Ссылки для упрощенного доступа

Субботнее интервью. Степанида Борисова


Виктор Нехезин: Гость субботнего эфира Радио Свобода – якутская драматическая актриса и певица Степанида Борисова. Много лет она выступает на сцене Саха-театра имени Аюмского. Борисова известная во многих странах мира как певица этно-авангард и фолк-джаз-рок. Но накануне праздников речь пойдет не об этом, большинство жителей России считают, что якуты – это северный народ, но многие якуты думают иначе: для них северяне это те, кто еще ближе к Северному полюсу – эвены, эвенки, чукчи, юкагиры. Об этом и о том, как в Якутии встречают Новый год со Степанидой Борисовой беседовала корреспондент Радио Свобода Лиля Пальвелева.

Степанида Борисова: На шесть часов раньше чем Москва или на восемь чем Европа мы празднуем новый год. Встречаем, в 12 часов должны быть все за столом, вся семья. Конечно, мы как всегда садимся, с семи или шести часов уже празднуют, на столе все, что положено, готовят, кушают и ждут 12 часов. Самый любимый и самый хороший праздник для нашей семьи, я думаю, и для всех, наверное, потому что все равно человек ждет как-то чуда. Это какой-то таинственный праздник. Готовят за столом якутское. Я люблю, чтобы обязательно была кровяная колбаса. Делается кровь жеребятины с молоком, молоко коровье. Обязательно строганину, очень любят в Якутии строганину. Из каких рыб можно? Муксун, омуль, чиф, еще нельма бывает.

Лиля Пальвелева: Эти рыбы до сих пор водятся в Якутии?

Степанида Борисова: Да, продаются свободно везде. Если у кого деньги есть, конечно, покупают, а у кого родственники, просто везут в Якутск с Севера.

Лиля Пальвелева: А сладости есть какие-то национальные?

Степанида Борисова: Могу назвать "Кэтчах" – это сливки и варенье брусники или чисто брусника и замораживают. Круглые, как оладьи делают и замораживают, получается как мороженое. Очень любят. Еще в сыром виде обязательно кушают жеребятину. Готовят сырое мясо, добавляют сало жеребятины, и все это на улице, минус 55 градусов примерно, печень тоже в сыром виде, жеребятина тоже. Потому что жеребятина под снегом капает и кушает, это очень чистый продукт. Печень можно по-разному делать, просто целиком нарезать, можно через мясорубку, потом чеснок прибавить, лук прибавить, и перец, кому как нравится.

Лиля Пальвелева: Из оленины бывают какие-то блюда?

Степанида Борисова: Из оленины особенно печень вкусная, тоже в сыром виде. В рот положишь – как будто тает. И рыба также. Очень сытно, например, когда обычно ездят на Север, в тундре с хлебом и строганиной можно сытно и хорошо поесть.

Лиля Пальвелева: Вы сказали, что новый год для вашей семьи и у многих в Якутии любимый праздник. Между тем, национальный якутский новый год приходится на лето.

Степанида Борисова: Каждое лето 21-го и начинают в деревнях 19-21-го июня праздники идут. Они друг другу ходят в гости из одной деревни в другую, из одного улуса в другой улус. А это праздник встреча солнца, его вечером начинают. Утром, когда солнце выходит, в 3.30 солнце выходит и встречают. 10-11 часов гости все собираются и праздник начинается.

Лиля Пальвелева: Во время нового года, который русские, как я понимаю, принесли в Якутию, какие-нибудь обряды исполнятся национальные?

Степанида Борисова: Национальных обрядов нет, такое, как у вас, как в Европе все – елочка, в основном сосна, они берегут елочку, далековато находится и не очень хотят. В основном мы даже и сосну не покупаем, потому что жалко. Готовые елки для детей ставим все, искусственные. Как обычно, друг другу подарки дарим. Смотрю: все бегают по магазинам, покупают подарки, а раньше такого в деревне не было совсем, даже понятия, что во время нового года надо дарить подарки. Я из деревни сама, у нас такого понятия не было. Сейчас – да. Все знают, как люди ходят и подарки ищут, и мы также.

Лиля Пальвелева: В русском, а, скорее, советском фольклоре самые два известных зимних персонажа – это Дед Мороз и Снегурочка. В якутском фольклоре есть какие-нибудь зимние персонажи, в якутской мифологии?

