Ссылки для упрощенного доступа

Субботнее интервью. Валерий Шанин


Арслан Саидов: Гость нашей субботней программы Валерий Шанин – президент Московской Школы автостопа, автор книг "Хитч-хайкинг: автостопом по США и Европе", "Карьерные игры или психология делового общения", "Европа для всех". Валерий Шанин путешествует автостопом с 83-го года, за это время он посетил более 50 стран мира, даже совершил кругосветное путешествие. С Валерием Шаниным беседует наш корреспондент Михаил Саленков.

Михаил Саленков: Сейчас лето, время отпусков, и многие люди путешествуют, тратят огромные деньги на перелеты на самолетах, на путешествие на автомобилях личных, на автобусах, на поездах, вы предпочитаете путешествовать автостопом. Для вас это удобнее и дешевле?

Валерий Шанин: Практически все люди приходят в автостоп в первую очередь из-за того, что у них нет денег на стандартные путешествия, поехать по путевке, полежать пузом кверху неделю на пляже. Но задерживаются в автостопе только те, кто понимает интерес именно в этом виде путешествий, который отличает его от всех других. Сколько я по себе знаю и по людям, которые путешествуют автостопом, после автостопа очень тяжело перейти на какой-то другой образ путешествий, потому что автостоп - это действительно путешествие в таком явно концентрированном виде. Чем привлекателен автостоп, не то, что ты едешь без денег, а то, что испытываешь ощущение свободы, которое недоступно людям, которые едут с деньгами, за все платят, заранее запланировано, заранее оплачен отель, ресторан. Во время путешествия автостопом ты выходишь в открытый мир и встречаешь жизнь, как она есть, то есть мы можешь встречаться с самыми разными людьми, с миллионерами, и с бродягами. И такое разнообразие впечатлений, которое недоступно при лежании на пляжах.

Михаил Саленков: Ну, а сколько занимает такое путешествие?

Валерий Шанин: В принципе, каждый человек может позволить себе путешествовать столько, сколько у него есть свободного времени. И когда идешь по трассе, то можно рассчитывать 500 километров в день, иначе получится одна большая гонка. В принципе, я не считаю, что самое главное в автостопе перемещение. Главное – это ощущение свободы, что ты никогда не боишься опоздать на поезд, ты никогда не боишься, что не будет мест в отеле, ты никогда не боишься, что не найдешь ресторана и так далее. Всегда в дороге найдешь, где переночевать, найдешь, как перемещаться.

Михаил Саленков: Неужели нет страха, что не поймаешь машину, никто не остановится, никто не подвезет?

Валерий Шанин: Я с 83-го года путешествую, и у меня, наоборот, огромный интерес, найти на земле такое место, с которого нельзя было бы уехать автостопом. И по своему опыту я больше 55 стран посетил, и по опыту моих друзей, нам не удалось найти на земле ни одной точки, с которой нельзя было бы автостопом уехать.

Михаил Саленков: Вы сказали, что вы путешествуете с 1983-го года, то есть уже почти 20 лет. Помните ли свое первое путешествие и почему решили ехать автостопом?

Валерий Шанин: Конечно, как всегда, первое запоминается. Тогда мы с моим другом, я был студентом, друг тоже был студент, мы вдвоем с другом путешествовали по Крыму. Мы тогда не знали про автостоп, потому что в то время это потерялось, и я лично не слышал про людей, которые путешествовали автостопом, не встретил в своей жизни. Мы шли вдоль дороги, выходя из какого-то крымского городка. Уже стемнело, мы шли, оглядываясь по сторонам, где бы переночевать. Останавливаются "Жигули": "Вы куда идете?". "Мы идем в сторону Планерского". "Да вы заблудились, попали не на ту дорогу. Вы уже идете в сторону Симферополя". Посадил в машину к себе, отвез назад на развилку. Сказал: "Стойте здесь на развалке. Пойдут в три часа ночи грузовики, тогда вы доедете до Планерского". Для того, чтобы в три часа ночи махать рукой, мы, конечно, сразу не дошли, но утром вышли и стали махать рукой. И действительно, доехали до Планерского на трех машинах. Так сразу потрясла возможность перемещаться на попутных машинах, что не остановились, поехали дальше вдоль берега моря, весь Крым, потом перебрались на Черноморское побережье Кавказа. И вот так с 83 года не могу остановиться, потому что это как наркотик. Когда попробуешь это ощущение свободы, ощущение авантюризма, то уже невозможно потом ничем другим заменить.

