Ссылки для упрощенного доступа

Юрий Гулынин


Ведущая петербургского часа программы "Liberty Live" Татьяна Валович: Все люди в том или ином смысле являются потребителями, и все хотят получать качественные товары и услуги, для чего создаются стандарты и всевозможные надзорные органы. Сегодня - Международный день качества. Хороший повод поговорить о том, как защищен российский рынок от некачественных товаров. Вот об этом мы и поговорим с нашим сегодняшним гостем заместителем генерального директора федерального государственного учреждения "Тест-Санкт-Петербург", которое является территориальным органом Госстандарта России, Юрием Гулыниным. Юрий Евгеньевич, вам как потребителю насколько часто самому приходится сталкиваться с некачественными товарами?

Юрий Гулынин: Дело в том, что в силу специфики своей работы я обладаю достаточным объемом информации и знаний, поэтому при покупке или заказе какой-либо услуги тщательно знакомлюсь с информацией, которая обязательно в соответствии с законодательством России и государственными стандартами должна предоставляться мне как потребителю, поэтому крайне редко это получается, когда я, прельстившись на красивый дизайн или какие-то другие вещи, приобретаю вещь и обнаруживаю через некоторое время так называемый скрытый дефект.

Татьяна Валович: Вот вы сказали о дизайне упаковки. Сейчас действительно очень хороший уровень, не только международные, но и российские товары оформлены очень хорошо. А есть ли какие-то методы, если установлено, что форма не соответствует содержанию, как говорится, можно ли наказать производителя за это за недоброкачественную рекламу скажем так?

Юрий Гулынин: В соответствии с законом о защите прав потребителей и законом о стандартизации изготовитель и продавец обязан довести до потребителя всю необходимую информацию, ответить на все его вопросы. Поэтому при приобретении покупки нужно обязательно внимательнейшим образом ознакомиться с той информацией, которая должна быть нанесена на упаковку на русском языке, чтобы заранее представлять себе, что представляет собой качество и назначение продукта, который вы намереваетесь покупать. А при оказании услуги, в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации, заказчик, то есть потребитель, вступает с организацией, которая собирается оказать ему услугу, в договорные отношения, поэтому он должен все свои желания и требования оговорить в документе, который он заключает с организацией, оказывающей услуги.

Татьяна Валович: То есть, в первую очередь, самому потребителю надо быть очень внимательным, но вы же понимаете, что вы в силу специфики профессии знаете все тонкости, нюансы - как быть людям, которые на ходу, на бегу, порой, покупают очень часто некачественные продукты. Сегодня Всемирный день качества – для чего он был введен? Чтобы действительно рассказать о проблемах качества, или какие-то другие цели преследуются?

Юрий Гулынин: Начиная с 1989-го года по инициативе европейской организации по качеству, которая была поддержана ООН, во второй четверг ноября месяца ежегодно отмечается Всемирный день качества. Учитывается многогранность этой проблемы в Европе этот день качества отмечается в формате европейской недели качества, и цель этого мероприятия - привлечение внимания к проблеме качества, обмен опытом работы в области обеспечения высокого качества продукции, работы, услуг, широкая пропаганда знаний о качестве, его достижение и сохранение, в том числе и образование потенциальных потребителей, которыми является практически все население нашей планеты.

Татьяна Валович: Вы, как профессионал, как оцениваете петербургский рынок товаров и услуг в процентном, так сказать, отношении?

Юрий Гулынин: Нужно отметить, что за последние 4-5 лет качество продукции и услуг, выполняемых отечественными предприятиями, значительно повысилось, и не секрет ни для кого, для всех жителей города, что, особенно в пищевой промышленности, идет вытеснение импортной продукции, и качество продуктов, которые поступают на наш рынок, и изготовлены в нашем городе и других регионах России, значительно повысилось. Тем не менее, результаты государственного контроля и надзора. которые осуществляет различные органы федеральной власти в Санкт-Петербурге, показывают, что все равно еще есть на рынке товары, которые с одной стороны являются подделками под известные торговые марки, а с другой стороны в результате нарушений тех или иных правил торговли, или хранения и перевозки продукции - поступают на рынок со снижением показателей, установленных на них в нормативных документах, в соответствии с которыми они выпускаются. И вот органы государственного контроля и надзора проводят эти проверки, выявляют и принимают меры по пресечению этих нарушений. Например, за 10 месяцев текущего года проверки ,проведенные государственными инспекторами нашей организации, показали ,что больше всего нарушений и низкое качество продукции - продукция ликероводочная и пиво. Из 220 тысяч декалитров алкогольной продукции, которые были проверены за 10 месяцев, 13 тысяч было запрещено к реализации. И на второе место по низкому качеству, к сожалению, вышла рыбная продукция.