Степанида Борисова: У нас вера языческая, поэтому духи в основном - дух леса, дух огня, дух дома. Например, если куда-нибудь далеко ехать надо, кормят обязательно огонь, чтобы эта поездка удалась, чтобы человек не замерз, чтобы доехал, чтобы было все нормально. И дорогу обязательно кормят, кормят оладьями, чаем, что есть под рукой. В основном оладья – это от предков, когда самое хорошее, самое вкусное это были оладья. Они очень тяжело жили, и когда праздники были, у них оладья всегда. В основном кушают мясо, рыбу, но по праздникам оладья делают и радуются. Если зимой в одном доме живут, летом в другой съездят и там обязательно оладья делают и кормят этими оладьями огонь, печку, дух дома. Даже Новый год, у нас камин есть, мы обязательно топим камин и печку, мы желаем, чтобы исполнилось. Обычно говорят, что чем я богат, что я кушаю, я должна этим и кормить огонь, просить, чтобы у меня, у моей семьи в этом году было все нормально. Обычно самый старший человек кормит в семье, он обязательно готовит печку, потом огонь горит, он говорит и кормит.

Лиля Пальвелева: Степанида Ильинична, что при этом надо говорить?

Степанида Борисова: Например, просит, что в семье все было нормально, чтобы все были здоровы, чтобы Анюта, наша маленькая внучка была умной, чтобы выросла, чтобы здоровая была. Ему все можно говорить и просить, например, чтобы у дочек мужья были, чтобы дедушка, бабушка были здоровы.

Лиля Пальвелева: А есть какие-то специальные заклинания, специальные слова, которые надо сказать?

Степанида Борисова: Есть заклинания. Но это от предков идут такие слова старинные. Старик, который в огне находится, дух, например, говоришь: я никогда не обидела ничем вас, тем, что у меня было дома, я всегда кормила вас. Я уезжаю далеко и, пожалуйста, в моей дороге пусть ничего не будет, не мешайте мне, то, что я должна делать, я буду делать. И уезжаешь.

Лиля Пальвелева: У алтайцев я встречала, что на перекрестках дорог, особенно в горах, обязательно стоит дерево, на которое подвешивают ленточки.

Степанида Борисова: У нас тоже на дорогах, особенно где очень много людей, какое-то сплетение, или это место уважаемое, обязательно на какое-то интересное дерево, странное, обычно находят странное дерево, больное и всегда что-то дают в дороге, что у вас есть. И думает внутри себя, чтобы все нормально было и оставляет. Есть деревья, где ленточки разного цвета, каждый от платочка, от чего-то оторвет и повесит. И такие же ленточки вяжут всегда на летние новогодние праздники. Мимо не проезжают, это опасно мимо проехать, надо сначала одарить, а потом проехать.

Лиля Пальвелева: То есть это от любых трудностей в дороге помогает?

Степанида Борисова: Я думаю, да. Это, видимо, очень проверенное дело, потому что в это верят. Иногда даже обратно приезжают, потому что забывают, мимо проедут, но потом что-то не то и они обратно приезжают, останавливаются, потом дальше едут. Есть ребята молодые, которые просто смотрят, а потом только доходит.

Лиля Пальвелева: Москва и многие европейские крупные города в Новый год, как правило, основное убранство это световая иллюминация, много-много огней, а в саму новогоднюю ночь еще и фейерверк. А города Якутии как украшают на новогодние праздники?

Степанида Борисова: То же так же, кто как может – елочку делают на площадях, украшают, люди около дома елочки делают. Разные фейерверки, но вечером, китайские покупают и стреляют. Есть рынок китайский и там все покупают.

Лиля Пальвелева: А китайцы у вас не мерзнут?

Степанида Борисова: Нет. Одевают все в куртках, нормально чувствуют себя. У нас сухой климат, поэтому очень чисто, легко, хорошо. Сухой мороз, минус 55. Самой низкой точки достигает минус 70, сухой, поэтому переносится. В основном, когда в конце декабря туман стоит.

Лиля Пальвелева: Скажите, в новогодние праздники полагается какую-то специальную одежду надевать?

Степанида Борисова: Нет, у якутов нет. А на национальном празднике национальные костюмы одевают. Кто как хочет.

Лиля Пальвелева: Детские праздники – елки, утренники в школах, в домах культуры. Меня интересует, на этих утренниках так же как везде все происходит или есть местный национальный колорит?

Степанида Борисова: Как везде. Все вместе радуются, Дед Мороз, Снегурочка. С малых лет я помню елку, 58-й год, я помню, впервые елка в школе, там мы сами игрушки из бумаги делали, разные колечки красили. В основном подарки – конфеты, подарки детские, сладости. Ждут от Дедушки Мороза, от Снегурочки. Сейчас можно даже на дом вызывать.

Лиля Пальвелева: Неужели у вас даже оленя нет?

Степанида Борисова: Нет, оленя нет, даже в деревне нет оленя. Только в тундре есть, и то они на елку оленя своего никогда не привезут в дом культуры. Это мы видим, знаем, что в Финляндии.

Лиля Пальвелева: А в Якутии дед Мороз пешком?

Степанида Борисова: Пешком ходит, на машине ездит.

XS
SM
MD
LG