Михаил Саленков: Вы можете сказать несколько слов об истории автостопа?

Валерий Шанин: Официально считается, что автостоп появился 19 сентября 1923 года, потому что тогда впервые в американской газете само слово "Хитч-хайкинг" упомянули. Понятно, что автостоп появился в то время. Когда появились первые автомобили, люди стали ездить на попутных машинах, первоначально это появилось в Америке. Потом отдельно в Европе зародился автостоп в Англии во время войны, когда начались налеты немецкой авиации, разбомбили общественный транспорт в Англии, и водители, у которых были свои автомобили, они чувствовали просто необходимость помогать людям добираться на работу и ставили сами таблички "Подвожу по пути". За время Второй мировой войны люди в Англии привыкли, что это естественно, если машины идет и есть свободное место, значит должна подвезти просто из чисто патриотических чувств. В Советском Союзе автостоп появился в 61 году. Тогда даже создана была Центральная комиссия автостопа при Центральном совете по туризму. Выпускали специальные книжечки "Автостоп", когда человек голосовал этой книжечкой на дороге, водитель его подвозил, выписывал ему талон, писал, на сколько километров провез, когда, где. Потом водитель собирал талоны, отправлял в Центральную комиссию. В конце года разыгрывались призы вплоть до мотоциклов, автомашин. Потому организация эта развалилась, я уже не застал, никого не встречал из автостопщиков, поэтому я открывал автостоп чисто на своем опыте. В 95 году мы официально зарегистрировали организацию, которая называется Московская Школа автостопа. Мы проводили соревнования, чемпионат России по автостопу, чемпионат Москвы по автостопу, чисто как фестиваль, то есть получить удовольствие от участия в совместном предприятии. Автостопщики с Московской Школы автостопа побывали практически во всех странах мира. За исключением, может быть, каких-то мелких островков где-то там далеко, на которых вообще редко кто бывает.

Михаил Саленков: Где были вы за 20 лет путешествия автостопом?

Валерий Шанин: Я, естественно, проехал весь Советский Союз, побывал во всех 15 республиках. Когда в 91 году открылся "железный занавес", для меня, по крайней мере, я поехал в Америку. В 91-м году проехал по 25 штатам, сделал круг автостопом. Потом путешествовал много по Европе, и в 99-м году я созрел до того, что пора уже совершить кругосветное путешествие. В конце 99 года отправился в путешествие вокруг света, с собой еще семь человек подбил. И мы поехали через Монголию, Китай, Лаос, Таиланд, Малайзия, Индонезию, Восточный Тимор, Австралию. Не такие крепкие оказались, как я, поэтому стали уже поворачивать по пути, максимум добрались до Австралии. И с Австралии я уже в одиночку продолжил путешествие. С Австралии перебрался в Новую Зеландию, потом с Новой Зеландии в Южную Америку и проехал по Южной Америке, из Эквадора уплыл в Санкт-Петербург на банановозе, таким образом завершив свое кругосветное путешествие, которое в результате заняло у меня три года, хотя первоначально планировалось, что смогу уложиться за один год.

Михаил Саленков: Закономерный вопрос в таком случае: а на что вы питались и жили?

