женщины сегодня очень много работают в общественных организациях, затыкая вообще те социальные дыры, на которые не хватает времени государству. Посмотрите, женщины работают с инвалидами, это солдатские матери, это мигранты, и во многих случаях возглавляют эти организации женщины. Вот этот блок, мы рассказываем о том, как должна работать общественная организация, и мы помогаем женщинам просто консультациями, как провести избирательную кампанию, и у нас есть определенный успех. В городе Выборге 8 женщин сделал уже коалицию в городском собрании.

Татьяна Валович: Татьяна Сергеевна, сегодня в музее политической истории в Петербурге открывается достаточно интересная выставка, посвященная политическим партиям от начала ХХ века до перестройки, вот как вы описали бы участие женщин в политическом процессе в России, как вы видите сегодняшнее строительство партий? Достаточно ли оно для того, чтобы внутри какой-то партии поддержка высказывалась именно женщинам, а не мужчинам, чтобы женщины использовались не как вспомогательная сила для того, чтобы к власти пришли мужчины, а чтобы и сами женщины могли реализовать свои возможности?

Татьяна Дарутина: Надо сказать, что избирательные права женщины получили намного раньше в России, в СССР, чем в других странах. Но, с другой стороны, в советское время в любых выборных органах участвовали одна доярка, одна кухарка, один коммунист, один интеллигент и так далее. В этом случае. несмотря на то, что женщины представляли в этих выборных органах 30 процентов, никакой роли они не играли. С другой стороны, вся партийная элита, которая руководила страной, была чисто мужским клубом. Единицы женщин, Фурцеву мы помним, можем назвать, практически никто не был допущен к принятию решений. Эти традиции сохранились и до сих пор. В высшем эшелоне власти иногда появляется министр по социальной политике или по труду - женщина. Практически страной управляют мужчины. К чему это приводит - это приводит к принятию несбалансированных решений. Не учитываются интересы всех граждан. Мало того, что я боюсь, что и о мужчинах то позаботиться некому. Сегодня у нас мужчины живут на 10-15 лет меньше, чем женщины, они не думают о своем здоровье, а женщины во властных структурах обычно социально ориентированные. Они думают и о здоровье нации, и о семье, и детях, то есть, это на общую пользу бы пошло, если бы там женщины были. Почему нет? Потому что мужчины не хотят делиться своими местами. Вы можете себе представить, политическая партия, которая сохранила свои приоритеты, многие, какие-то, ведь они же и финансово подкрепляются, там идет определенное распределение ролей. Кстати, в политических партиях у нас всего два процента народу участвует, не так то много. Они играют достаточно большую роль в политическом спектре страны. И они должны сказать: вот, я не пойду, а ты, любимый, иди. Вот думаю, что такого не будет. Этого нужно именно добиваться. Есть два пути. Одна дорога - это квотирование. Об этом очень много говорит московское женское сообщество, они подготовили закон о квотировании, но мне вот по той же причине кажется, что мужчины не захотят принимать закон о квотировании, потому что делиться властью - это невозможно. Нужно женщинам себя активнее вести. В органах местного самоуправления сегодня больше 30 процентов женщин именно потому, что их выдвигается больше 40, но если нас в Государственную Думу выдвигается 10-15 процентов, то в половине округов на выборах в Государственную Думу вообще не было женщин, в другой половине было по одной. Если там 17 человек - одна женщина - кого выберут, даже по принципу, как у нас, пришли, познакомились, ткнули в первого попавшегося. Мы должны с вами, дорогие женщины, быть активнее, голосовать за мужчин, которые представляют наши интересы, и голосовать за женщин, и самим выдвигать наши лучших представительниц.

Татьяна Валович: Не проводилось ли вами никаких исследований, как сами женщины относятся к женщинам-кандидатам, доверяют ли. Потому что в большинстве округов все равно, если присутствует женщина- кандидат выбирают мужчину. Или это срабатывает какой-то сохранившийся многовековой стереотип?

Татьяна Дарутина: Я уверена, что голосуют все таки не по признаку пола, а за личность. Личность бывает, как мужского, так и женского пола. Женщины иногда между равными выбирают мужчину, потому что это такой патриархальный стереотип, "я сижу дома, а ты - как это?!" Иногда, вот в 1998-м году я знаю, многие стали голосовать за мужчин, потому что пожалели женщин - там убивают, там так страшно, ну куда же вы, любимые, родимые. И все-таки, я думаю, что немножко не хватает нам женской солидарности, так бы я сказала. Сегодня, например, мы проводим встречу женщин-кандидатов с женскими общественными организациями. Мы понимаем, что уже конец избирательной кампании, и хотим морально поддержать самых смелых, самых мужественных, самых интересных женщин, которые баллотируются сегодня в законодательное собрание, с тем, чтобы наладить в дальнейшем плодотворное сотрудничество с депутатами.

Татьяна Валович: А как вы считаете, счастливая женщина пойдет в политику?

Татьяна Дарутина: Социологический опрос показывает, что самореализация возможна в любой сфере. Ведь политика - это та же самая карьерная сфера. Как бывают люди, настроенные на то, чтобы реализовать себя в творчестве, в музыке, в театре, в профессии, инженеры есть талантливые, так же есть и талантливые политики. Вообще, я считаю, политик, хороший политик - это человек талантливый, это может быть как мужчина, так и женщина.

Татьяна Валович: Татьяна Сергеевна, а вы сами пробовали баллотироваться на какие-то политические посты?

Татьяна Дарутина: Да, я в 1998-м году баллотировалась в законодательное собрание, вышла во второй тур, у меня был очень сильный соперник...

Татьяна Валович: То есть, вам не удалось победить, только потому что...

Татьяна Дарутина: Я считаю, что мне удалось победить, просто там были военные училища, где голосовали строем.

Татьяна Валович: Новое законодательство, по которому как раз впервые проходят выборы в Петербурге - как вы оцениваете этот федеральный закон, потому что говорится, что он еще не до конца приведен в соответствие с местным законодательством в Петербурге и в связи с этим как раз могут возникнуть очень большие коллизии?

Татьяна Дарутина: Главное отличие - что наши законодатели не привели его в норму так, как должна была бы баллотироваться половина парламента по партийным спискам. Я думаю, что тогда бы наш парламент сразу стал более эффективен и здоров, потому что политические партии несли бы ответственность за своих парламентариев. Но самое печальное - что закон о выборах сегодня практически лишает гражданина права активно участвовать в выборах. Вот, если, например, мы, общественная организация, захотим поддержать какого-то кандидата, то он нам должен за это обязательно заплатить, или нашу газету мы выпускаем, окажем, поддержку какому-то, по своему усмотрению, кандидату - если он этого не сделает, на нас наложат штраф в 50 тысяч. Да еще на главного редактора дополнительно. Я беседовала на эту тему с юристом избирательной комиссии городской, и он согласен с тем, что это нарушение гражданских прав. То есть, практически нормально участвовать в избирательной кампании сегодня лишены возможности, как средства массовой информации, так и общественные организации.

XS
SM
MD
LG