Татьяна Валович: А эти проверки они как-то планово проводятся, или вы можете и по заявлению граждан направить свои инспекции в то или иное учреждение?

Юрий Гулынин: Проверки проводятся на основании плана. План формируется по техническим заданиям Госстандарта, и эти проверки распространяются на всю территорию Российской Федерации, в одни и те же сроки. Кроме того, мы, определяя приоритеты, проводя анализ предыдущих проверок на приоритетных направлениях, включаем их тоже в план перспективный на следующий квартал. Кроме того, мы рассматриваем и принимаем решения о проведении проверок по той информации, которая к нам поступает от органов государственного направления нашего города, от муниципальных образований, от общества потребителей и от физических лиц, граждан нашего города и нашей области.

Татьяна Валович: А на какой стадии проводятся эти проверки, когда выпускается только продукция на предприятии, или когда она находится уже на складе или в магазине?

Юрий Гулынин: Проверки в соответствии с законом о стандартизации проводятся на всех стадиях.

Татьяна Валович: А не приходилось ли вам сталкиваться что с тем, что, зная о плановости проверки, производитель зная, что возможны какие-то нарушения качества, предоставляет вам для проверки качественную партию, а потом вот, пользуясь своей возможностью, в розничную сеть поставляет некачественный товар?

Юрий Гулынин: Дело в том, что не производитель предоставляет нам партию, а наш государственный инспектор выходит непосредственно к изготовителю, или продавцу, и уже там предъявляет ему задание на проведение проверки, определяет, какую продукцию будут смотреть. Проверка начинается с ознакомления с лицами, которые непосредственно отвечают за вопросы качества на данном предприятии, если ты изготовитель, или реализации, делается осмотр той продукции, на которую нацелена проверка, и затем уже оценивается наличие информации по маркировки, и в случае необходимости отбираются образцы, которые направляются на испытания в лабораторию, и по результатам испытаний уже принимаются меры.

Татьяна Валович: Юрий Евгеньевич, сегодня в Риге открывается международный форум, на котором будет рассматриваться формирование образа государства. Наверное, в это формирование образа входит и понятие качества. Для вас есть ли такое формирование образа какого-то государства, связанное именно с понятием качества, качества жизни, предоставляемых услуг и товаров?

Юрий Гулынин: Вы задали очень хороший вопрос. Тем более, что 7 октября текущего года в телевизионном интервью президент нашего государства Владимир Владимирович Путин сказал, что, по его мнению, нашей национальной идеей должна стать идея конкурентоспособности России. Эта позиция президента в полной мере подтверждает значение качества как определяющего фактора в стабилизации развития экономики.

Татьяна Валович: Сейчас идут разговоры о том, что Россия хочет вступить в ВТО, и в связи с этим к стандартам России предъявляются особые требования. Они должны быть каким-то образом урегулированы с международными стандартами. В этом плане будет это для России лучше или хуже? Где стандарты требования к качеству продукции более жесткие - в России или в ЕС?

Юрий Гулынин: Сначала постараюсь ответить на первую часть вопроса. Идея вступления России в ВТО принята не как идея, а как государственная политика. Чтобы российские товары свободно перемещались на рынках нашей планеты, требования к продукции, изготовленной на территории РФ, должны соответствовать тем требованиям, которые установлены в тех нормативных документах, которыми пользуются страны мира. Прежде всего, дляэтого реализация этих требований проводилась в нашей стране путем гармонизации требований, установленных в наших стандартах. За последние 7 лет произошел существенный сдвиг в решении этой проблемы, и порядка 40 процентов стандартов на основные группы продукции уже гармонизированы, то есть, внесены требования, которые полностью соответствуют требованиям, установленным в международных стандартах, которые применяются в других странах мира. Но в это же время мировое сообщество не стояло на месте, в других странах, и они стали проводить реализацию политики создания единого рынка путем гармонизации не только требований в стандартах на продукцию, но и законодательства. Поэтому в нашей стране сейчас проблема №1 - гармонизация законодательства, регулирующего вопросы качества, оценки соответствия продукции тем требованиям, которые установлены в законах или нормативных документах, гармонизация методов, которые используются для испытания продукции, оценки ее соответствия. И не случайно правительство внесло в Государственную Думу, и прошел первое чтение закон об основах технического регулирования, который в полной мере, по мнению его разработчиков, позволить решить проблему, связанную с проблемой технического регулирования, установления требований к продукции, процессам, продуктам, услугам, в соответствии с той тенденцией, с теми требованиями, которые применяются, прежде всего, на европейском рынке.