Валерий Шанин: Получилось так, что когда мы планировали свое путешествие, мы рассчитывали, что нам 300 долларов должно хватить для того, чтобы вокруг света проехать. Идея была такая, что мы едем вокруг света за год, поэтому один доллар в день - получается 365 долларов. Возникла проблема, что нужно было получить австралийскую визу. Мы первый раз подали на австралийскую визу в Китае, нам отказали, второй раз подали на австралийскую – опять отказали, третий раз подали на австралийскую визу, каждый раз платили по 45 долларов. Поэтому получилось так, что мы двигаемся, подаем на австралийскую визу, еще нужно было за визу Кита, Лаоса, Таиланда платить, поэтому получилось так, что мы добрались до Таиланда, подали третий раз на австралийскую визу, и деньги кончились совсем. И оказалось, что путешествовать совсем без денег достаточно трудно. До этого я путешествовал, у меня были какие-то маленькие деньги, люди, естественно, потрясаются: человек без денег, надо его кормить. Думаешь: действительно, попался тебе человек, который тебя накормит, а еще неизвестно, будут ли такие люди на твоем пути. Поэтому, если тебя приглашают на завтрак, то ешь сразу и за обед, и за ужин. Потом проехал немножко, попал на обед и на обеде ешь за ужин и завтрак. Когда едешь без денег, то сразу люди все спрашивают – почему у тебя нет денег? Ты объясняешь - нет денег. Что придумать, почему нет денег? Это что, рассказать историю России за последние 70 лет, почему у людей денег нет, которые хотят путешествовать? Хорошо, что нам сами подсказали ответ, говорят: вас что, обворовали что ли? Да, обворовали. Приехали в Австралию, получилось, что когда я отправлялся домой, у меня жена с двумя детьми, и я думаю, что я быстренько пробегу, они не успеют умереть с голода, пока я за год проеду. А получилось так, что из-за австралийской визы затянулось, уже семь месяцев прошло, пока мы добрались до Австралии, примерно полдороги. Я подумал, что надо заработать, чтобы деньги отправить домой. Потом в Австралии нашли работу, четыре с половиной месяца работали, я все заработанные деньги отправил домой. Следующий шаг – нужно перебраться в Новую Зеландию. Опять выяснилось, что очень тяжело. В кругосветном путешествии 80% проблем было связано с преодолением границ, получением виз. Мне, честно говоря, за три года 150 раз хотелось улететь домой. Если бы у меня были деньги. Я бы 150 раз взял билет на самолет и улетел. Но тут получается как в альпинизме без страховки: залез на скалу, на полдороги понял, что был не прав, но понятно, что тебе вверх долезть легче, чем вниз назад спускаться и жаловаться не на кого, никто тебя не спасет. Я вот в таком положении был три года. Все-таки я в Новую Зеландию попал. Поездил по Новой Зеландии, работал, чтобы деньги домой отправить, заработал деньги на самолет, чтобы улететь из Новой Зеландии в Южную Америку. Я пролетел в Аргентину. Проехал по Аргентине, оттуда в Чили, Перу Эквадор. Добрался до Эквадора, и с Эквадора ходят банановозы в Санкт-Петербург. Получилось так, что 19 декабря 99-го года я выехал из Москвы и вернулся в Москву 14 декабря 2002-го года. То есть практически три года заняло путешествие вокруг света.

Михаил Саленков: Вообще автостоп, как вы считаете, это опасное занятие или нет?

Валерий Шанин: Люди считают, что автостоп это очень опасное занятие, и каждый, кто выходит на дорогу, чуть ли не самоубийца. В принципе, конечно, я не скажу, что автостоп самое безопасное занятие. Хотя реально, скажем, по опыту Школы автостопа, которая существует с 99-го года, два человека погибло за время путешествия автостопом: один упал с дерева, разбился. Второй попал в аварию и разбился просто на машине вместе с водителем в аварии. Пару случаев было с бандитами попадали в переделку, с синяками, с ссадинами доставалось. Но сказать, что автостоп совсем занятие для самоубийц, все-таки нельзя. В обыденном сознании представление. Что самый опасный автостоп это что водители сплошь маньяки. Я редко встречался со случаями сексуальных домогательств, хотя с гомосексуалистами попадалось общаться. Но женщины, которые путешествуют автостопом, они рассказывают, что реально, когда особенно девушка одна едет автостопом, то практически каждый водитель тему эту затрагивает. Поэтому в школе автостопа мы считаем, что девушкам в одиночку ездить в принципе неполезно, лучше хотя бы вдвоем, лучше всего парень с девушкой. Если себя правильно вести, то можно ездить автостопом даже девушкам в одиночку. Правильно вести себя - как? Во-первых, одеваться надо, чтобы по одежде тебя не путали с женщинами, которые на дорогах подрабатывают, то есть спортивно-туристическая одежда с рюкзаком. Потом правильно себя вести при общении с водителем. Есть один общий такой принцип – автостопщик не может остановить любую понравившуюся ему машину, но в принципе, сам решает, ехать ему или нет. Жизнь так устроена, что чем интереснее живешь, тем больше рискуешь. Понятно, что люди, которые занимаются горными лыжами, альпинизмом, парапланом, они живут очень интересной, насыщенной жизнью, но и больше рискуют, то же самое автостопщики.