Татьяна Валович: А где более жесткие стандарты, в России, или в ЕС?

Юрий Гулынин: С этой проблемой мы столкнулись после 1992-го года, когда был принят закон о защите прав потребителей, была введена обязательная сертификация ввозимой из других стран продукции по соответствию требованиям российских стандартов, и выяснилось, что на некоторые группы продукции у нас более жесткие требования. С чем это связано - допустим, по пищевым продуктам в силу нашего экономического положения питание россиян более однообразное, поэтому при разработке нормативных документов, устанавливающих предельно допустимые нормы содержания вредных веществ и примесей в стандартах или санитарных нормах и правилах, более жесткие, потому что при потреблении ежедневном одной и той же пищи в организме идет более быстрое накопление вредных веществ. Или, допустим, к мебели у нас предъявлялись более жесткие требования, потому же - кубатура жилых помещений у нас меньше, и при использовании каких то смол, лаков, которые применяются при изготовлении мебели, которые при ее эксплуатации дают какие-то выделения в атмосферу жилого помещения, тоже концентрация более высокая происходит из-за кубатуры помещения.

Татьяна Валович: То есть, если наши стандарты будут приведены к международным, произойдет послабление, не пострадают россияне от этого?

Юрий Гулынин: Нет. Тут вопрос стоит так: идет переход на новую ступень. Требования к безопасности будут сформулированы в технических регламентах, которые в соответствии с проектом закона об основах технического регулирования будут приниматься на уровне федерального закона, то есть, высшего документа, который действует в нашей стране. А чтобы изготовитель мог выполнить требования по безопасности, которые будут установлены в этом законе, будет разрабатываться шлейф стандартов, которые будут предлагать изготовителю технические решения, чтобы выполнить требования закона. Но стандарт будет добровольный. Если изготовитель найдет другие пути технического решения, которые не записаны в этих стандартах, но докажет, что продукция, тем не менее, по показателям безопасности соответствует требованиям технического регламента – пожалуйста, это можно сделать.

Татьяна Валович: Юрий Евгеньевич, добровольные стандарты, наверное, предполагают честность производителя. А вот в России, если производитель пойман на том, что он злоупотребляет доверием и производит некачественный продукт - какие последствия для него, фирма ликвидируется или нет?

Юрий Гулынин: Извините, я хотел бы сделать уточнение, не добровольных стандартов, а применение всех стандартов будет носить добровольный характер. Не будет термина "добровольный стандарт" или "обязательный стандарт", применение всех стандартов будет носить добровольный характер. По поводу наличия вины изготовителя или продавца продукции, или фирмы, которая оказывает услуги - если будет установлено при проведении контрольно-надзорных мероприятий или в результате иска, предъявленного потребителем через суд, что продукция не соответствует на сегодня требованиям стандартов, а после принятия закона о техническом урегулировании требованиям регламентов, то, естественно, изготовитель продукции или фирма, оказывающая услуги, понесет наказание. На сегодня, в соответствии с принятым или вступившим в силу с 1 июля 2002-го года кодексом об административных правонарушениях, меры административной ответственности, установленные в этом кодексе, право применения которых возложено либо на органы, осуществляющие государственный контроль и надзор, это органы санэпиднадзора, инспекции Госстандарта, или суды всех инстанций – арбитражный суд, общегражданский, и новый институт мировых судей.

Татьяна Валович: Насколько я понимаю, эта фирма будет ликвидирована, или нет?

Юрий Гулынин: Вопрос о ликвидации фирмы - сложный вопрос. Он на сегодня четко в нашем законодательстве не отрегулирован. Вопрос не о ликвидации фирмы, вопрос в том, что запрет реализации продукции, не соответствующей установленным требованиям, или наложения соответствующих санкций, или, по новому закону, в случае несоответствия продукции обязательным требованиям она подлежит конфискации по решению суда, фирма просто может нести такие экономические убытки, что вопрос ее существования может оказаться под большим вопросом.

Татьяна Валович: И, наверное, оповещение о недобросовестности фирмы, чтобы люди сами выбирали?

Юрий Гулынин: Да, в соответствии с законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, который, как ни странно, был разработан группой специалистов и направлен на то, чтобы ограничить произвол и снять излишние административные барьеры со стороны контролирующих органов, тем не менее, есть статья, что в случае выявления продукции, не соответствующей стандартам, обязательно идет публикация в прессе.

XS
SM
MD
LG