Михаил Саленков: Вы по образованию психолог, насколько это помогает вам в ваших путешествиях и насколько важен чисто человеческий контакт с водителем, которого вы остановили и в машину которого вы сели?

Валерий Шанин: Конечно, это самое главное в автостопе – умение устанавливать контакт, умение общаться с людьми. Самый же интерес в автостопе именно в том состоит, что ты имеет возможность встречаться с разными людьми и общаться с людьми. Потому что, когда попадаешь в машину, встречаешься с человеком, который много чего рассказывает о своей жизни, ты можешь поделиться какими-то своими историями. Тут есть такая черта автостопа, что автостоп – это проявление альтруизма, который в нашей жизни, как считают люди, уже не существует. Получается так, что мало того, что человек тебя везет бесплатно, очень часто еще приглашает покормить, к себе домой переночевать. То есть получается, что автостопщик выходит на дорогу, и он как бы провоцирует людей других на альтруизм. К автостопу надо относиться как к вдоху и выдоху. То есть когда тебе помогают – это принимать, когда ты в такой ситуации находишься, а когда ты можешь кому-то помочь, точно так же, не ожидая благодарностей.

Михаил Саленков: Вы садитесь в машину, человек согласился вас повезти. Наверное, появляется такое ощущение, что надо показаться интересным собеседником?

Валерий Шанин: Те, кто начинают ездит автостопом, у 90% такое представление, что если тебя везут, ты должен отплачивать тем, что байки какие-то рассказывать, истории, что тебя везут за то, чтобы ты был как бесплатный радиоприемник. Я тоже, когда начинал, тоже у меня было такое представление, что раз уж я сел в машину, то я должен начать говорить, так и говорить и говорить. Потом, когда я начал писать книги, я в другую крайность впал – мне стало интересно слушать, потому что, о чем же я буду писать? У меня половина книг посвящена историям, которые мне рассказывают водители. Я стал слушать. А сейчас я пришел к естественному состоянию: когда я попадаю в машину, мне нужно определить, хочет водитель. чтобы я ему что-то рассказал, ему интересно послушать, либо водитель хочет рассказать что-то о себе. Бывают такие ситуации, хоть и редко, но встречаются, когда водитель подвозит, но ни сам ничего не хочет слушать, ни говорить ничего не хочет. И вот автостопщики всегда удивляются таким людям, но они существуют. Тогда я тоже радуюсь, думаю: наконец-то есть возможность в окно хоть посмотреть, а то иначе бывает так, что заговоришься с человеком и не видишь, куда едешь. Что интересно еще в автостопе, что если правильно к нему относиться, то автостоп дает возможность почувствовать движение жизни, как оно есть. Потому что в обычной жизни мы очень часто думаем, что мы сами планируем и сами себе жизнь строим. А в автостопе видишь, как жизнь развивается, а ты являешься лист, который сносит течение воды. Потому что выходишь на дорогу: выйдешь на минуту раньше или на минуту позже – и все сразу меняется, и меняется все твое дальнейшее путешествие. Потому что если бы я вышел в свое кругосветное путешествие за минуту раньше или за минуту позже, изменилось бы стопроцентно все. Если ты стоишь на дороге час, два, три, это не значит, что тебя не хотят везти, это значит, что ты ждешь свою машину. Которая где-то та задерживается. Самое главное – оптимизм, вера в людей и в свою счастливую судьбу.

Михаил Саленков: У моряков есть такое пожелание – "семь футов под килем", тем, кто уезжает, говорят "счастливого пути", автостопщику, который выходит на трассу, есть какое-то пожелание?

Валерий Шанин: Да, у нас говорят – "счастливых приключений". Потому что автостопа без приключений не бывает и самое главное, чтобы они счастливо заканчивались.

XS
SM
MD
LG